- И.М.Чолария, "Дама и ветер"
- И.М.Чолария, "Замок Эльсинор"
- Графика Ню
- Сергей Стародубцев - «Леда и лебедь»
- Алла Липатова, "Подсолнухи"
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- А.Б.Колоколов
Защита от подделок: каталоги-резоне и комиссии по аутентификации
ARTinvestment.RU 09 декабря 2011
Составителей каталогов-резоне и членов комиссий по аутентификации художественных произведений можно назвать бойцами невидимого арт-фронта: именно они стоят на страже репутаций художников и препятствуют массовому распространению фальшивок
Издание Wall Street Journal рассказывает о том, что такое каталог-резоне, кто и как его составляет, с какими трудностями сталкиваются составители и владельцы работ.
Для здоровья арт-рынка немаловажно, чтобы покупатели и продавцы были уверены в подлинности произведений искусства, появляющихся на торгах. Есть два основных способа защитить наследие и репутацию художника от посягательств фальсификаторов и недобросовестных дилеров: это комиссии по аутентификации и каталоги-резоне.
Комиссия по аутентификации выносит свои решения непосредственно по просьбе обратившихся в нее продавцов и покупателей произведений искусства. При взаимодействии с некоторыми комиссиями, например, в случае обращения в недавно заявившую о прекращении своей работы комиссию по творчеству Энди Уорхола, владельцы работ должны дать согласие на то, что, в случае признания работы подделкой, на ней будет поставлен штемпель «Подлинником не признано»: это своего рода способ контроля над рынком, применяемый подобными учреждениями.
Каталог-резоне — это, напротив, независимое от рынка научное исследование, включающее все известные произведения определенного художника. В каталоге-резоне, в отличие от выставки или книги, невозможно вольное или выборочное представление работ: подобное издание должно исчерпывающим образом освещать творческий путь автора.
Произведения для включения в каталог-резона предоставляются частными лицами и организациями на протяжении нескольких лет. Работы изучаются, и специалисты принимают окончательное решение об их включении или отказе во включении в каталог; в исключительном случае это решение может быть пересмотрено. Подобные каталоги до недавнего времени выходили в виде традиционных бумажных книг, однако сегодня доступны и их цифровые версии: например, не так давно было объявлено о скором выпуске онлайновой версии каталога-резоне американо-японского скульптора и дизайнера Исаму Ногучи (Isamu Noguchi).
Произведения в каталоге-резоне расположены по хронологии, каждую работу сопровождают данные о размере, технике, участии в выставках, всех упоминаниях в научных монографиях и статьях, провенансе. Создание подобного каталога требует педантизма и занимает долгие годы, а порой и десятилетия.
При подготовке каталога работы оцениваются по трем (реже — четырем) критериям. Начинается все с профессиональной экспертной оценки живописного стиля полотна, призванной определить, насколько работа выглядит и воспринимается как произведение определенного художника. Особое внимание уделяется композиции, манере мазка, цвету, характеру красочной поверхности, подписи, если она имеется.
Далее специалисты изучают провенанс произведения и пытаются восстановить весь его путь с того момента, как оно покинуло мастерскую художника. Это весьма непростое занятие: как известно, арт-рынок не отличается особой прозрачностью, и далеко не все владельцы произведений искусства готовы откровенничать о том, когда и где они приобретали принадлежащие им работы. Даже люди, которым, по большому счету, нечего скрывать, не всегда дают разрешения на публикацию своих фамилий в каталогах-резоне из страха ограбления либо из-за нежелания посвящать посторонних в свои финансовые дела.
Искусствоведы обращают внимание и на исторический контекст создания работы, сопоставляя стиль произведения со стилем других работ художника, выполненных в то же самое время. Этот момент весьма существенен, поскольку авторы подделок чаще всего не учитывают при создании своих «шедевров» преломления и изменения, происходящие со временем в стиле художника.
В случае необходимости на помощь искусствоведам может быть призван судебный эксперт, который с помощью сложной техники наподобие электронных микроскопов предоставляет исследователям данные, которых недостает для принятия окончательного решения по поводу того или иного произведения. К примеру, недавно, фонд Роберта Мазервелла (Dedalus Foundation) таким способом опроверг подлинность ряда работ выдающегося абстрактного экспрессиониста: с помощью тестов удалось установить, что при создании представленных работ использовался ряд материалов и техник, которые Мазервелл не применял в своем творчестве. Однако поскольку подобная информация может стать руководством к действию для фальсификаторов, то основания для включения той или иной работы в каталог обычно не обнародуются.
Каталоги-резоне составляются в первую очередь для ученых, для того, чтобы предоставить в их распоряжение заслуживающую доверие полную и исчерпывающую базу работ определенного художника. Однако данные, приведенные в каталогах-резоне, по понятным причинам также интересны коллекционерам и дилерам. Если цены на работы большого художника высоки, а подлинные работы попадают в продажу редко, то тут и появляются подделки; они заполоняют собой рынок произведений художника и могут в конце концов спровоцировать его обрушение. Поэтому так важно точно устанавливать подлинность продаваемых работ.
Отказ специалистов включить некую работу в резоне может существенно отразиться на ее рыночной стоимости, поэтому владельцы произведений порой оказывают давление на искусствоведов. В результате подобного давления могут возникнуть даже иски к комиссиям от коллекционеров и дилеров. Dedalus Foundation, например, принимал участие в разбирательстве по поводу работы Мазервелла «Испанская элегия», которую он счел подделкой. Владелец работы начал разбирательство несмотря на то, что с ним была достигнута предварительная договоренность о разрешении в случае необходимости поставить на работу штемпель с надписью «Не является подлинным произведением Роберта Мазервелла, подделка». Более того, Фонд даже получил от владельца картины компенсацию затрат на услуги юриста.
Результатом возросшего числа судебных споров экспертных комиссий с владельцами произведений стало нежелание многих экспертов делиться мнением относительно подлинности той или иной работы не только с широкой публикой, но и со своими коллегами. Некоторые персональные фонды художников намеренно отошли от вопросов атрибуции, задержав или приостановив создание каталогов-резоне, а также отменив выпуск планировавшихся ранее дополнений к уже изданным каталогам. Иски возмущенных владельцев работ чаще всего не приносят никакого результата, а для фондов оборачиваются огромной потерей времени и денег. Так, Фонд Уорхола заявил, что причиной закрытия комиссии по аутентификации стало дорогостоящее судебное разбирательство с коллекционерами.
Источник: online.wsj.com, artinvestment.ru
Комментарий редактора: Фонды, уставшие от препирательств с рассерженными коллекционерами, можно понять. Владельцы часто не могут смириться с мыслью, что приобретенная за большие деньги вещь является «неправильной», и воспринимают заключение специалистов как личный вызов. Везде так. Начинается сбор альтернативных заключений, бумажек, составление легенд, а в «юридических странах» — еще и изматывающие разбирательства. Достойных денег эти «нервы» не приносят. Вот фонды и говорят: хватит, разбирайтесь сами!
В России есть та же самая проблема: владельцы боятся нести и регистрировать свои работы в фонд художника, опасаясь отрицательного заключения. В результате фонд довольно быстро лишается мотивации и переходит в «вялотекущий» режим работы.
Резоне тоже вещь репутационная. Достоверность этого каталога целиком зависит от репутации составителя. И, как показывает жизнь, принцип «что написано пером — не вырубишь топором» сегодня себя изживает, требуется большая гибкость (возможность и исключать и добавлять). Думаю, что будущее за комбинированными форматами. Экспертные группы будут атрибутировать работы и публиковать их в онлайновом каталоге (по образцу резоне). А зарабатывать будут на экспертизе и платном доступе к сайту. Но это будущее.
В России составление каталогов-резоне идет с большим скрипом. В кутерьме ХХ века было не до провенансов. Навскидку: свои каталоги есть у Шварцмана, Краснопевцева (живопись), Крымова, Фалька (живопись), Кузнецова, Машкова, Кустодиева. На удивление, есть шанс, что когда-нибудь появится каталог Зверева — для этого есть компетентные движущие силы. Впрочем, все перечисленные каталоги только приближаются по статусу к резоне — они достаточно полны, хотя и не окончательны.
https://artinvestment.ru/news/artnews/20111209_o_catalogah.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20111209_o_catalogah.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- И.М.Чолария, "Дама и ветер"
- И.М.Чолария, "Замок Эльсинор"
- Графика Ню
- Сергей Стародубцев - «Леда и лебедь»
- Алла Липатова, "Подсолнухи"
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- А.Б.Колоколов