Арт-дилер Ив Бувье рассказал об ущербе после исков Рыболовлева
ARTinvestment.RU   13 февраля 2017

На прошлой неделе Bloomberg опубликовал статью «Чего лишился арт-король Женевы в битве с русским миллиардером». И по правде, она оставила больше вопросов, чем дала ответов. Одно понятно: регулярные суды уже здорово измотали Бувье

Ива Бувье мы помним как устроителя очень успешных первых Салонов Изящных искусств в России в середине 2000-х. Именно он привозил в Москву лучшие галереи мира с шедеврами Бэкона, Шагала, де Сталя, Явленского и др. Тогда это был высший класс, и по уровню представительности его Салоны так и остались непревзойденными. Позже предприниматель сосредоточился на открытии беспошлинных хранилищ по всему миру. И вскоре Бувье стали называть «королем фрипортов». Его известность и влияние быстро росли, пока два года назад «королю фрипортов» не объявил войну «калийный король» — миллиардер российского происхождения Дмитрий Рыболовлев.

История их конфликта широко известна, поэтому повторю лишь в общих чертах. Бувье в течение нескольких лет находил и продавал Рыболовлеву шедевры живописи первых мировых имен — Модильяни, Пикассо, Моне, даже Леонардо и др. — всего около 40 работ. Несколько лет между покупателем и продавцом царило полное деловое взаимопонимание, даже нечто большее. Бувье даже приступил к подготовке 600-страничного каталога в качестве сюрприза лучшему клиенту, чтобы отпраздновать важный этап формирования выдающейся коллекции. Но внезапно грянул гром. Рыболовлев случайно прознал, что его дилер не только зарабатывал комиссию, но и закладывал дополнительную прибыль в цены. «Калийный король» каким-то образом подсчитал, что в результате недобросовестных действий своего дилера он переплатил за искусство около миллиарда долларов. В результате в 2015 году почтенный предприниматель Ив Бувье был арестован в Монако рядом с особняком олигарха по подозрению в мошенничестве.

Его в итоге отпустили. Но Рыболовлев не остановился и начал его судебное преследование по всему миру. Бувье начали таскать для дачи показаний в Женеве, в Монако, в Сингапуре. Появился иск даже в США. У бизнесмена в самый разгар строительства фрипортов арестовывали активы и трепали нервы. Однажды на подконтрольных ему счетах были заморожены $500 млн, а разблокировали их только через пять месяцев. Хорошо хоть сам Бувье остается на свободе. Конечно, вся эта история еще не закончилась, но уже привела к большим репутационным издержкам, косвенным потерям и срыву планов. В частности, бизнесмену пришлось отложить открытие фрипорта в Шанхае да и много чего еще.

В разговоре с представителем Bloomberg сам Бувье оценивает нанесенный ему за эти два года ущерб в один миллиард долларов. То есть в ту же сумму, что и претензии Рыболовлева. После этой истории от Бувье шарахаются клиенты. 53-летний дилер объясняет Блумбергу так: «Сейчас я не могу больше тайно покупать картины. Раньше, если я хотел приобрести холст, люди заключали сделку со мной нормально. Но после всего случившегося мне стало вдвойне тяжелее договариваться или же люди просто отказываются со мной работать, потому что боятся». В том же тексте Bloomberg приводятся меланхоличные цитаты арт-дилера про пересмотр взглядов на жизнь и на людей: «не знаю, чем соберусь заниматься в будущем» и «возможность создавать такие коллекции есть лишь раз в жизни». Все вроде бы иносказательно, но вместе с тем с большой усталостью.

И это все странно. На уровне ощущений посыл стать и приведенные в ней цитаты Бувье оставляют больше вопросов, чем ответов. Понятно же, что Рыболовлеву будет, скорее всего, приятно прочитать о страданиях своего противника по судебным тяжбам. Тогда зачем Бувье рассказывать о своих издержках и потерях? Приглашение к примирению? Часть сделки по примирению? Похлопывание рукой по ковру? Сигнал, что болевой прием проведен успешно, и просьба ослабить хватку? Одни вопросы.

Опять же, почему Бувье оценивает свой репутационный ущерб именно в миллиард? Если речь идет только о недополученной посреднической прибыли за несколько лет, то миллиард — это неправдоподобно много. Чтобы заработать миллиард, нужно продать картин на 3-4 миллиарда. А это ого! Знаете, сколько, к примеру, стоят 10 самых дорогих картин за всю историю аукционных торгов? Суммарно $1,2 млрд. Да в мире же весь аукционный рынок — это примерно $12 млрд в год. Дилерский — еще около $40 млрд. И это обороты. А тут речь о комиссионных. Странная цифра. Объяснения нет. Есть только совпадение. Такой же миллиард ущерба вменяет ему Рыболовлев.

Вообще, со стороны выглядит так, будто Бувье несколько драматизирует урон своей репутации. Партнеры шарахаются? Во-первых, время лечит. Сегодня шарахаются, а завтра придут в себя или появятся другие. Во-вторых, а что там произошло такого уж постыдного? Выставил миллиардеру непомерную цену за уникальную вещь и заложил свой интерес сверх комиссионного процента? Нехорошо, но для дилера грех не велик. Забудут. А помнить будут, что арт-дилер Бувье эффективно решил сложнейшую амбициозную задачу: в кратчайшие сроки для нового богача из России без связей в европейском арт-мире была собрана коллекция мирового значения. Да, мог бы сделать и подешевле. Теоретически. Тем не менее то, на что у других миллиардеров уходили десятилетия, Бувье устроил за какие-то считаные годы. К тому же с тех пор найденные арт-дилером шедевры уже успели изрядно прибавить в цене. В частности, недавно тот же Bloomberg рассказал, что один из Климтов (картина Water Serpents II, 1904–1907) из собрания Рыболовлева в рамках частной сделки в 2015 году (уже после первого ареста Бувье) был продан китайскому коллекционеру за фантастические $170 млн. Очевидно, сильно не в ущерб себе. Точно неизвестно, Бувье ли разыскал эту работу для Рыболовлева, но скорее всего, именно он.

Переплата в суперсделках — вопрос философский. Да, покупатели бывают сильно недовольны ценником. Не только Рыболовлев дошел до суда с продавцом. Пять лет назад в прессе муссировался иск за переплату против арт-дилера Анатолия Беккермана, поданный украинским коллекционером.

Выглядит это почти всегда диковинно: никто ж никого не заставлял! Нужно понимать, что конечный клиент почти всегда переплачивает. Просто на первоклассных аукционах «переплачивает» где-нибудь 30 % комиссионных сверх уже разогнанного «молотка». А в частных сделках может переплатить 50–100 % от цены закупки, норматива тут нет.

Сколько накидывал к цене закупки Бувье? Пресса писала о двух показательных случаях. Вроде бы «Лежащую обнаженную с голубой подушкой» Модильяни продавец Стивен Коэн отдал Бувье за $93,5 млн, а тот перепродал ее Рыболовлеву за $118 млн. В разумных рамках. С Леонардо сложнее: Бувье выкупил «Спасителя мира» у консорциума дилеров за $75–80 млн, а перепродал Рыболовлеву за $127,5 млн.

Да, дорого. Но у скольких людей на свете есть свой Леонардо?

К тому же не стоит забывать, что переплативший клиент через какое-то время начинает крупно зарабатывать на этом активе. Из свежих примеров — Климт (смотрите, тоже Климт) из собрания Опры Уинфри. В 2006 году на Christie’s, при оценке аукциона $40–60 млн, она купила его за фантастические $78,5 млн. «Переплатила» почти в два раза. Зато через 10 лет перепродала китайцам (как и Рыболовлев своего Климта) за $150 млн и, очевидно, утешилась.

Между тем судебное преследование Ива Бувье продолжается. И интуиция подсказывает, что до развязки еще далеко.

Источники: bloomberg.com, forbes.ru, artinvestment.ru

Что еще почитать по теме на AI:
«Рыболовлев vs Бувье» вошел в топ арт-скандалов 2015 года;
Дело швейцарского арт-дилера Ива Бувье — теперь и в американском суде;
Опра Уинфри заработала на своем Климте $62 000 000.

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20170213_bouvier_bloomberg.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20170213_bouvier_bloomberg.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

Наверх