Рыболовлев с Бувье сняли с поста министра юстиции Монако
ARTinvestment.RU   18 сентября 2017

В скандальном деле о чрезмерно доходном арт-дилерстве произошел неожиданный поворот. Обнародование информации о дружеских отношениях с русским миллиардером Рыболовлевым привело к отставке министра юстиции княжества Монако

Ох уж эти новые русские европейцы! Если заведутся, то в судах рубят так, что уже не только щепки летят, но и головы высоких должностных лиц. Именно это только что произошло в государстве-малютке Монако.

Если вы каким-то чудом еще не слышали о тяжбе «калийного короля» Дмитрия Рыболовлева и «короля фрипортов» Ива Бувье, то вкратце предыстория такова. Бувье как арт-дилер больше десяти лет подряд подбирал и продавал неофиту арт-рынка Рыболовлеву шедевры мирового искусства. За свои услуги Бувье, по мнению Рыболовлева, должен был получать трудовые 2 % комиссионных и в остальном действовать в интересах клиента. И работа закипела: за несколько лет собрание Рыболовлева хлопотами Бувье увеличилось на 38 произведений искусства. Но примерно в 2015 году выяснилось, что зачастую эти шедевры (без иронии — все вещи, найденные Бувье, были действительно хорошие) арт-дилер «впаривал» (увы, другое слово тут неуместно) Рыболовлеву даже не втридорога, а «вшестидорога». То есть продавал реально в 2–4–6 раз дороже рыночных цен. Что, понятное дело, скрывал от клиента. А Рыболовлев же, в силу какой-то совершенно необъяснимой доверчивости, цены на приобретаемые картины и скульптуры почему-то не проверял. Экономия от такого поведения составила порядка 200 долларов в год — столько стоит платный доступ к любой базе данных аукционных результатов. Зато потери в результате столь опрометчивых арт-инвестиций уже превысили $253 000 000. И есть предположение, что они могут достигнуть миллиарда долларов. Узнав о таком вероломстве своего дилера-консультанта, рассерженный клиент начал судебное преследование Ива Бувье во всех значимых для того юрисдикциях — от Швейцарии до Сингапура. И за два года действительно сильно испортил жизнь «королю фрипортов». Бувье таскают на допросы, замораживали ему счета, продолжают трепать нервы и уничтожать репутацию. Сегодня создается впечатление, что из этой ситуации ему уже не выкрутиться: достанется если не за «развод» клиента (это еще надо доказать), то за возможное сокрытие налогов с этих сверхприбыльных сделок.

Впрочем судебные тяжбы больших людей, как учит нас даже современная история России, чреваты неприятностями не только для ответчиков, но и для самих истцов. Два года назад показания пришлось давать не только Бувье, но и Рыболовлеву. И вот теперь новая напасть. Как сообщает РБК, из-за обвинений в дружеских связях с русским миллиардером вынужден был подать в отставку министр юстиции Монако. Повод — французская пресса раскопала, что Рыболовлев в начале 2015 года принимал министра Филиппа Нармино с супругой в своем швейцарском шале. А это как раз то время, когда начиналось история с Бувье, и что там истец мог обсуждать с министром юстиции — можно только гадать. Было или не было — у нас после такого только плечами пожали бы (даже скандал с судьей Хахалевой уже нипочем). А вот для князя Монако даже отдаленных подозрений в возможной необъективности министра оказалось достаточно, чтобы принять его отставку. По сути, чиновника вынудили уволиться (формально он досрочно ушел на пенсию) лишь за дружеские отношения с бывшим русским олигархом.

Тем временем до финала в деле «Рыболовлев топит Бувье» пока еще очень далеко. И, наблюдая за развитием этой истории со стороны, арт-публика разделилась в своих мнениях.

Первые разумно напоминают, что уговор дороже денег: никто никого ногами не бил и сделки совершались по обоюдному согласию. При этом Бувье, используя свои связи, действительно доставал не проходные вещи, а шедевры, до которых иностранцу не из арт-среды было бы сложно добраться. Ну а то, что дилер решил заработать чуть больше оговоренного, — так кто в этом мире без греха?

Второй лагерь не менее разумно говорит, что «заработать чуть больше» оговоренных 2 % — это пусть 30 %, 50 %, даже 100 %. Но 400–500% сверху — это уже грабеж.

Ну а наблюдатели из третьего лагеря смотрят на все это с большим скепсисом: ну, не может быть так все дико и просто. Как дальновидный и осторожный человек, способный сколотить состояние в 9,5 миллиарда долларов, много лет позволял себя обманывать? Почему не перепроверял информацию, не спрашивал независимого мнения? В общем, какая-то несуразная наивность — не верится. А есть еще другой вопрос: а как собирался выкручиваться Бувье потом, когда правда неизбежно открылась бы? Или не собирался? Непонятно. Вот поэтому и рождаются разные версии про третью силу и какие-то куда более изощренные схемы. Пусть все они на уровне фантазий, не подтвержденных никакими фактами, но зато куда более увлекательные. И более правдоподобные, что ли.

Впрочем, независимо от будущих судебных вердиктов, война двух «королей» уже преподнесла несколько полезных уроков-предостережений всем участникам арт-рынка. Во-первых, посредникам нужно отдавать себе отчет, что при современной информационной прозрачности самостоятельная оценка картины — это задача, посильная при желании любому покупателю. С появлением Интернета, в отличие от прежних времен, дерзкие наценки в «три конца» вычисляются легко. Во-вторых, случай Рыболовлева лишний раз показывает, что столь колоссальные переплаты вряд ли были бы возможны, если бы покупатель совершал приобретения на публичном рынке, то есть на аукционах. Каким бы неофитом он ни был. Да, на аукционе при желании тоже можно заиграться и случайно загнать цену в потолок. Но это может случиться раз, пусть два, но не 38 раз кряду. Третий урок состоит в том, что с определенного момента покупателю придется начинать разбираться в искусстве самому. А не слепо делегировать все абсолютно решения консультантам и дилерам (важность и пользу которых никто при этом не оспаривает). В частности, почти невозможно представить себе, чтобы в историю класса Рыболовлев — Бувье попали Петр Авен с «Бубновым валетом» или Григорий Лепс с иконами. Будучи богатыми людьми, они опираются на собственные знания, насмотренность и понимание ценовой конъюнктуры. А вот Александру Савчуку и Виктору Вексельбергу с насоветованным ему Кустодиевым пришлось потом мучительно решать проблемы с купленными картинами в судах. И тоже понятно почему. Наконец, четвертый, самый важный урок — чтобы не прогадать и преуспеть с искусством, нужно его любить. Шедевры словно чувствуют, когда их рассматривают исключительно как сугубо спекулятивный актив. И начитавшись про такие мистические истории, впору поверить, что картины умеют мстить.

Источники: rbc.ru, forbes.ru

Что еще почитать по теме на AI:
Арт-дилер Ив Бувье рассказал об ущербе после исков Рыболовлева;
Bloomberg подсчитывает потери Рыболовлева от вложений в искусство;
Иск против нью-йоркской галереи Анатолия Беккермана: развитие сюжета;
«Одалиска» против «Кристис». Чья взяла?



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх