«Богатырь» Виктора Васнецова продан за рекордную цену 1,1 миллиона фунтов на Christie’s
Помимо этого, на вчерашних русских торгах Christie’s были установлены новые рекорды для произведений Марии Якунчиковой и Ивана Похитонова, а полотно Василия Верещагина «Распятие на кресте у римлян» ушло за 1,7 миллиона фунтов
Аукцион русского искусства Christie’s, состоявшийся вчера в Лондоне, окончился с результатом 13,64 миллиона фунтов (21,1 миллиона долларов). Из предложенных 370 лотов нашли покупателей 240 лотов, то есть 65 процентов (63 % в денежном выражении).
По завершении торгов Алексей Тизенгаузен, директор международного департамента русского искусства Christie’s отметил: «Аукцион русского искусства, прошедший 28 ноября, продемонстрировал высокий уровень цен на выдающиеся и не появлявшиеся на рынке работы. Наглядным подтверждением служит продажа масштабного полотна «Распятие на кресте у римлян» кисти Василия Верещагина, которое ушло с молотка за 1,7 миллиона фунтов, превысив границу верхнего эстимейта. Помимо этого, было установлено три мировых рекорда стоимости — для произведений Виктора Васнецова, Марии Якунчиковой, Ивана Похитонова. В секции декоративно-прикладного искусства большим спросом со стороны международных коллекционеров пользовались коллекции, собранные в свое время итальянским послом и женой американского посла в России в 1920-х годах, результатом стала 100-процентная продажа этих двух коллекций».
Впечатляющее полотно кисти Василия Верещагина под названием «Распятие на кресте у римлян», написанное художником в 1887 году во время пребывания в Париже, стало топ-лотом торгов с результатом 1,72 миллиона фунтов (эстимейт 1–1,5 миллиона фунтов). Выручка от продажи картины пополнит целевой фонд на приобретение новых работ Бруклинского музея, среди экспонатов которого работа в последний раз выставлялась в 1932 году.
Это монументальное полотно было написано Верещагиным в его парижской студии, которая была специально оборудована для создания масштабных работ. Композиционное решение картины производит неизгладимое впечатление. Отвергнув существовавшие традиции, согласно которым изображение фигуры распятого Христа обычно размещалось в центральной части холста, Верещагин рисует Спасителя, на которого падают лучи света, у правого края полотна. Таким образом, внимание зрителя в первую очередь сосредотачивается на изображении толпы. Зритель сам ощущает себя ее частью, а для того, чтобы разглядеть происходящее, ему приходится смотреть поверх голов стоящих впереди людей и лошадей. Над узнаваемыми фигурами торговцев, фарисеев и скорбящих последователей Христа нависают городские стены, а вдоль всего горизонта раскинулось потемневшее небо. Передний план занимают фигуры следящих за порядком римских солдат, вооруженных пиками и копьями.
В любом исследовании творчества Верещагина, написанном как до, так и после Октябрьской революции, трилогия, к которой относится настоящая работа, называется одним из наиболее выдающихся и знаковых творений художника. Верещагин задумал ее создание в 1876 году, а на протяжении последующих десяти лет мечтал поскорее закончить работу над ней. Его мечта осуществилась в 1887 году, когда была написана данная работа.
Все три входящие в трилогию работы объединяла одна тема — крайности смертной казни, имевшие место на территории трех крупнейших империй в истории человечества — Римской, Британской и Российской, что подчеркивается в названиях самих картин: «Распятие на кресте у римлян», «Взрывание из пушек в Британской Индии» и «Казнь через повешение в России». Каждая из них в символической форме иллюстрирует поворотный момент в истории любой империи, сталкивающейся с величайшей этической дилеммой, заставляя зрителя скорбеть и взывая к его чувству справедливости, объединяющему народы и поколения всего мира.
Ранее неизвестная, но вместе с тем очень значительная работа Виктора Васнецова (1848–1926) «Богатырь» ушла с молотка за рекордную цену 1,1 миллиона фунтов при эстимейте 300–500 тысяч фунтов. Эту картину отличает монументальный размах. Она находилась в семье настоящего владельца с того самого момента, как покинула студию художника, и с тех пор ни разу не выставлялась на продажу ни в частном порядке, ни на аукционах.
Под покровительством московских меценатов Мамонтова и Третьякова Васнецов спроектировал и построил новую мастерскую, площадь которой позволяла ему работать над монументальными полотнами. Именно здесь ему удалось закончить свой шедевр «Богатыри» (1876–1898, Третьяковская галерея) изображавший Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. К теме богатырей Васнецов вернулся в 1915 году, когда написал картину «Илья Муромец», находящуюся сегодня в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве. Данная картина является более поздней версией этой работы, датированной 1920 годом.
На второй сессии торгов Christie’s, посвященной русскому декоративно-прикладному искусству, фаворитом стала пара фарфоровых ваз, изготовленных на Императорском фарфоровом заводе в эпоху правления Николая I. При эстимейте в 500–700 тысяч фунтов вазы (пара) были проданы за 1,049 миллиона фунтов.
Эта пара ваз относится к ограниченному числу изделий Императорского фарфорового завода, чье оформление имитирует поверхность различных горных пород и минералов. Используя позолоту и кобальтовую синь, мастерам завода удалось передать характеристики лазурита. Вазы оформлены заводским мастером Щетениным по мотивам картин в стиле Якоба Филиппа Хаккерта (1737–1807). Хаккерт был немецким художником, работавшим преимущественно в Италии, где снискал себе репутацию одного из ведущих мастеров пейзажной живописи того времени. Целый ряд работ Хаккерта находится в собрании Государственного Эрмитажа, куда они попали благодаря заказам Екатерины Великой и императора Павла I.
Топ-10
Русское искусство, Лондон — 28 ноября 2011 года
[все цены указаны с учетом премии покупателя]
Лот | Описание | Эстимейт, миллионов фунтов | Цена | Покупатель |
41 | ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН (1842–1904), Распятие на кресте у римлян,1887 | 1–1,5 | £1 721 250 | Частный покупатель из России |
63 | ВИКТОР ВАСНЕЦОВ (1848–1926), Богатырь, 1920 | 0,3–0,5 | £1 105 250 | Частный покупатель из России |
381 | Пара фарфоровых ваз Императорского фарфорового завода, Санкт-Петербург, период Николая I, 1833 | 0,5–0,7 | £1 049 250 | Анонимный покупатель |
92 | КОНСТАНТИН СОМОВ (1869–1939), Боксер, 1933 | 0,5–0,7 | £713 250 | Организация из США |
26 | МАРИЯ ЯКУНЧИКОВА (1870–1902), Вид из окна старого дома, Введенское | 0,15–0,2 | £690 850 | Частный покупатель из Европы |
86 | МАРИЯ ВАСИЛЬЕВА (1884–1957), Танец (на лицевой стороне) и Кубистический портрет (на обратной стороне), 1913 | 0,4–0,6 | £457 250 | Частный покупатель из Европы |
21 | ИВАН ПОХИТОНОВ (1850–1923), На пляже | 0,08–0,12 | £409 250 | Арт-дилер из России |
75 | АЛЕКСАНДР ВОЛКОВ (1886–1957), Горная река Как-Су, 1914 | 0,3–0,4 | £337 250 | Анонимный покупатель |
74 | БОРИС ГРИГОРЬЕВ (1886–1939), Натюрморт со свечой | 0,25–0,35 | £301 250 | Частный покупатель из России |
316 | Редкая серебряная супница с позолотой, маркировка Семена Петрова Кузова, Москва, 1799 | 0,12–0,18 | £289 250 | Арт-дилер из России |
Источник: пресс-релизы Christie’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20111129_christies_results.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20111129_christies_results.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.