Художник недели: Александр Савко
ARTinvestment.RU   06 февраля 2018

Ироничный художник, работающий в стиле нео-поп-арта, невольно стал одним из лиц нового «запретного искусства», опять возникшего в России в середине 2000-х. Дошло до того, что в 2011 году суд признал одну из работ Савко и вовсе экстремистской

Произошло то, о чем предупреждал горинский садовник Мюллер (бывший Мюнгхаузен): шутка не всем жизнь продлевает. Тем, кто смеется, — продлевает. А тому, кто острит… Нервов потрепали немало.

Жанр, в котором много лет работает Савко, изначально не лишен риска. Построенный на иронии и абсурде, он просто обречен на постоянные атаки «традиционалистов». Разве можно мимо пройти спокойно, когда на всем известные классические холсты врываются «идолища» комиксовой, анимационной, поп-индустрии, а также образы идеологической пропаганды? Как жить, если на картине Боттичелли вместо Венеры резвятся телепузики, в композиции Репина турецкому султану пишут клоуны, вместо Иды Рубинштейн у Серова позирует нагая Мардж Симпсон, у Кабакова на празднике пьют чай гуманоиды, а страждущих со старинной гравюры наставляет Микки-Маус. Миром классики у Савко беспардонно управляют какие-то Симпсоны, супермены, коты-томы, белоснежки, герои мультфильмов Диснея и даже рабочий со своей колхозницей. В общем, ничего святого. Сам художник в одном из интервью на подобные упреки ответил так: «…в искусстве я не вижу границ, которые якобы художник не должен пересекать. Помещение персонажей массовой культуры в иную среду — эстетическую, временную, стилистическую — это осознанный художественный прием. Это эксперимент, это страшно интересно, когда ты каких-то героев помещаешь в совершенно не характерную для них ситуацию. Тебе самому неизвестно, как они будут себя вести, как они вживую будут сочетаться с другим интерьером, с другим контекстом, приемлемы ли они друг для друга» (источник: cultobzor.ru).

По-умному фирменный жанровый прием, который использует Александр Савко, называется палимпсест (по-гречески «опять соскобленный»). В разных ипостасях этот принцип известен с незапамятных времен. Например, когда в пещерах выцветали наскальные росписи, то поверх них наносили новые рисунки. В случае Савко первичным слоем-заготовкой выступает картина известного художника, на которой происходит фантасмагоричное соединение на одной плоскости узнаваемых персонажей нашего времени, сюжетов, почерпнутых из мифов Древней Греции, и законов композиции классической картины. Палимпсесты Савко — отклик на происходящие мировые явления и процессы, и при такой подаче материала можно прочувствовать иронические нотки в отношении нынешнего социума, его взглядов и круга интересов. Сам он говорит, что «самым главным оружием художника является его ирония. И хорошо, когда она облачена в такие хорошие одежды, когда это привлекает к себе внимание, не выглядит как просто такое злопыхательство уличное».

К сожалению, власти, чиновники от искусства и другие влиятельные круги посчитали по-другому.

Снимать работы Савко по указанию сверху начали еще 12 лет назад. В 2005-м две его вещи из довольно старого цикла «Путешествие Микки Мауса по истории искусства» (1995) были запрещены руководством Третьяковской галереи к показу на выставке «Русский поп-арт». По словам устроителя, Андрея Ерофеева, в последние часы перед вернисажем руководство распорядилось снять со стен и вынуть из витрин некоторые произведения Михаила Рогинского, Леонида Сокова, Ильи Кабакова, Авдея Тер-Оганьяна, Александра Савко, Викентия Нилина. В 2007 году эти же работы Ерофеев решился показать на выставке «Запретное искусство» в Сахаровском центре. И нажил новые неприятности. В 2008 году две работы Савко были признаны в Таганском суде оскорбительными. А экспертизы, представленные суду, легли в основу обвинений, предъявленных прокуратурой организаторам выставки Андрею Ерофееву и Юрию Самодурову. Сам Савко решение суда прокомментировал так: «Свои работы я уже не буду давать выставкам. В них уже не увидят того, что я хотел сказать». Но это оказалось еще не все. В августе 2011 в городе Тарусе Калужской области Жуковский районный суд признал одну из упомянутых выше работ Савко экстремистским материалом. Основанием для приговора стали заключения, ранее выполненные экспертами Натальей Энеевой и Виктором Слободчиковым для прокуратуры.

Александр Савко (1957) родился в Молдавии. В 1974–1981 учился на отделении сценографии в Одесском театрально–художественном училище. В Москву приехал в начале 1990-х. Несколько лет работал и выставлялся в знаменитом тогда сквоте на Бауманской, 13, вместе с Авдеем Тер-Оганьяном, Валерием Кошляковым, Владимиром Анзельмом, Юрием Шабельниковым, Владимиром Дубоссарским, Александром Сигутиным, Сергеем Шеховцовым. В 1996 году первая персональная выставка Савко «Школа киллеров» состоялась у Марата Гельмана. С тех пор работы художника выставлялись во многих арт-пространствах и музеях: галерее «А-3», «Айдан галерее», MMOMA, Государственной галерее на Солянке и др. Выставки Савко проходили в Австрии, Германии, Франции.

О рынке. Савко — хорошо известный художник в системе русского современного искусства. Его работы продавались в главных галереях Винзавода эпохи их расцвета в 2007–2012. На аукционах его картины выставляются минимум с 2008 года. В одной нашей базе зафиксировано более 20 аукционных событий на торгах в Москве, Киеве, Краснодаре, Лондоне. Аукционный рекорд был установлен в Москве в 2014 году. В тот раз исполинский Губка-Боб, распугавший дейнековских купальщиц в рабочий полдень, был продан за $11 000. Но это рекорд, по определению из ряда вон выбивающийся результат. Более реальный ценовой ориентир для холстов Савко на русском аукционном рынке в наши дни — это 120 000–180 000 рублей. То есть узнаваемую живопись с фирменными абсурдистскими сюжетами сегодня может позволить себе довольно широкий круг коллекционеров: момент весьма благоприятный. И далеко ходить не надо: уже на текущих торгах AI Аукциона предложена картина Александра Савко «Ночная Москва». Торги по лоту завершатся в пятницу, 9 февраля, ориентировочно в 12:00. А на ближайших аукционах будут предложены и другие картины художника с его главными темами.

Источники: cultobzor.ru, artprotest.org



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх