«XXI век. Современное российское искусство» — II
Представляем творчество современных художников: Азама Атаханова, Галины Быстрицкой, Алексея Ваулина Виктора Лукина, Сергея Максютина, Александра Савко, Александра Сигутина, Елены Утёнковой-Тихоновой, Юрия Хоровского, Елены Щепетовой
Творчество Азама Разиюллоевича Атаханова формируется на стыке восточного и западноевропейского искусства. Присущие восточной живописи экспрессия и насыщенность цветового решения гармонируют с композиционным и образным строем западной изобразительной традиции. Так, восточные сюжеты воплощаются в художественной манере, напоминающей искусство модернизма: порой она уходит в пуантилизм, а иногда цитирует приемы фовистов и примитивистов. Работам Атаханова свойственны намеренная аппликативность, которой художник достигает при помощи чёткого линейного контура и локальных цветовых пятен, и декоративность, проявляющаяся в плоскостном изображении и детализации. Художник не ограничивает свои творческие эксперименты одним жанром и пробует свои силы в пейзаже, портрете, натюрмортах, бытовых сюжетах. Полихромная, насыщенная живопись Атаханова изображает чарующий мир Востока и отражает его богатые культурные традиции.
Произведения Галины Альбертовны Быстрицкой (1961) написаны широким пастозным мазком и наполнены бесконечным движением и энергией. От импрессионистов художница наследует стремление изобразить повседневную реальность, попытку уловить и передать жизнь как отражение своих впечатлений. Визуальные образы Быстрицкой всегда предметны, обычно это пейзажи и натюрморты, реальные персонажи, написанные с натуры. Особое значение художница уделяет цвету, предоставляя ему возможность существовать в качестве независимого композиционного элемента.
В абстрактной манере работает и художник Алексей Николаевич Ваулин (1974). Опираясь на опыт мастеров начала ХХ столетия, Ваулин создает выразительный образ с помощью динамичных форм и цветовых соотношений. Вместе с тем художник рассматривает цвет не только как средство выразительности, но и как инструмент самопознания, исследования реальности и человеческой души, в связи с чем его образы, смоделированные абстрактными цветовыми и световыми соотношениями, носят конкретный и узнаваемый характер.
Творчество Виктора Феоктистовича Лукина (1955) оперирует достижениями прошлого и обращается к философии русских авангардистов. В основе его произведений лежит абстрактный язык, наполненный символами и смысловыми кодами. В визуальных образах, созданных В. Ф. Лукиным, отсутствует патетика — его работы, подобно произведениям супрематистов, порождают ощущение бесконечного, абсолютного пространства. Движение и ритм художник задает при помощи цвета, плавно перетекающего из одной структуры в другую или играющего всевозможными контрастами.
В работах 1990-х годов художник часто использует форму квадрата и креста. Формат картины — квадрат, устойчивая и «равновесная» форма, но внутреннее композиционное решение часто строится таким образом, что устойчивость исчезает. Квадрат изменяется, превращается в ромб, возвращает изначальную форму — и появляется ощущение динамичности, неустойчивости. Этому способствуют и активные, почти открытые, контрастные цветовые плоскости; мазки, покрывающие черные структуры, усиливают вибрацию и неустойчивость. Часто смысловая нагрузка картин обыгрывается знаком креста, который возникает при соприкосновении силуэтов цветовых пятен.
Если ранние произведения художника Сергея Владимировича Максютина (1956) наполнены сложными визуальными метафорами, иносказаниями и символами, то на этапе зрелого творчества основным жанром становится пейзаж, существующий за пределами повествовательности и конкретики. Его фрагментарные этюды — это абстрактные образы, образы стихии, вечной природы и жизни. В работах художника, кажется, отсутствуют рисунок и схема построения, картины словно сразу же написаны маслом. Максютин избегает перспективных сокращений и разделения на планы: его интересует фрагмент, который он будто фотографирует глазом и переносит на полотно. Его внимание прежде всего концентрируется на взаимодействии воды и неба, когда вода включает в себя небо и землю не просто как отражения, но как образ единства. В простых сочетаниях неярких цветов художник передает живое дыхание, движение и в то же время постоянство. Художник считает, что его работы не должны обозначаться точными координатами, они не однозначны. Даже одно и то же произведение, кажется, изменяет свою суть, если взглянуть на него несколько раз, с небольшими перерывами. Цветовая и чувственная природа достаточно выражается даже на небольшом участке холста, который нередко можно рассматривать как полную эмоций абстракцию. Цветовое решение работ построено на сочетании чистых, природных оттенков, которые отражают органическую природу его произведений.
Характерной особенностью художественного метода Александра Андреевича Савко (1957) является карикатурность и сатиричность. Один из самых провокативных и абсурдистских мастеров постмодернизма в России, он сталкивает две конфликтующие идеологии: советскую и американскую. Абсурд в искусстве Савко заключается в том, что герой американской массовой сериальной культуры помещается в единичное и неповторимое событие русской исторической живописи, всегда обращенной в прошлое. По такой же схеме он действует с шедеврами мировой живописи, вставляя физиономии героев американских сериалов вместо моделей Пикассо или персонажей социалистического реализма.
Таким образом, создается фантасмагорическая картина сложных переплетений в современной истории и культуре. Помещая образы массовой культуры в контекст классического искусства, художник иронизирует над современным обществом и восприятием традиционного. Композиции, поражающие абсурдностью и алогичностью, далекие от привычной художественной стройности, на самом деле подчеркивают болезненность общества, подверженного зависимости от навязанных образов медийной культуры и ее стандартов. Китчевые элементы, намеренно введенные художником, не только привлекают внимание зрителя нарочитой яркостью и абсурдностью, но свидетельствуют о дуалистической природе человеческого сознания, обожествляющего произведения классического искусства и одновременно возводящего в культ популизм и визуальные образы массовой культуры.
Александр Васильевич Сигутин (1959) в работах 1990-х — 2000-х годов, проявляет себя как последовательный приверженец эстетики постмодернизма. Это выражается в игровом характере произведений, цитатности, заимствованиях, использовании различных художественных языков XX века.
Искусство модернизма интерпретируется Александром Сигутиным прежде всего как интеллектуальная игра взрослого человека. Серия под названием «Развивающие игры» строится на пересечении двух визуальных рядов: графической схемы детской головоломки и цветового решения голландской группы художников начала ХХ века «Де Стейл».
Серия «Византийский супрематизм» включает в себя около двадцати работ. Отправной точкой для создания серии послужило визуальное сходство работы Казимира Малевича «Крест» с изображениями крестов на одеждах святителей (например, Василия Великого или Григория Богослова) в византийских и русских иконах XVI века.
Работы Елены Евгеньевны Утёнковой-Тихоновой (1965) представляют собой прозаические этюды, в которых запечатлены моменты и события повседневной жизни. Художница создает трогательные образы, которые, подобно воспоминаниям, словно выхвачены из памяти. Этому ощущению способствует техника сфумато и серебристая, пастельная цветовая гамма. Художник избегает напряженности, патетики и экспрессии — напротив, в ее работах царит атмосфера спокойствия и внутреннего равновесия. Несмотря на то, что большинство произведений выполнено в технике масляной живописи, кажется, что Утёнкова-Тихонова работает пастелью. Её работы отличает мягкость светотеневых переходов, богатство оттенков, акварельная манера письма, размытый контур и тонкий, полупрозрачный красочный слой, которого художница добивается при помощи лессировок.
В иронической манере работает и Юрий Алексеевич Хоровский (1946), главным направлением в творчестве которого является скульптура. Его работы, выполненные в металле, бронзе, пластике или папье-маше, отличаются разнообразием форм и сюжетов и варьируются от совершенно абстрактных до конкретных и индивидуальных. Если имперсонифицированные образы, скорее, напоминают визуальные метафоры, в которых главное предпочтение отдается форме и материалу, то фигуративные являют собой изображение хрестоматийных персонажей, при этом далеких от классического восприятия. Богатый смысловыми контекстами образный ряд, к которому прибегает скульптор, балансирует между комичностью и трагичностью, сарказмом и серьезностью.
Творчество Елены Александровны Щепетовой (1951) во многом сложилось благодаря обучению на геологическом факультете Московского института нефтехимической и газовой промышленности. Будущая художница проходила учебную практику в Западной Сибири и Коми, в оренбургских степях и на Кавказе, и потому ее работы являют собой образы мест, которые она посещала, воспоминания и впечатления о них. Тема странствий становится магистральной в творчестве художницы. Щепетова создает ощущение бесконечного пространства, используя параллельную перспективу. Этот прием, а также четкая, графичная манера письма, ритмическое строение композиционных элементов пейзажа и преобладание единой цветовой тональности напоминают произведения Николая Рериха, мастера горных пейзажей. Творчество Щепетовой, однако, охватывает более широкий спектр разновидностей этого жанра и находится на грани между традиционным предметным пейзажем и абстракцией, уходящей корнями в символизм. Бесконечная игра цвета и света, сочетание пастельных линий и насыщенных цветовых пятен рождают ощущение разнообразного и вечно меняющегося мира.
Работы Азама Атаханова, Галины Быстрицкой, Алексея Ваулина Виктора Лукина, Сергея Максютина, Александра Савко, Александра Сигутина, Елены Утёнковой-Тихоновой, Юрия Хоровского, Елены Щепетовой с 10 до 14 февраля 2020 представлены на втором аукционе «XXI век. Современное искусство» (куратор — Лариса Аполлоновна Кашук).
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200210_xxi_316.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200210_xxi_316.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.