Artist of the week. Vladimir Nemukhin
ARTinvestment.RU   21 апреля 2010

In the Romanov gallery recently opened an exhibition "Vladimir Nemukhin. The sculpture". AI congratulates Vladimir Nikolaevich and the organizers of this event and talks about the fate and work of one of the main figures in the informal post-war art

До 20 июня 2010 года в галерее «Романовъ» (www.gallery-romanov.ru) продлится только-только открывшаяся выставка «Владимир Немухин. Скульптура». Сайт ARTinvestment.RU искренне поздравляет Владимира Николаевича и устроителей с этим событием и пользуется приятным поводом, чтобы рассказать о судьбе и творчестве одной из главных фигур в послевоенном неофициальном искусстве.

Для большинства почитателей творчества Владимира Николаевича Немухина, которому в этом году исполнилось 85 лет, главными «ключевыми словами» являются «нонконформизм», «лианозовская группа», «выставка на Энтузиастов», «Пчеловодство», «Бульдозерная выставка», «горком». Действительно, Немухин участвовал почти во всех громких выставках и был участников ключевых процессов в послевоенном неофициальном искусстве. И об этом уже немало написано.

Куда меньше людей знает, что всю войну подростком Владимир Немухин проработал в Москве на приборостроительном заводе. В 1943 году он познакомился с художником Петром Ефимовичем Соколовым (художник из книги «Авангард, остановленный на бегу»), который в тот момент работал хромолитографом в артели декалькомании. Именно Соколов, о котором Немухин вспоминает с большой теплотой, оказал значительное влияние на творческое мировоззрение юного художника и принял участие в его обучении. Немухин вспоминает: «Петр Ефимович собирал свой “музей” — репродукции из дешевых журналов, из газет, все, что удавалось раздобыть. Со временем у него собралась такая самодельная библиотека по искусству, уложенная в папки. И вот, помню, открыл он мне эти папки, а там… Малевич, Шагал… Понятно, что у меня голова быстро кругом пошла. Соколов же открыл мне кубизм, который очень меня увлек». В конце 1943 года, то есть после знакомства с Соколовым, Немухин поступил в изостудию ВЦСПС, в которой в течение трех лет овладевал профессиональными навыками. «Посещал занятия, только когда выходил в ночную смену. Всю войну режим был такой: с восьми утра до восьми вечера — первая смена, а вторая неделя — смена с восьми вечера до восьми утра. Никаких тебе суббот и воскресений — выходные появились только после войны. Так и учился: после ночной смены “отсыпался” три часа и потом к часу дня шел в студию, где занимался три часа…»

Сейчас уже трудно себе представить, что формально все немухинские «университеты» — это только изостудия ВЦСПС, а «дипломом» стала справка о ее окончании.

После учебы во второй половине 1940-х Немухин работал техническим редактором в «Советском графике», потом художником на заводе. В 1952 году вступил в Московское товарищество художников. В 1959 состоялось знакомство Немухина с Оскаром Рабиным (вместе оформляли дворец культуры перед Новым годом). Эта встреча оказалась во многом судьбоносной. Постепенно состоялось вхождение в «лианозовскую группу», апофеозом деятельности которой стала организация и участие в выставке в Беляево, которой суждено было стать «бульдозерной». «Бульдозерную выставку» 1974 года многие исследователи считают рубежной в истории неофициального послевоенного искусства. Именно после той вспышки насилия советские власти ослабили давление на независимых художников. После Беляево состоялись разрешенные выставки в Измайловском лесопарке и павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ. А вскоре власти открыли каналы для профессиональной легализации независимых художников через секцию живописи при Горкоме графиков.

Вторая половина семидесятых вплоть до 1986 года — это время, которое Немухин посвятил развитию собственного творчества и организационной работе в живописной секции горкома графиков. «Как представитель горкома я делал персональные выставки Владимира Пятницкого, своих друзей Анатолия Зверева и Владимира Яковлева. Зверева даже приняли в живописную секцию. Главной и последней моей выставкой в рамках горкома стала “Объект”».

Самой узнаваемой темой с 1960-х годов в творчестве Немухина стали карты — пасьянсы, карточные столы, бубновые валеты. Напротив, в его скульптуре главными стали геометрические, конструктивистские решения и посвящения художникам — Сезанну, Краснопевцеву, Вейсбергу и другим.

На сегодняшний день около 100 работ Немухина находится в известном собрании художников-нонконформистов Нортона Доджа, которое представлено в американском Музее Циммерли. Его работы есть в немецком Музее современного искусства Людвига, нью-йоркском Музее Современного искусства. Из русских музеев работы Немухина приобретены Третьяковской галереей, их можно увидеть в постоянной экспозиции Московского Музея современного искусства (Петровка, 25), в Музее актуального искусства ART4.ru, музее «Другое искусство» и других. Творческий багаж художника насчитывает более 1200 картин, более 2000 рисунков и более 50 скульптур.

Около двух лет назад к традиционным для Немухина деревянным скульптурам, бронзовым отливкам и фарфоровым авторским тарелкам добавилась малотиражная фарфоровая скульптура. Примерно два года назад с его деревянной формы в Германии был выполнен подписной тираж фарфоровых геометрических скульптур, которые на тот момент стоили около 6000 евро.

Малотиражный фарфор Немухина сегодня очень востребован коллекционерами и до аукционов доходит редко, продается преимущественно в формате частных галерейных сделок. Несколько тарелок летом 2008 года продавалось на швейцарском аукционе Koller. В тот раз результаты уложились в ценовой диапазон 2000–4000 долларов. Вообще этот формат вполне может быть рекомендован для микроинвестиций.

Бронзовые скульптуры Немухина на мировых аукционах выставляются с эстимейтами 25–40 тысяч долларов. Одна из самых дорогих продаж в стринге скульптуры — 60 тысяч долларов за «Посвящение Краснопевцеву» в 2007 году на MacDougall’s.

Абсолютный же аукционный рекорд для творчества Немухина был установлен в 2006 году на Sotheby’s. И конечно же, произведением живописи. Очень характерный холст «Незаконченный пасьянс» 1966 года ушел аукционному бойцу за 240 тысяч долларов. Столь удачная продажа подняла общую рыночную планку, но в системную цифру не превратилась. Сейчас хорошая живопись Немухина с правильной карточной темой, правильного периода (вторая половина 1960-х и до второй половины 1980-х) на мировых аукционах находит покупателей в ценовом диапазоне 60–120 тысяч долларов. Крепкая графика в среднем котируется в диапазоне 8–20 тысяч долларов.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100421_nemuchin.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100421_nemuchin.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх