Art Investment

Художники и цены

Коробки раздора

После трехлетнего расследования Комиссия по определению подлинности работ Энди Уорхола (Andy Warhol) объявила, что более ста скульптур художника, изготовленных по заказу выдающегося куратора Понтуса Хюльтена (Pontus Hultén, 1924–2006), не могут считаться оригиналами.

Речь идет о деревянных копиях знаменитых «коробок Brillo», которые Хюльтен — первый директор Музея современного искусства в Стокгольме, Центра Помпиду в Париже и Музея современного искусства в Лос-Анджелесе — распорядился произвести в целях показа на крупной выставке в шведской столице (1968). По его словам, художник дал разрешение воспроизводить свои работы. Однако в 2007-м шведская газета Expressen разузнала, что на самом деле на выставке демонстрировались обычные картонные коробки с завода Brillo. Что до деревянных скульптур, то о них комиссии стало известно лишь в декабре 1994-го. В том году бельгийский дилер Ронни ван де Вельде (Ronny van de Velde) купил у Хюльтена 40 экземпляров за 240 тысяч долларов; десять лет спустя 22 штуки ушли к галеристу Брайану Балфуру (Brian Balfour), уплатившему за них 640 тысяч фунтов. Через три месяца Балфур продал десять коробок на Christie’s за 476 тысяч фунтов, а в 2005-м подарил шесть скульптур Музею современного искусства Стокгольма.

Согласно выводам комиссии, «хюльтеновские» коробки делятся на две группы: «Стокгольм» (выполненные в 1968-м, сразу после выставки) и «Мальмё» (произведенные для выставки в Ленинграде в 1990 году). К первой группе можно отнести всего 10–15 копий, зато число скульптур во второй составляет аж 105. Как утверждает комиссия, ни те, ни другие «нельзя отнести к работам, выполненным Энди Уорхолом, согласно его указаниям или под его руководством; кроме того, не существует документации, свидетельствующей о том, что [копии] были изготовлены с его согласия». Однако выданные покупателям сертификаты, в которых Хюльтен подтверждает свою договоренность с художником, пока что не были объявлены недостоверными. Комиссия также избегает слова «подделка», предпочитая называть работы «копиями, имеющими отношение к выставке» («Стокгольм») и «выставочными копиями» («Мальмё»).

В 2004 году, кстати, комиссия признала скульптуры Балфура оригиналами, но дилер не может обратиться за защитой, так сказать, чести и достоинства своих приобретений в суд, поскольку он подписал документ, освобождающий комиссию от всякой ответственности за изменение ее мнения.

Кстати, действия этой группы экспертов не раз подвергались критике. Например, по утверждению англичанина Джо Саймона-Уэлана (Joe Simon-Whelan), подавшего на нее в суд, комиссия стремится монополизировать рынок художника, не пуская туда многие подлинные работы и тем самым поднимая цены на произведения из собрания связанного с ней Фонда Уорхола.

Источники: theartnewspaper.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20101024_brillo_boxes.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20101024_brillo_boxes.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».