Открыт бесплатный доступ к изображениям

базы аукционных продаж для всех посетителей!

14 421 русских художников
293 023 аукционных результатов
КОКУРИН Валерий Григорьевич (1930–2019) Голубые тени. 1979
Текущая ставка
95 000 RUB
Окончание торгов
15 Ноя. 2019 12:00:00
ТУРЖАНСКИЙ Леонид Викторович (1874–1945) Оттепель. Этюд. 1920-е
Текущая ставка
20 000 RUB
Окончание торгов
15 Ноя. 2019 12:00:00
ЗВЕРЕВ Анатолий Тимофеевич (1931–1986) Без названия (Портрет). 1984
Текущая ставка
11 000 RUB
Окончание торгов
15 Ноя. 2019 12:00:00

Защита от подделок: каталоги-резоне и комиссии по аутентификации
ARTinvestment.RU   09 декабря 2011

Составителей каталогов-резоне и членов комиссий по аутентификации художественных произведений можно назвать бойцами невидимого арт-фронта: именно они стоят на страже репутаций художников и препятствуют массовому распространению фальшивок

Издание Wall Street Journal рассказывает о том, что такое каталог-резоне, кто и как его составляет, с какими трудностями сталкиваются составители и владельцы работ.

Для здоровья арт-рынка немаловажно, чтобы покупатели и продавцы были уверены в подлинности произведений искусства, появляющихся на торгах. Есть два основных способа защитить наследие и репутацию художника от посягательств фальсификаторов и недобросовестных дилеров: это комиссии по аутентификации и каталоги-резоне.

Комиссия по аутентификации выносит свои решения непосредственно по просьбе обратившихся в нее продавцов и покупателей произведений искусства. При взаимодействии с некоторыми комиссиями, например, в случае обращения в недавно заявившую о прекращении своей работы комиссию по творчеству Энди Уорхола, владельцы работ должны дать согласие на то, что, в случае признания работы подделкой, на ней будет поставлен штемпель «Подлинником не признано»: это своего рода способ контроля над рынком, применяемый подобными учреждениями.

Каталог-резоне — это, напротив, независимое от рынка научное исследование, включающее все известные произведения определенного художника. В каталоге-резоне, в отличие от выставки или книги, невозможно вольное или выборочное представление работ: подобное издание должно исчерпывающим образом освещать творческий путь автора.

Произведения для включения в каталог-резона предоставляются частными лицами и организациями на протяжении нескольких лет. Работы изучаются, и специалисты принимают окончательное решение об их включении или отказе во включении в каталог; в исключительном случае это решение может быть пересмотрено. Подобные каталоги до недавнего времени выходили в виде традиционных бумажных книг, однако сегодня доступны и их цифровые версии: например, не так давно было объявлено о скором выпуске онлайновой версии каталога-резоне американо-японского скульптора и дизайнера Исаму Ногучи (Isamu Noguchi).

Произведения в каталоге-резоне расположены по хронологии, каждую работу сопровождают данные о размере, технике, участии в выставках, всех упоминаниях в научных монографиях и статьях, провенансе. Создание подобного каталога требует педантизма и занимает долгие годы, а порой и десятилетия.

При подготовке каталога работы оцениваются по трем (реже — четырем) критериям. Начинается все с профессиональной экспертной оценки живописного стиля полотна, призванной определить, насколько работа выглядит и воспринимается как произведение определенного художника. Особое внимание уделяется композиции, манере мазка, цвету, характеру красочной поверхности, подписи, если она имеется.

Далее специалисты изучают провенанс произведения и пытаются восстановить весь его путь с того момента, как оно покинуло мастерскую художника. Это весьма непростое занятие: как известно, арт-рынок не отличается особой прозрачностью, и далеко не все владельцы произведений искусства готовы откровенничать о том, когда и где они приобретали принадлежащие им работы. Даже люди, которым, по большому счету, нечего скрывать, не всегда дают разрешения на публикацию своих фамилий в каталогах-резоне из страха ограбления либо из-за нежелания посвящать посторонних в свои финансовые дела.

Искусствоведы обращают внимание и на исторический контекст создания работы, сопоставляя стиль произведения со стилем других работ художника, выполненных в то же самое время. Этот момент весьма существенен, поскольку авторы подделок чаще всего не учитывают при создании своих «шедевров» преломления и изменения, происходящие со временем в стиле художника.

В случае необходимости на помощь искусствоведам может быть призван судебный эксперт, который с помощью сложной техники наподобие электронных микроскопов предоставляет исследователям данные, которых недостает для принятия окончательного решения по поводу того или иного произведения. К примеру, недавно, фонд Роберта Мазервелла (Dedalus Foundation) таким способом опроверг подлинность ряда работ выдающегося абстрактного экспрессиониста: с помощью тестов удалось установить, что при создании представленных работ использовался ряд материалов и техник, которые Мазервелл не применял в своем творчестве. Однако поскольку подобная информация может стать руководством к действию для фальсификаторов, то основания для включения той или иной работы в каталог обычно не обнародуются.

Каталоги-резоне составляются в первую очередь для ученых, для того, чтобы предоставить в их распоряжение заслуживающую доверие полную и исчерпывающую базу работ определенного художника. Однако данные, приведенные в каталогах-резоне, по понятным причинам также интересны коллекционерам и дилерам. Если цены на работы большого художника высоки, а подлинные работы попадают в продажу редко, то тут и появляются подделки; они заполоняют собой рынок произведений художника и могут в конце концов спровоцировать его обрушение. Поэтому так важно точно устанавливать подлинность продаваемых работ.

Отказ специалистов включить некую работу в резоне может существенно отразиться на ее рыночной стоимости, поэтому владельцы произведений порой оказывают давление на искусствоведов. В результате подобного давления могут возникнуть даже иски к комиссиям от коллекционеров и дилеров. Dedalus Foundation, например, принимал участие в разбирательстве по поводу работы Мазервелла «Испанская элегия», которую он счел подделкой. Владелец работы начал разбирательство несмотря на то, что с ним была достигнута предварительная договоренность о разрешении в случае необходимости поставить на работу штемпель с надписью «Не является подлинным произведением Роберта Мазервелла, подделка». Более того, Фонд даже получил от владельца картины компенсацию затрат на услуги юриста.

Результатом возросшего числа судебных споров экспертных комиссий с владельцами произведений стало нежелание многих экспертов делиться мнением относительно подлинности той или иной работы не только с широкой публикой, но и со своими коллегами. Некоторые персональные фонды художников намеренно отошли от вопросов атрибуции, задержав или приостановив создание каталогов-резоне, а также отменив выпуск планировавшихся ранее дополнений к уже изданным каталогам. Иски возмущенных владельцев работ чаще всего не приносят никакого результата, а для фондов оборачиваются огромной потерей времени и денег. Так, Фонд Уорхола заявил, что причиной закрытия комиссии по аутентификации стало дорогостоящее судебное разбирательство с коллекционерами.

Источник: online.wsj.com, artinvestment.ru

Комментарий редактора: Фонды, уставшие от препирательств с рассерженными коллекционерами, можно понять. Владельцы часто не могут смириться с мыслью, что приобретенная за большие деньги вещь является «неправильной», и воспринимают заключение специалистов как личный вызов. Везде так. Начинается сбор альтернативных заключений, бумажек, составление легенд, а в «юридических странах» — еще и изматывающие разбирательства. Достойных денег эти «нервы» не приносят. Вот фонды и говорят: хватит, разбирайтесь сами!

В России есть та же самая проблема: владельцы боятся нести и регистрировать свои работы в фонд художника, опасаясь отрицательного заключения. В результате фонд довольно быстро лишается мотивации и переходит в «вялотекущий» режим работы.

Резоне тоже вещь репутационная. Достоверность этого каталога целиком зависит от репутации составителя. И, как показывает жизнь, принцип «что написано пером — не вырубишь топором» сегодня себя изживает, требуется большая гибкость (возможность и исключать и добавлять). Думаю, что будущее за комбинированными форматами. Экспертные группы будут атрибутировать работы и публиковать их в онлайновом каталоге (по образцу резоне). А зарабатывать будут на экспертизе и платном доступе к сайту. Но это будущее.

В России составление каталогов-резоне идет с большим скрипом. В кутерьме ХХ века было не до провенансов. Навскидку: свои каталоги есть у Шварцмана, Краснопевцева (живопись), Крымова, Фалька (живопись), Кузнецова, Машкова, Кустодиева. На удивление, есть шанс, что когда-нибудь появится каталог Зверева — для этого есть компетентные движущие силы. Впрочем, все перечисленные каталоги только приближаются по статусу к резоне — они достаточно полны, хотя и не окончательны.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20111209_o_catalogah.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20111209_o_catalogah.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх