Открыты 221-е торги AI Аукциона
ARTinvestment.RU   27 марта 2018

Традиционные двадцать лотов — это тринадцать живописных работ, три листа оригинальной и два — печатной графики и две работы, выполненные в смешанной технике

Каталог AI Аукциона № 221

Избранные лоты AI Аукциона № 221

Начнем, как обычно, с пейзажей. Самая ранняя работа в каталоге — большое масло «По лесной дороге» (1890-е — 1900-е) кисти Николая Николаевича Оболенского. Архивные данные говорят нам о том, что родился он в 1863 году в Баку, в двухлетнем возрасте потерял отца, в августе 1882 года приехал в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств — по бедности, по бесплатному билету на посещение классов. Те же архивные материалы свидетельствуют, что художник крайне нуждался, не имея теплой одежды, часто болел, пропускал занятия и, несмотря на благожелательное отношение руководства Академии к талантливому и делающему явные успехи вольнослушателю, обучения не закончил. Ради заработка рисовал для журналов, много печатался в «Ниве»; около 1892 года начал сотрудничать с Ю. Ю. Клевером. Как пишет Е. В. Нестерова (ГРМ, Санкт-Петербург, источник: art-lab.com.ua), вероятно, улучшение материального положения было основным стимулом к этой работе. До 1902 года жил в Петербурге, затем, видимо, вернулся на Кавказ, где следы его теряются.

Так получилось, что более всего Оболенский известен как один из четырех художников, работавших в мастерской Ю. Ю. Клевера. Безусловно, он что-то перенял у Клевера, однако, обладая несомненным талантом и мастерством, будучи прекрасным рисовальщиком и пейзажистом, шел в творчестве своим путем. Более того, очевидно, что некоторые мотивы сам Клевер заимствовал именно у Оболенского (например, кавказские, которые Оболенский знал прекрасно, а Клевер на Кавказе не бывал ни разу). Картины самого Оболенского обладают безусловным авторским почерком. Что же касается нашего пейзажа «По лесной дороге», то самостоятельная манера и авторские приемы, отмеченные экспертом, делают узнаваемой эту мастерски написанную, очень красивую, спокойную, интерьерную работу.

«Пейзаж с церковью» (1923) Ольги Фёдоровны Амосовой-Бунак — большая и красивая вещь со счастливой судьбой: в отличие от большей части живописных и графических работ (погибшей вскоре после революции и в более поздние времена) эта картина уцелела и не затерялась во времени. Амосова-Бунак занималась живописью и графикой, писала пейзажи, портреты, работала художником-оформителем, иллюстрировала книги и журналы, создавала эскизы костюмов и декораций для театров. Как пишет Татьяна Михиенко, автор статьи «Творческий путь Ольги Амосовой» (Ольга Амосова-Бунак. Персональная выставка 20 декабря 2007 — 28 января 2008: Каталог выставки. М.: галерея «Элизиум», 2007. — (Забытые имена). С. 11–12), «главным для Амосовой в 1920–30-е годы остается живопись. В этот период художница овладевает новыми темами и формами выразительности, стремится к большей масштабности сюжетов. В то время окончательно складывается ее собственный своеобразный живописный стиль». «Пейзаж с церковью» прекрасно иллюстрирует эти слова эксперта.

«Летний пейзаж с дорогой» (1950–60-е) Николая Михайловича Ромадина относится к целому ряду рабочих натурных эскизов художника. В совсем небольшой работе мастерски передана перспектива, чувствуется и воздух, и пространство, и солнечный свет. Эксперт отмечает: «В трактовке живописной поверхности, в цветовой организации, передаче пространства, состояния природы, погоды, световых эффектов ясно виден творческий почерк известного мастера русского пейзажа».

«Как он любит природу, как чувствует, он пишет, вдыхая её воздух», — писал о Григории Степановиче Зозуле, авторе картины «Паланга» (1963), его друг Александр Лабас (источник: labasfond.ru). Выпускник Строгановского училища (как вспоминал Лабас, «один из самых талантливых учеников на выпуске»), ученик таких разных В. Е. Егорова и А. В. Щусева, Д. Н. Кардовского и А. М. Родченко, Зозуля был мастером многогранным и ярким во всем, что он делал. Наша «Паланга» — большая интерьерная работа, с интересным и сложным цветовым решением, относится к последнему периоду творчества художника.

Продолжает раздел пейзажей «Околица» (1996) Валерия Викторовича Башенина, еще одного выпускника Строгановки и, как пишет сам автор, ученика Михаила Шварцмана. Академические искусствоведы считают, что в его живописи «ощущается связь с православной иконой, парсуной и лубком, а также искусством примитива; в ней слышны отголоски Ренессанса, русского модерна и авангарда» (источник: rah.ru). Сам же художник о себе говорит так: «Я не авангардист. Скорее, я пытаюсь продолжить традиции искусства Византии, средневековой Европы и России. Так могла бы выглядеть светская живопись, если бы можно было изначально отказаться от власти перспективы и натурализма в живописи эпохи Возрождения» (источник: taday.ru).

От Возрождения и русского модерна — к московским пригородам середины прошлого века, по широкой брусчатой мостовой, окруженной допотопными деревянными заборами и скучными коробками многоэтажных домов, несется «Грузовик» (2014) Оскара Яковлевича Рабина, выполненный в сложной печатной графической технике. В этой работе всё — движение: и дома, и крыши, и дорога, круто уходящая вверх, и даже забор — символ незыблемости — ходит ходуном. А раз так, раз ничего не стоит на месте, — значит, грузовик дорогу осилит и всё будет хорошо! Исключительно позитивная вещь!

Нежный красно-голубой пейзаж в нашей подборке — работа «Домик и облако» (1990) кисти художника Евгения Валентиновича Солодкого, подкупающая своей простотой, лаконичностью и лиричностью композиции.

Завершает раздел пейзажей огромное (109,5 × 119,5) масло Владимира Леонидовича Крылова «Без названия» (2006). Очень чистая, яркая и выразительная работа — с огромным небом и белыми облаками. А что под небом — море ли, горы — не так уж и важно: важно только, что белые птицы летят в рассветном солнце!

Шестидесятник, художник «группы Сретенского бульвара» (круг Кабакова, Булатова, Янкилевского и др.) Олег Владимирович Васильев входит сегодня в топ-100 самых дорогих русских художников. Аукционный рекорд для его произведений составляет $950 000. Сам Васильев не любил, когда его называли концептуалистом «заодно» с коллегами-сретенцами. Но отрицать доминирующую роль смыслового заряда в его творчестве невозможно. Подписной цветной карандашный рисунок «Распятие во Фрайберге» 1992 года — настоящая находка для ценителя. На аукционном рынке оригинальная графика Васильева такого качества, да еще и с его фирменной спектральной структурой появляются раз в несколько лет. И сейчас ровно такой случай.

Безусловный топ-лот всего каталога — картина Юрия Павловича Анненкова «Богоматерь всех скорбящих» (начало 1910-х). Эксперт Ю. В. Рыбакова пишет, что в юные годы на художника повлияло творчество многих авторов и направлений, в том числе к началу 1910-х относится увлечение русской иконой. «Осенью 1909 г., не выдержав испытания в Академию Художеств, А. переходит в мастерскую Я. Ф. Ционглинского, где и продолжает занятия до весны 1911 г. Бурный темперамент профессора, не позволявший ученикам закоснеть в рамках определенной школы, пробудил в А. стремительную смену художественных предпочтений и разочарований, — в течение двух лет он последовательно подчиняется влиянию: Малявина…, русской иконы, Федотова, Ван Гога, Сезанна. К наиболее значительным работам этого периода принадлежат эскизы стенной росписи и запрестольный образ Христа на стекле для сельской церкви в Павах Лужского уезда. <…> Большинство работ этих лет было уничтожено самим художником, переживавшим наиболее острый и мучительный период искательства» (М. Бабенчиков. Ю. Анненков. Юрий Анненков. Портреты. Пг., 1922. С. 80–83). Об авторе этой работы и о творчестве одного из самых известных русских мастеров ХХ века, причем равно известных и в России и за рубежом, см. статью в рубрике «Художник недели».

«Женский портрет» (1967) Анатолия Тимофеевича Зверева, как пишет В. С. Силаев, «характерная портретная работа Зверева из большой галереи женских образов второй половины 1960-х годов, в которых художнику мастерски удавалось соединять портретное сходство и уникальные, новаторские эксперименты с пластикой и цветом».

Необычный взгляд на женский образ предлагает нам Дмитрий Иванович Гордеев в работе «Без названия» («Женщина у портрета») 1973 года. А на обороте этой двусторонней работы традиционная, но от этого не менее интригующая «Лежащая обнаженная».

Завершает раздел женских образов большой и хорошо проработанный эскиз «Купание вечером» (1978) Ное Несторовича Геденидзе, художника необычной творческой судьбы. В советское время его портрет Ленина был отпечатан умопомрачительными тиражами, висел в каждом (правда-правда!) мало-мальски значимом кабинете, репродуцировался где только можно и вообще был известен практически всем, от пионеров до пенсионеров. При этом фамилии художника не знал никто — и не потому, что кто-то ее скрывал, а потому, что и вопроса-то такого не возникало… Сегодня, к счастью, портрет забыт и мы знакомимся с художником Ное Геденидзе и с теми его картонами и холстами, которые писались для себя, без надежды быть выставленными. Как у каждого автора, у него были и удачи и работы послабее, но наш сегодняшний эскиз — всем хорош: тонкая чистая композиция, пронизанные лунным светом разноцветные женские фигуры, сложный, богатый нюансами, красками и оттенками, в узнаваемой авторской гамме, колорит работы.

Раздел жанровых вещей открывает картон «Слушатели» (1957), этюд к картине «Выступление Ленина» Дмитрия Аркадьевича Налбандяна. Вошел ли этот мотив хотя бы в одно из монументальных полотен, изображающих вождя всемирного пролетариата, мы не знаем, да, собственно, и искать-то незачем. В этой работе важно другое: кистью пусть придворного, но очень хорошего художника написаны самобытные фигуры двух мужчин и мальчика — обычных людей, которые были художнику по-настоящему интересны. Он рисовал и писал множество этюдов, но в готовых официальных холстах оставались только народные массы, а человек пропадал. И вот в «Слушателях» мы видим именно то, чем действительно интересно творчество Налбандяна, образцов которого, к счастью, в музеях и серьезных коллекциях сохранилось немало.

Оргалит «Колычевы» (2010) Натты Ивановны Конышевой — это совсем даже не историческое полотно, как могло бы подуматься исходя из названия. По-конышевски детализированная семейная сцена предлагает нам поразительное разнообразие трактовок образов, событий и атрибутов.

Творчество Владлена Васильевича Гаврильчика, как пишет петербургский искусствовед Любовь Гуревич, тесно связано с его жизнью. Натюрморт «Без названия» (1968) объединяет многие основные мотивы его жизни и творчества. Полосатая раскраска пограничных столбов и фрагмент военного корабля отсылают к недавним еще годам обучения в Ленинградском высшем военно-морском пограничном училище и последующей службе штурманом пограничного транспортного судна на Дальнем Востоке. Мелкие технические детали, наваленные большой кучей, — ироничная реплика беспредметного искусства. А общий песочный тон картины — дань командировке в Сирию в качестве военно-технического специалиста в 1967–1968 гг.

Очередной смелый абсурдистский палимпсест художника-«экстремиста» Александра Андреевича Савко (угораздило после того, как одна из его работ попала судье под горячую руку) отсылает зрителя к «Чаепитию в Мытищах» В. Г. Перова. Но теперь роли персонажей радикально поменялись. Слепой ветеран и его мальчик-поводырь превратились в инфернальных клоунов, не забыли прежнего унижения и теперь готовы схватиться на равных с клириками-бэтменами. Что добавить? Перед нами заводной характерный Савко — ровно такой, какой ценится коллекционерами.

 

«Мимо всех ужасов современного искусства я прохожу, закрыв глаза, — говорит художник Наталия Игоревна Нестерова. — Если вы будете все время смотреть на страдания, то в какой-то момент просто намылите веревку. Искусство должно поднимать человеческий дух, а не разрывать душу на части» (источник: babanata.ru). Вот такой, поднимающей человеческий дух, предстает нам большая гуашь «Воробьи» (2010), созданная в узнаваемой авторской манере и пронизанная солнцем и морским воздухом.

Мотив «Композиции с треугольником. 1 + 1» (1992) Владимира Николаевича Немухина важен и интересен для автора. Он исследует его многократно и по-разному: технически, композиционно и колористически. Наша «Композиция…» относится, очевидно, к первым опытам разработки сюжета, и в ней присутствуют все обязательные его элементы: треугольник, прямоугольник, линейка, формула, хорды, цветовое пятно и т.д. — и обязательно настоящая игральная карта рубашкой вверх. Очевидно, сам автор считал наш вариант «Композиции…» одним из самых удачных, поскольку в большом альбоме «Владимир Немухин : живопись : графика : скульптура : фарфор» (М.: Бонфи, 2012. С. 234) опубликовал очень похожую, но позднейшую работу, выполненную темперой.

Завершающая работа каталога — цветная литография «Муха № 1» Ильи Иосифовича Кабакова, лист из альбома «Михаил Гробман. Илья Кабаков. Прекрасные шестидесятые», отпечатанный в 1989 году по оригинальному произведению 1969 года. Альбом состоит из шести листов — по три литографии Михаила Гробмана и Ильи Кабакова.

Тем, кто собирается впервые купить картину или рисунок, будет полезно узнать, что ни один монитор никогда аутентично не передаст произведения искусства. Цвет, фактура, не говоря уже об ауре той или иной работы, впечатлении от встречи с нею, монитору не подвластны. Хорошую вещь он может сделать как минимум невыразительной, а не совсем удачную, напротив, приукрасить (последних у нас нет, но справедливости ради сказать об этом стоит). К тому же каждый человек видит и чувствует по-своему. Поэтому приезжайте посмотреть на все работы собственными глазами у нас, на Гороховском, 7 (только предварительно необходимо позвонить и договориться о встрече).

Желаем всем хорошего торга и удачных покупок!

Справедливый рыночный ценовой уровень по работам авторов, представленных в каталоге настоящего аукциона, можно определить по информации базы аукционных результатов ARTinvestment.RU.

На аукционе AI продолжает работать виртуальный участник «Резервная цена не достигнута». Он появляется на последних минутах торгов, чтобы покупатели имели возможность перебить резервную цену (у тех лотов, где она есть). Другими словами, если видите участника «Резервная цена не достигнута», то это повод продолжить борьбу — возможно, победа близка.

Если же последняя ставка появляется в сопровождении пометы «До резерва остался 1 шаг», это значит, что, сделав следующую ставку, вы выигрываете лот — если, конечно, кто-нибудь, вдохновившись близкой удачей, не перебьет вашего последнего слова. И всегда досадно, когда участники, торговавшиеся несколько дней и особенно азартно последние пару часов перед закрытием, вдруг останавливаются именно в одном шаге от победы. Если чувствуете, что вещь — ваша, так сделайте этот шаг!

Внимание: комиссионный сбор с покупателя составляет 15 % от финальной цены лота.

***

Мы продолжаем принимать живопись и графику (оригинальную и тиражную) на наши регулярные еженедельные торги. О своем желании выставить вещь на аукционе AI пишите на info@artinvestment.ru или звоните по телефону: +7 (495) 632–16–81. Правила приема работ на аукцион AI можно посмотреть здесь.

***

Регулярные торги произведениями искусства и предметами коллекционирования проводятся с помощью автоматизированной системы аукционных торгов, доступной по адресу artinvestment.ru/sales/.

В штатном режиме каждый интернет-аукцион длится четыре дня. Но если ставка на какой-либо лот сделана менее чем за 30 минут до закрытия интернет-аукциона, то торги за такой лот автоматически продлеваются еще на 30 минут. По истечении этих 30 минут, если не поступит новая ставка, интернет-аукцион будет закрыт — в противном случае он будет продлен на дополнительные 30 минут. Такой режим торгов, как показала практика, делает бессмысленными попытки откладывать ставки до последних секунд перед закрытием аукциона и стимулирует участников делать ставки в комфортном режиме на протяжении всех дней аукциона.

Согласно Правилам аукциона, участвовать в торгах, т. е. делать ставки на предложенные к продаже лоты, могут только лица, прошедшие регистрацию на сайте Аукциона (администрация Аукциона оставляет за собой право проверять заявителей и отказывать в регистрации без объяснения причин). Дальше, чтобы экономить деньги и время участников, электронная система от имени каждого из них ведет торги с другими участниками, делая минимально возможные ставки до указанной участником суммы. Минимальный шаг ставки указывается в описании каждого лота. В случае если максимальные цены на один и тот же лот, указанные в двух или более ставках, совпадают, то выигрывает тот покупатель, чья ставка была сделана раньше.

Комиссионный сбор с покупателя Аукциона AI определен в размере 15 % от финальной цены лота. Оплата производится в рублях наличными в офисе Аукциона или безналичным переводом на расчетный счет Аукциона. Администрация Аукциона не выдает покупателям разрешений на вывоз за пределы РФ товаров, приобретенных на аукционе, и не гарантирует возможности получения таких разрешений. Отправка лотов за пределы РФ администрацией Аукциона не производится.

***

ARTinvestment.RU — информационно-аналитический ресурс по рынку искусства, разработчик семейства индексов арт-рынка ARTIMX и составитель крупнейшей в мире базы данных аукционных результатов для художников, входящих в орбиту русского искусства. В своей аналитической работе ARTinvestment.RU опирается почти на 190 тысяч результатов аукционных продаж для 10,7 тысячи русских художников в сегментах живописи, графики, скульптуры. Уникальные индикаторы инвестиционного риска, присваиваемые экспертами ARTinvestment.RU, помогают исключить из расчетной массы многие сомнительные результаты.

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20180327_auctionAI.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20180327_auctionAI.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх