Русское декоративно-прикладное искусство на Christie’s
На русских торгах Christie’s, которые пройдут 29 ноября 2010 года, будет выставлено около 300 произведений декоративно-прикладного искусства, созданных в середине XVIII — начале XX века
На русских торгах Christie’s, которые пройдут 29 ноября 2010 года в Лондоне, около 300 произведений декоративно-прикладного искусства, созданных в середине XVIII — начале XX века. Топ-лотом торгов станет императорская презентационная табакерка Фаберже из золота, украшенная драгоценными камнями и эмалью «гильоше» (эстимейт 400–600 тысяч фунтов).
В 1884 году Карл Фаберже был официально признан придворным ювелиром, а его фирма стала главным поставщиком Кабинета Его Императорского Величества. За всю историю было изготовлено лишь 54 табакерки с портретами императора Николая II. Всего 19 из них были созданы мастерами фирмы «Фаберже», что делает их даже большей редкостью, чем 50 императорских пасхальных яиц.
На портрете, выполненном придворным миниатюристом Василием Зуевым, Николай II изображен в форме Преображенского полка. Прямоугольная форма самой табакерки, ее корпус из трехцветного золота с притупленными углами, эмаль «гильоше» насыщенно-синего цвета — все эти элементы несут узнаваемый отпечаток придворного стиля эпохи Людовика XVI и служат ярким примером влияния французской культуры XVIII века на российские традиции — в частности, на обычай дарить золотые табакерки.
Табакерка была приобретена у фирмы Фаберже 16 мая 1909 года за 2500 рублей и включена в журнал ордеров Императорского Кабинета. В 1911 году она была украшена портретом Николая II работы Василия Зуева. 12 декабря 1913 года от имени императора она была преподнесена в дар известному дипломату и политику Турхану Паше (1846–1927), возможно, в честь окончания его пятилетней службы во главе турецкого посольства в Санкт-Петербурге. Турецкое посольство Турхан Паша возглавил в 1873 году; в 1908–1913 годах он вернулся в Санкт-Петербург в ранге посла. (Позднее, в 1914 году и в 1918–1920 годах Турхан Паша занимал должность премьер-министра Албании.)
Семья настоящего владельца купила табакерку в 1919 году, с тех пор ювелирное изделие переходило по наследству и на рынке не появлялось.
На торги будет выставлена еще одна императорская презентационная табакерка с клеймом мастера Фридриха Кехли. Крышка этой табакерки украшена зеленой эмалью «гильоше» и миниатюрой с изображением императора Николая II в форме Преображенского полка (эстимейт 250–350 тысяч фунтов). В 1891 году цесаревич Николай Александрович подарил табакерку генерал-майору и атаману Уральского казачьего войска П. Шипову, а в 1896 году, после того как Шипов продал ее представителям Кабинета Его Императорского Величества (в то время это было обычной практикой), император Николай II пожаловал ее генералу Турнье (1841–1912), возглавлявшему войска президента Франции.
На аукцион будет выставлена небольшая подборка работ фирмы Фаберже из собрания герцога Портлендского. Топ-лотом секции станут настольные часы из золота двух цветов, оправленные в серебро (эстимейт 50–80 тысяч фунтов); часы были изготовлены в Санкт-Петербурге, в мастерской Михаила Перхина (инвентарный номер 2316) около 1899–1908 годов. Считается, что все предметы фирмы Фаберже (лоты 218. 232, 256 и 259) были добавлены в коллекцию женой седьмого герцога Портлендского Иви Гордон-Леннокс (1887–1982); в 1912–1915 годах она была фрейлиной при вдовствующей королеве Англии Александре и, возможно, от нее переняла любовь к работам Фаберже. Примечательно, что на торги выставляется фигурка морского льва из обсидиана на подставке из горного хрусталя (эстимейт 80–120 тысяч фунтов), такая же фигурка, купленная королевой Александрой, хранится сейчас в королевском собрании. Из портлендской коллекции происходят еще 2 работы Фаберже: бонбоньерка из нефрита, оправленная в золото трех цветов и украшенная эмалью «гильоше» (эстимейт 50–80 тысяч фунтов), и чаша из нефрита в форме лежащего голубя с рубиновыми глазами, оправленными в золото (эстимейт 12–18 тысяч фунтов).
Среди прочих изделий фирмы Фаберже отдельного внимания заслуживают бонбоньерка из двухцветного золота, созданная в мастерской Михаила Перхина (эстимейт 100–150 тысяч фунтов, лот № 267), и икона Владимира Святого в окладе из позолоченного серебра, украшенном эмалью «клуазоне» с клеймом К. Фаберже и императорским гарантом, созданная в Москве около 1907–1917 (эстимейт 70–100 тысяч фунтов). Икона выставляется на торги в оригинальном деревянном футляре.
Около 1898 года мастерами фирмы Фаберже изготовлена брошь (эстимейт 10–15 тысяч фунтов). Она оправлена в золото и украшена эмалью «гильоше» и веточкой ландыша, инкрустированной бриллиантами. Брошь была подарена Александрой Фёдоровной близкой подруге баронессе Марион-Луизе Унгерн-Штернберг, которую императрица называла Полли. В сопроводительном письме Александра Фёдоровна желает Полли всего наилучшего в связи с рождением ее первого ребенка. Девочку назвали Аликс в честь императрицы, которая стала ее крестной матерью.
Секцию изделий из фарфора возглавляет пара двуручных ваз, изготовленных в Санкт-Петербурге, на Императорском фарфоровом заводе около 1850–1860 (эстимейт 600–900 тысяч фунтов). Обе вазы имеют форму амфор и расписаны в 1867; одна — Андреем Кирсановым по мотивам работы Якоба Охтервелта «Певец», вторая — Василием Мидиным по мотивам картины Герарда Терборха «Получение письма». В 1860-е годы подобные вазы изготавливали в качестве выставочных объектов для международных и всероссийских показов. Многие из них украшали копиями произведений Старых Мастеров или полотен XIX века: центральную часть ваз художники Императорского фарфорового завода использовали в качестве «холста», на котором они писали миниатюры по мотивам знаменитых картин. Зачастую это были уменьшенные копии полотен, находящихся в Эрмитаже, Академии художеств или в собраниях императорских дворцов. В большинстве случаев на вазах указывались имена создателей оригинальных картин и тех, кто писал копии на фарфоре. Обе картины голландских мастеров, использованные в качестве первоисточника для росписи данных ваз, ранее находились в коллекции Эрмитажа; полотно Герарда Терборха (1617–1681) «Получение письма» до сих пор входит в экспозицию, а вот работа Якоба Охтервелта (1634–1682) «Певец» была утеряна, и ее единственной репродукцией остается копия на вазе.
Художники Андрей Кирсанов и Василий Мидин работали на Императорском фарфоровом заводе в середине XIX века и были довольно известны. Кирсанов был сыном рабочих и проходил обучение в школе при заводе. Мидин поступил работать на завод в 1845, в 1852–1857 обучался в Академии художеств. Обе вазы были предположительно созданы в конце правления Николая I — начале царствования Александра II.
Вниманию коллекционеров будет представлена еще одна пара двуручных ваз овальной формы, изготовленных в Санкт-Петербурге мастерами Императорского фарфорового завода в 1839 и оцененная экспертами аукционного дома в 300–500 тысяч фунтов. Эти вазы тоже украшены репродукциями полотен «Певец» и «Получение письма» работы Александра Нестерова. Считается, что в эпоху правления Николая I (1825–1855) на Императорском фарфоровом заводе было изготовлено большое число ваз, которые и по сей день являются непревзойденным примером высочайшего мастерства. Лучшие образцы традиционно преподносились императорской семье на Рождество и Пасху, а впоследствии украшали залы дворцов и особняков. Некоторые вазы изготавливались по заказам в качестве подарков как русским, так и иностранцам. Сын рабочего Императорского завода, Александр Нестеров стал художником в 1834, проработал в этой должности до 1859 и снискал славу одного из лучших мастеров эпохи правления Николая I.
В рамках отдельной секции на продажу будет выставлена подборка из 20 предметов мебели и предметов декоративно-прикладного искусства, созданных княгиней Марией Тенишевой и рабочими художественно-промышленных мастерских в имениях Талашкино и Абрамцево. Одним из топ-лотов секции является бронзовое пресс-папье в форме лебедя, украшенное эмалью, 1908 года (эстимейт 100–120 тысяч фунтов). Эта работа является частью серии из семи бронзовых фигур в форме животных (рыбы, голубя, кошки, свиньи, совы и петуха), вышедшей из парижских мастерских Тенишевой. Шесть фигур представляли собой шкатулки, а данная работа была, очевидно, задумана в качестве пресс-папье. Все работы серии выставлялись в Праге и Париже в 1909 году, и их успех был настолько велик, что впоследствии Николай Рерих посвятил им отдельную статью, опубликованную в российской прессе под названием «Заклятое зверье». Шкатулки в форме рыбы и голубя были проданы на торгах Christie’s в июне этого года.
На продажу будет предложена пара подсвечников из позолоченной бронзы, украшенных эмалью и слоновой костью (1907), созданных Марией Тенишевой и выставлявшихся в Париже, Лондоне и Москве (эстимейт 120–150 тысяч фунтов).
Рабочими художественно-промышленных мастерских в Талашкино в 1900 году была изготовлена свадебная столовая скатерть изо льна, украшенная разноцветной вышивкой. Центральным художественным мотивом, выполненным по рисункам А. Зиновьева и В. Бекетова, является сцена с изображением влюбленной пары у дерева, края скатерти украшены фигурами танцоров, охотников и всадников, а также стилизованными изображениями птиц и деревьев, расшитыми искусственным жемчугом (эстимейт 50–70 тысяч фунтов). Вниманию коллекционеров будет представлена редчайшая рамка прямоугольной формы из сосны и клена, изготовленная в Талашкинских мастерских в 1900 году. Рамка украшена выжженными по дереву и покрытыми лаком пейзажными мотивами по эскизам Михаила Врубеля (эстимейт 35–45 тысяч фунтов).
Источник: пресс-релиз Christie’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20101113_christies_rus_decor.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20101113_christies_rus_decor.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.