Art Investment

В Женеве будет продана коллекция Сержа Лифаря

Уникальное собрание блистательного танцовщика дягилевской труппы включает рисунки, гравюры, живопись ведущих художников XX столетия, а также фотографии и автографы знаменитостей

Русскоязычное швейцарское издание «Наша газета» сообщает интересные новости из Женевы: аукционный дом Hôtel des Ventes подготовил еще одну сенсацию для всех, кто интересуется русской историей и культурой. 9–11 марта на предаукционной выставке Hôtel des Ventes представлены более 300 рисунков, гравюр и картин ведущих художников ХХ столетия: Марка Шагала, Макса Эрнста, Хуана Гриса, Франсиса Пикабиа, Пабло Пикассо; 3 000 фотографий сцен из русских балетов и представителей мира искусства начала ХХ века; неизвестные ранее рисунки и рукописи Жана Кокто. Речь идет о наследии великого танцовщика ХХ века Сержа (Сергея) Лифаря.

В середине марта глава аукционного дома Бернар Пиге выставляет на продажу коллекцию графини Лилиан Алефельд-Лорвиг, наследницы и близкой подруги Сержа Лифаря. Вот его комментарий: «Эта коллекция ориентировочной стоимостью свыше одного миллиона франков (€1 миллион, $1,5 миллиона) включает не только свидетельства главных событий художественной жизни ХХ столетия, но и личные предметы, которые танцор хранил в течение своей жизни». На этом аукционе коллекционеры и поклонники смогут купить не только рисунки Пикассо, оцененные более чем в 100 тысяч швейцарских франков, но и программки с автографами, чемодан Лифаря и его любимого игрушечного мишку.

Сергей Михайлович Лифарь родился в 1905 году в Киеве, на Тарасовской улице, в семье служащего Департамента водного и лесного хозяйства Михаила Лифаря и его жены Софьи Марченко. Уже в детстве ему повезло: Серж Лифарь был приобщен к танцу Брониславой Нижинской — сестрой великого Вацлава Нижинского. В 1922 году Нижинская эмигрировала в Париж, где сотрудничала со знаменитым «Русским балетом» Сергея Дягилева. Через год она пригласила в труппу своих лучших учеников, среди которых был и Лифарь. В Париже его учителями стали виртуозный итальянец Энрико Чекетти и бывший наставник Вацлава Нижинского Николай Легат.

Очень скоро Лифарь был принят в труппу «Русского Балета» и до 1929 года участвовал практически во всех ее постановках. Но в августе 1929-го Дягилев умер, и труппа прекратила свое существование. Серж Лифарь чувствовал, что был еще слишком молод, чтобы взять на себя управление труппой и продолжать танцевать. По просьбе Жака Руше, директора Парижской Оперы, Лифарь поставил в ней балет «Творение Прометея» на музыку Баха, премьера которого стала триумфом Лифаря как балетмейстера и танцора. Тем же вечером Руше назначил его главным балетмейстером и премьером в «Гранд-Опера», что стало началом ошеломительной карьеры 25-летнего танцора. По мнению специалистов, он сыграл такую же роль в становлении французского балета, как француз Мариус Петипа в становлении балета русского.

Неприятная страница жизни Лифаря, как и многих деятелей французской культуры его поколения, связана с периодом оккупации Франции гитлеровской Германией. В 1939 году, несмотря на начало войны, Лифарь остался в Париже и продолжил руководить театром, создавал свои лучшие спектакли и, объективно, спас французский балет от гибели. В 1943 году состоялась премьера одной из жемчужин Лифаря — «Сюиты в белом». Французское Движение Сопротивления в Лондоне обвинило его в коллаборационизме и приговорило к смертной казни. Лифарь покинул город и в 1944–1947 годах возглавлял труппу «Новый балет Монте-Карло». После войны Национальный французский комитет по вопросам «чистки» отменил обвинение, и балетмейстер триумфально вернулся в родной театр, бессменным руководителем которого он оставался до 1958 года, когда был окончательно уволен.

На торги будет выставлен необыкновенный набор из трех тысяч фотографий за подписями известнейших мастеров того периода, которые запечатлели Лифаря в расцвете его карьеры или рядом с выдающимися лицами его эпохи — Ингрид Бергман, Марком Шагалом, Коко Шанель, Чарли Чаплином, Жаном Кокто, Джорджо де Кирико, Аристидом Майолем, Фрэнсисом Пуленком, маркизом Джорджем де Куэвасом, Жаком Превером, Пикассо, Полем Валери, Мари-Лор де Ноэль…

Практически все работы из коллекции Лифаря, представленной в Hôtel des Ventes, так или иначе связаны с балетом и украшены подписями, не нуждающимися в комментариях: Лев Бакст, Александр Бенуа, Кристиан Берар, Жорж Брак, Ив Брейер, Дмитрий Бушен, Евгений Берман, Бернар Бюффе, Марк Шагал, Жан Кокто, Макс Эрнст, Наталия Гончарова, Хуан Грис, Аристид Майоль, Франсис Пикабиа, Пабло Пикассо, Фёдор Стравинский, Павел Челищев

Несколько акварелей Наталии Гончаровой и деревянная модель созданы для балета «Шота Руставели» и датированы 1943 годом.

Пабло Пикассо подарил Лифарю несколько посвященных ему работ. Например, 29 августа 1962 года мастер кубизма посвятил своему «Падение Икара» (эстимейт 60–80 тысяч франков) и «Лифарь как Икар» (эстимейт 80–120 тысяч франков), оба произведения были выполнены для одноименного балета в Парижской Опере, в котором Лифарь исполнил заглавную роль.

Работы его друга и великого поклонника Жана Кокто достойны особого внимания. Лифарь получил их из рук Кокто и Коко Шанель, с которыми он дружил до конца жизни.

Неутомимый коллекционер, Серж Лифарь был вынужден пустить с молотка значительную часть своей коллекции на аукционах в Монако, Париже и Лондоне. О причинах такого решения он писал в письме к наследникам в 1975 году: «Сегодня я имею лишь скромную пенсию от Парижской оперы, поэтому не в состоянии сохранить коллекцию. Меценаты обошли меня вниманием, я вынужден попрощаться с этой сокровищницей русской культуры, “отпустить на волю” все книги и альбомы, чтобы они стали достоянием историков, библиотек».

Сейчас часть библиотеки Лифаря (817 томов) хранится в Киеве, в отделе искусств Публичной библиотеки им. Леси Украинки. В дар Украине ее передала подруга хореографа графиня Лиллан Алефельд, унаследовавшая все его коллекции.

Торги состоятся 12–15 марта в доме Hôtel des Ventes по адресу: 51 rue Prévost-Martin, 1205 Geneva.

Электронный каталог доступен на сайте www.hoteldesventes.ch.

Pdf-каталог торгов.

Фотогалерею рисунков и снимков из собрания Лифаря можно посмотреть на сайте Telegraph: telegraph.co.uk.

Источник: nashagazeta.ch, telegraph.co.uk, hoteldesventes.ch, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120311_serge_lifar.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120311_serge_lifar.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».