1899–1972
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Эжен
Живописец, график, сценограф
Вырос и воспитывался в Петербурге. Младший брат художника Л. Г. Бермана. В 1915–1918 учился в частных студиях художника П. С. Наумова и архитектора С. Н. Грузенберга. В 1920 эмигрировал, поселился в Париже. Вместе с братом учился в Академии П. Рансона у П. Боннара, М. Денни, Ж.-Э. Вюйара, Ф. Валлотона. Параллельно изучал архитектуру и археологию, ездил в Испанию и Италию, брал частные уроки у архитектора Э. Терри.
С 1923 экспонировал свои работы в Осеннем салоне и салоне Тюильри. В 1926 вместе с братом, П. Ф. Челищевым, К. Бераром и соучениками по Академии П. Рансона провел выставку в галерее «Друэ», которая положила начало неоромантическому направлению в европейской живописи. Провел персональные выставки в парижских галереях «Граноф» (1927), «Этуаль» (1928), «Бонжан» (1929). В 1928 участвовал в выставке Современного французского искусства в Москве, куда прислал две работы — «Пейзаж» и «Портрет Дж. де Кирико».
В 1930-х жил на юге Франции. Создал целую серию фантастических пейзажей с руинами. В 1936 побывал в США. Выполнил монументальные росписи для Ж. Соби и Ж. Леви в Нью-Йорке. Оформил музыкальный фестиваль в Хартфорде (Коннектикут). В 1937 обратился к сценографии, оформив постановку «Трехгрошовой оперы» Б. Брехта для театра Этуаль в Париже. В дальнейшем много работал как театральный декоратор; исполнил эскизы декораций ко многим спектаклям Русского балета Монте-Карло, Театра Ла Скала в Милане, Метрополитен-Опера, Театра балета в Нью-Йорке, в том числе к балетам «Проделки дьявола» В. Томазини (1939), «Концерто барокко» Баха (1940), «Ромео и Джульетта» Ф. Дилиуса (1943), «Жизель» А.-Ш. Адама (1946), операм «Риголетто» Дж. Верди, «Севильский цирюльник» Дж. Россини и другим. Поддерживал тесные связи с русскими художниками и танцорами, сотрудничал с С. Лифарем, Дж. Баланчиным и другими.
В начале 1940-х совершил путешествие по Италии и Швейцарии. Провел несколько персональных выставок в парижских галереях. В 1932–1947 ежегодно устраивал персональные выставки в галерее «Леви» в Нью-Йорке.
В середине 1940-х поселился в США, в 1944 принял американское гражданство (в некоторых источниках — в 1937). Приобрел широкую известность как автор вымышленных пейзажей с архитектурными мотивами. В ряде работ сочетал классическую манеру письма с намеренной загадочностью сюжета и неожиданными ракурсами. В 1948 побывал в Мексике, создал большой цикл пейзажей, за который был отмечен стипендией фонда Гуггенхайма.
В начале 1950-х подолгу жил в Италии, в 1956 поселился в Риме, где продолжил писать фантастические пейзажи с руинами. В 1956 выпустил в Нью-Йорке альбом рисунков «Воображаемые прогулки по Италии». Провел персональную выставку в Буэнос-Айресе (1950). С 1964 — член Американской академии искусств и словесности.
Берман принадлежит к тем мастерам так называемой «русской эмиграции», чье творчество приобрело большую известность именно в Европе и Америке, нежели на родине. Он является одним из основателей неоромантического направления в искусстве, которое ставило своей целью возрождение интереса к фигуративной живописи. В своем творчестве испытал влияние «голубого» и «розового» периодов П. Пикассо, прошел через увлечение творчеством Дж. де Кирико и С. Дали.
Произведения Бермана находятся во многих музейных и частных собраниях, в частности в музее Метрополитен в Нью-Йорке, галерее Тейт в Лондоне, Музее современного искусства в Париже и других.
Открыт 240-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
02.12.2024Открыты 559-е торги аукциона ARTinvestment.RU
02.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Художник с минимумом продаж
29.11.2024«Едем на Art Basel!»: краткое руководство по посещению арт-ярмарок
26.11.2024Открыты 558-е торги аукциона ARTinvestment.RU
25.11.2024Открыт 239-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
25.11.2024Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе