Фонд Уорхола закрывает свою Комиссию по аутентификации
ARTinvestment.RU   20 октября 2011

По утверждению экспертов Фонда Энди Уорхола, они устали от судебных тяжб из-за споров о подлинности тех или иных работ. Фонд Уорхола хочет отойти от арт-рынка и вплотную заняться созданием каталога-резоне художника

Комиссия по аутентификации произведений Энди Уорхола прекратит свою работу в начале 2012 года. Это решение было принято Фондом Уорхола после стратегического пересмотра своих главных целей, — сообщил президент фонда Джоэл Вахс (Joel Wachs). Среди главных задач фонд видит создание каталога-резоне короля поп-арта.

Закрытие комиссии по аутентификации позволит фонду тратить больше средств на благотворительность, — сообщил Вахс в интервью The Art Newspaper. «Все дело в приоритетах, и в нашей ответственности перед миссией Уорхола», — говорит президент фонда, имея в виду астрономические суммы, потраченные на судебные тяжбы в защиту некоторых спорных аутентификаций фонда.

Комиссию яро критиковали в прошлом году за потраченные на юридические услуги 7 миллионов долларов. Такая кругленькая сумма ушла на адвокатов в антимонопольном судебном споре с коллекционером Джо Саймоном-Уэланом (Joe Simon-Whelan), обвинившим Фонд Уорхола в сговоре с целью сдерживания и монополизации рынка работ художника. Саймон-Уэлан обратился в суд после того, как Фонд отказался признать аутентичность автопортрета Уорхола 1964 года из его коллекции, хотя ранее другие эксперты уже согласились с тем, что эта работа подлинная. Коллекционер рассчитывал отсудить 20 миллионов долларов, однако сам же закрыл дело в октябре, заявив, что не может далее нести такие большие судебные издержки. Фонд Уорхола был в бешенстве из-за потраченных впустую миллионов. Эти вынужденные траты «сводили меня с ума», — вспоминает президент Вахс. Некоммерческая комиссия по аутентификации, основанная Фондом Уорхола в 1995 году, и без того удовольствие не дешевое: на ее содержание ежегодно уходит около полумиллиона долларов.

Дело Саймона-Уэлана не единственный случай, когда решение комиссии по аутентификации встретили в штыки. Ранее в подлинности было отказано подписанной и датированной работе Уорхола из той же серии, что и предыдущий автопортрет, принадлежавшей бывшему галеристу Уорхола Энтони д'Оффе (Anthony d'Offay). Между тем работа с ведома Уорхола была ранее включена в каталог-резоне художника, выпущенный Рейнером Кроном (Rainer Crone) в 1970 году. Галерист д'Оффе планировал включить этот автопортрет 1964 года в коллекцию «Мастерская художника» из более 700 произведений, которую он собирался передать в Тейт и Национальные галереи Шотландии в рамках беспрецедентной отчасти сделки, отчасти пожертвования в 2008 году. В результате после переговоров с музеями автопортрет остался у галериста. Представители Тейт так прокомментировали это решение: «мы согласились с Энтони в том, что не стоит включать [в пожертвование] ни одной работы, чей провенанс в какой-либо степени может быть поставлен под сомнение. Тем не менее мы сами не имеем причин, чтобы сомневаться в аутентичности этого полотна».

В октябре 2010 года комиссию по аутентификации раскритиковали за еще одно заключение: эксперты Фонда Уорхола понизили статус сотни деревянных «коробок Brillo» до «Копия», хотя покойный Понтус Хюльтен (первый директор Музея современного искусства в Стокгольме, Центра Помпиду в Париже и Музея современного искусства в Лос-Анджелесе) утверждал, что они были воспроизведены с разрешения художника. Своим отрицательным заключением комиссия опровергла свое же собственное предыдущее решение: ранее комиссия определила некоторые работы этой серии как подлинные коробки «Стокгольмского типа».

«Для Фонда представляется очевидным то, что дальнейшее содержание комиссии по аутентификации требует слишком много средств, времени и сил. Люди Уорхола совсем не нуждаются в том, чтобы их репутацию изо дня в день чернили обвинениями в некомпетентности или зловредности. Я отчетливо вижу, что эксперты предпочтут тратить деньги на свои программы, нежели на многомиллионные судебные тяжбы», — полагает Питер Р. Стерн (Peter R. Stern) из юридической фирмы McLaughlin & Stern.

Президент Джоэл Вахс сообщил, что Фонд продолжит работу над каталогом-резоне Энди Уорхола. Вместе с тем Вахс подчеркнул, что эта деятельность не станет альтернативой работе специальной аутентификационной комиссии. «Каталог-резоне служит не коммерческим целям: он создается во благо научного изучения наследия Энди Уорхола. Рынок, похоже, хотел бы и дальше использовать комиссию по аутентификации [в своих целях], однако это не наша проблема», — говорит Вахс. Президент также добавил, что «каталог-резоне — это попытка взглянуть на весь багаж произведений, созданных Уорхолом, а не только на несколько работ, чьей аутентификации добиваются их владельцы. Это будет гораздо более полный охват наследия художника, к тому же общедоступный».

Эксперты будут рассматривать работы в хронологическом порядке, и по каждой будет приниматься решение, включать ее или нет в резоне. Это не будут отдельные срочные экспертизы по заявкам владельцев произведений. Осуществление проекта может занять до двадцати лет. Даже затрачивая на эту работу до 1 миллиона долларов в год, Фонд пока продвинулся только до четвертого тома. По расчетам Вахса, «работам за 1970-е будут посвящены как минимум еще три книги, четыре тома охватят 1980-е, еще одна книга будет о рисунках, а за фотографии мы еще даже не брались».

В закрытии аутентификационной комиссии арт-сообщество видит серьезный шаг, но не навстречу арт-рынку, а в противоположную сторону. «Они говорят, что не будут служить рынку уполномоченным инструментом по аутентификации работ, и я их не осуждаю их за это», — говорит Майкл Финдлей (Michael Findlay), директор Acquavella Galleries, перепродающих работы Уорхола. Галерист также добавил, что обычно экспертиза подлинности делается для того, чтобы сильно повысить стоимость работы, а не для того, чтобы определить, насколько важную часть наследия Уорхола она собой представляет.

Финдлей уверен, что закрытие комиссии не повлияет на рынок, поскольку эксперты, пишущие каталог-резоне, все равно продолжат выдавать заключения на работы. Существует более 100 тысяч произведений Уорхола, из которых только около 6 тысяч прошли экспертизу по аутентификации. «Люди придают этому слишком большое значение — около 95 процентов работ Энди пока не прошли через это. Рынку стоит самому о себе позаботиться. А нам следует заняться тем, чего от нас хотел Энди», — говорит Вахс.

Фонд, созданный после смерти Уорхола в 1987 году, намерен вернуться к благотворительности. Деньги Фонд зарабатывает продажей произведений, а вырученными средствами поддерживает художников, галереи, делает выставки и публикации. «Последние полгода мы думали о том, как расширить нашу благотворительную деятельность. Отовсюду мы слышим, что времена сейчас трудные и дотации урезаются. Мы постараемся сфокусироваться на выдаче грантов», — заявил Джоэл Вахс.

Источники: theartnewspaper.com, artinvestment.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх