Artist of the week. Vladimir Nemukhin
ARTinvestment.RU 21 апреля 2010
In the Romanov gallery recently opened an exhibition "Vladimir Nemukhin. The sculpture". AI congratulates Vladimir Nikolaevich and the organizers of this event and talks about the fate and work of one of the main figures in the informal post-war art
До 20 июня 2010 года в галерее «Романовъ» (
Для большинства почитателей творчества Владимира Николаевича Немухина, которому в этом году исполнилось 85 лет, главными «ключевыми словами» являются «нонконформизм», «лианозовская группа», «выставка на Энтузиастов», «Пчеловодство», «Бульдозерная выставка», «горком». Действительно, Немухин участвовал почти во всех громких выставках и был участников ключевых процессов в послевоенном неофициальном искусстве. И об этом уже немало написано.
Куда меньше людей знает, что всю войну подростком Владимир Немухин проработал в Москве на приборостроительном заводе. В 1943 году он познакомился с художником Петром Ефимовичем Соколовым (художник из книги «Авангард, остановленный на бегу»), который в тот момент работал хромолитографом в артели декалькомании. Именно Соколов, о котором Немухин вспоминает с большой теплотой, оказал значительное влияние на творческое мировоззрение юного художника и принял участие в его обучении. Немухин вспоминает: «Петр Ефимович собирал свой “музей” — репродукции из дешевых журналов, из газет, все, что удавалось раздобыть. Со временем у него собралась такая самодельная библиотека по искусству, уложенная в папки. И вот, помню, открыл он мне эти папки, а там… Малевич, Шагал… Понятно, что у меня голова быстро кругом пошла. Соколов же открыл мне кубизм, который очень меня увлек». В конце 1943 года, то есть после знакомства с Соколовым, Немухин поступил в изостудию ВЦСПС, в которой в течение трех лет овладевал профессиональными навыками. «Посещал занятия, только когда выходил в ночную смену. Всю войну режим был такой: с восьми утра до восьми вечера — первая смена, а вторая неделя — смена с восьми вечера до восьми утра. Никаких тебе суббот и воскресений — выходные появились только после войны. Так и учился: после ночной смены “отсыпался” три часа и потом к часу дня шел в студию, где занимался три часа…»
Сейчас уже трудно себе представить, что формально все немухинские «университеты» — это только изостудия ВЦСПС, а «дипломом» стала справка о ее окончании.
После учебы во второй половине 1940-х Немухин работал техническим редактором в «Советском графике», потом художником на заводе. В 1952 году вступил в Московское товарищество художников. В 1959 состоялось знакомство Немухина с Оскаром Рабиным (вместе оформляли дворец культуры перед Новым годом). Эта встреча оказалась во многом судьбоносной. Постепенно состоялось вхождение в «лианозовскую группу», апофеозом деятельности которой стала организация и участие в выставке в Беляево, которой суждено было стать «бульдозерной». «Бульдозерную выставку» 1974 года многие исследователи считают рубежной в истории неофициального послевоенного искусства. Именно после той вспышки насилия советские власти ослабили давление на независимых художников. После Беляево состоялись разрешенные выставки в Измайловском лесопарке и павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ. А вскоре власти открыли каналы для профессиональной легализации независимых художников через секцию живописи при Горкоме графиков.
Вторая половина семидесятых вплоть до 1986 года — это время, которое Немухин посвятил развитию собственного творчества и организационной работе в живописной секции горкома графиков. «Как представитель горкома я делал персональные выставки Владимира Пятницкого, своих друзей Анатолия Зверева и Владимира Яковлева. Зверева даже приняли в живописную секцию. Главной и последней моей выставкой в рамках горкома стала “Объект”».
Самой узнаваемой темой с 1960-х годов в творчестве Немухина стали карты — пасьянсы, карточные столы, бубновые валеты. Напротив, в его скульптуре главными стали геометрические, конструктивистские решения и посвящения художникам — Сезанну, Краснопевцеву, Вейсбергу и другим.
На сегодняшний день около 100 работ Немухина находится в известном собрании художников-нонконформистов Нортона Доджа, которое представлено в американском Музее Циммерли. Его работы есть в немецком Музее современного искусства Людвига, нью-йоркском Музее Современного искусства. Из русских музеев работы Немухина приобретены Третьяковской галереей, их можно увидеть в постоянной экспозиции Московского Музея современного искусства (Петровка, 25), в Музее актуального искусства ART4.ru, музее «Другое искусство» и других. Творческий багаж художника насчитывает более 1200 картин, более 2000 рисунков и более 50 скульптур.
Около двух лет назад к традиционным для Немухина деревянным скульптурам, бронзовым отливкам и фарфоровым авторским тарелкам добавилась малотиражная фарфоровая скульптура. Примерно два года назад с его деревянной формы в Германии был выполнен подписной тираж фарфоровых геометрических скульптур, которые на тот момент стоили около 6000 евро.
Малотиражный фарфор Немухина сегодня очень востребован коллекционерами и до аукционов доходит редко, продается преимущественно в формате частных галерейных сделок. Несколько тарелок летом 2008 года продавалось на швейцарском аукционе Koller. В тот раз результаты уложились в ценовой диапазон 2000–4000 долларов. Вообще этот формат вполне может быть рекомендован для микроинвестиций.
Бронзовые скульптуры Немухина на мировых аукционах выставляются с эстимейтами 25–40 тысяч долларов. Одна из самых дорогих продаж в стринге скульптуры — 60 тысяч долларов за «Посвящение Краснопевцеву» в 2007 году на MacDougall’s.
Вечер. 1978. Холст, масло, смешанная техника
101 х 101. MacDougall’s. 15.06.2007
Оценка аукциона (эстимейт): 79–119 тыс. долл.
Цена: 143,5 тыс. долл.Незаконченный пасьянс. 1966
Холст, масло, смешанная техника. 96,5 x 110
Sotheby’s. 26.04.2006. Оценка аукциона (эстимейт): 50–70 тыс. долл. Цена: 240 тыс. долл.
Абсолютный же аукционный рекорд для творчества Немухина был установлен в 2006 году на Sotheby’s. И конечно же, произведением живописи. Очень характерный холст «Незаконченный пасьянс» 1966 года ушел аукционному бойцу за 240 тысяч долларов. Столь удачная продажа подняла общую рыночную планку, но в системную цифру не превратилась. Сейчас хорошая живопись Немухина с правильной карточной темой, правильного периода (вторая половина 1960-х и до второй половины 1980-х) на мировых аукционах находит покупателей в ценовом диапазоне 60–120 тысяч долларов. Крепкая графика в среднем котируется в диапазоне 8–20 тысяч долларов.
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100421_nemuchin.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100421_nemuchin.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 08.02.2023 Аукционный дом Bonhams может быть продан за $1 млрд Ровно столько составил общий оборот Bonhams по итогам 2022 года
- 07.02.2023 Самые перспективные художники февраля по версии Artsy В список вошли авторы из США, Великобритании, Китая, Южной Африки и Индонезии
- 06.02.2023 Самые громкие арт-коллаборации этой зимы Яеи Кусама, Такаси Мураками и правнук Матисса
- 03.02.2023 Власти США перепроверят связи аукционных домов с попавшими под санкции российскими бизнесменами Упоминаются фамилии Андрея Мельниченко, Виктора Вексельберга и Романа Абрамовича
- 02.02.2023 Новое исследование объясняет эффект дымки на картинах Моне и Тернера загрязнением воздуха Ученые изучили около сотни картин двух художников
- 08.02.2023 На французские торги выставят редкую картину Питера Брейгеля Младшего Эстимейт лота составляет €600 000–800 000
- 06.02.2023 Топ-лотом февральских торгов Christie’s станет картина Рене Магритта Эстимейт работы под названием «Возвращение» составляет £4–6 млн
- 03.02.2023 Итоги AI аукциона № 465 Общая выручка составила 11 млн рублей
- 01.02.2023 Лондонская Национальная галерея купила картину Каваллино на торгах Sotheby’s Работа установила рекорд на произведения художника на отметке в $3,9 млн
- 30.01.2023 Sotheby’s провел торги нового формата Суммарная выручка составила $8,5 млн
- 09.01.2023 Открыт 148-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Сергея Бордачёва, Марины Венедиктовой, Далгата Далгатова, Николая Жатова, Натальи Захаровой, Александра Лозового, Николая Онищенко, Андрея Орлова, Александра Пучко, Александра Савко, Владимира Чибисова
- 09.01.2023 Художник недели: Александр Лозовой История Александра Лозового — единственного из живущих художников, который непосредственно учился у мастеров русского авангарда начала ХХ века
- 19.12.2022 Открыт 147-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Марца, Жоана Миро, Шамиля Надрова, Леонида Ракова, Рустама Рахматулина, Екатерины Сысоевой, Ольги Фадейкиной, Марка Шагала
- 12.12.2022 Открыт 146-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Азама Атаханова, Марии Васильевой, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Игоря Кислицына, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Pata (Пааты Мерабишвили), Александра Пучко, Леонида Ракова, Рудольфа Хачатряна, Константина Худякова, Владимира Чибисова
- 05.12.2022 Открыт 145-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Алексея Гинтовта, Евгения Зевина, Дмитрия Каминкера, Сергея Касабова, Игоря Кислицына, Валерия Мишина, Андрея Молчановского, Андрея Орлова, Александра Переднего, Сергея Потапова, Георгия Смирнова, Игоря Снегура, Екатерины Сысоевой
- 07.02.2023 В Париже открывается выставка редких работ импрессионистов Все экспонаты происходят из коллекции старшего брата Клода Моне
- 03.02.2023 В московском Манеже открылся проект «ДК СССР» На выставке представлено более 700 образцов советской культуры
- 02.02.2023 Музей Фаберже готовит масштабную ретроспективу Бориса Григорьева Этим проектом откроется новое выставочное пространство музея
- 01.02.2023 Новое пространство Музея AZ открылось на Маросейке Первая выставка посвящена живописи Федора Семенова-Амурского
- 30.01.2023 В феврале в музее АРТ4 откроется постоянная экспозиция Проект «Щель» объединит работы Кабакова, Гороховского, Бродского, Краснопевцева и других художников
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн