- Картина Уга Скульме
- Арт-новости
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 3
ARTinvestment.RU 22 марта 2024
Завершение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
ИИ: угрозы и коллективные страхи
Человечество давно привыкло, что любая новая технология, стоит ей перейти от теоретической разработки к практическому использованию, вызывает в обществе массовый восторг, острые дискуссии и громкие протесты. Исключением не стал и искусственный интеллект: применительно к сфере искусства главным аргументом его противников стала угроза не вообще человечеству, а конкретным людям, труд которых заменит тот или иной продукт ИИ. Дескать, нечто новое, оригинальное исторически могло быть вызвано к жизни только человеческой мыслью и воображением — а сегодня машинные алгоритмы ИИ способны создавать изображения, не уступающие по качеству работам большинства графических дизайнеров. Но, если нетребовательный заказчик завтра получит средний по качеству дизайн по цене подписки на чат-бот, от этого рынок труда графических дизайнеров не рухнет, а станет чище и качественнее: услуги классных специалистов вырастут в цене, а средним и совсем уж никаким останется либо сменить профессию, либо не жаловаться, а повышать квалификацию, осваивать инструменты ИИ, соединив сильные стороны своего опыта и возможностей машины.
Перейдем от дизайна к изобразительному искусству. Несмотря на впечатляющие возможности ИИ по части имитации художественных стилей, настаиваем: настоящее искусство предполагает наличие у создателя эмоций, сознания и уникального человеческого опыта, основанного на переживаниях. Словом, всего, чего сегодня нет у машин. И сравнивать работу художников с ИИ можно будет только тогда, когда машина совершит подлинно «человеческий» жест при создании работы — например, на эмоциях займется членовредительством, отключив себя от внешнего питания.
Следующая группа недовольных ИИ сгруппировалась вокруг вопросов интеллектуальной собственности, включая авторское право. Как мы помним, для обучения алгоритмов машине требуется массив данных — в случае искусства это оцифрованные работы, как правило из фондов музеев либо статистических баз аукционных продаж. Как первые, так и вторые крупные игроки арт-рынка давно озаботились правами на изображения. А что, если кто-то использует для обучения ИИ работы современных художников без согласия последних? И если в результате будет создано произведение графического дизайна, очень похожее на стиль данного художника — кому будут принадлежать авторские права, включая право на авторские отчисления в случае продажи?
На момент выхода данной публикации все вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью при участии ИИ остаются нерешенными. Но есть интересный прецедент, немного проливающий свет на природу претензий художников к ИИ. В декабре 2022 года произошел скандал с одним западным маркетплейсом генеративного искусства с русскими корнями (имя не называем). Многочисленная группа современных, но малоизвестных художников массово взбунтовались против использования их работ для обучения алгоритмов данного маркетплейса. И хотя со стороны ситуация выглядела как в старом милом мультфильме («И меня посчитали!»), громкую новость подхватили ведущие художественные СМИ. Пошумели некоторое время, пока вдруг не выяснилось, что «протест» был частью рекламной кампании самого маркетплейса. Новость большинство изданий удалило, а художники — художники вмиг потеряли голос и отправились на поиски других вариантов оплачиваемого недовольства.
А вот на рынок труда, не связанного с творческой деятельностью, ИИ в сфере искусства может серьезно повлиять. Более всего против внедрения его технологий тот, кто чувствует свою уязвимость. И в предыдущей части мы упоминали опасения аукционных домов и галерей, которые открещивались от применения инструментов ИИ в своей работе. Сегодня их поведение напоминает действия персонажа Челентано из фильма «Укрощение строптивого». Экранный герой, помнится, отказался покупать пресс для отжима винограда, чтобы не лишать работы двадцати босоногих односельчан. В кино все закончилось победой человека и благосклонной улыбкой Орнелы Мути. А в жизни?
При этом в других сферах арт-рынка пока что относительно спокойно: результаты использования ИИ при аутентификации предметов искусства пока оставляют желать лучшего, а реставрация работ невозможна без создания «механической руки». Создавать таковую отдельно для искусства разработчикам невыгодно — проще осуществить роботизацию медицинской сферы, где клиентов (денег) куда больше.
Одно можем сказать с уверенностью: в недалеком будущем сотрудники, которые умеют обращаться с ИИ-инструментами, заменят сотрудников, которые не умеют (или не хотят) с ними работать. Это и будет главной революцией искусственного интеллекта по части занятости.
ИИ сегодня: а был ли мальчик?
Полноценно назвать «интеллектом» сегодняшние разработки в сфере ИИ нельзя. Все, что мы сегодня используем (в открытом доступе или платно), работает на алгоритмах, построенных на базах данных с набором результатов, ограниченных историческими прецедентами, тогда как одним из свойств интеллекта является формирование принципиально новых, зачастую парадоксальных решений. Не всегда верных, к слову, но основанных на таких понятиях, как честь, совесть и сострадание. Учитывая, что данные общественные нормы в «цивилизованных» странах уже стали анахронизмом, будущее ИИ вызывает определенные опасения.
При этом разработка т. н. «сверхразумного ИИ» (англ. — Superintelligent AI) продолжает вестись в большом количестве научных центров по всему миру. Планка «сверхразума» задрана очень высоко: по словам ученых, эксперимент будет считаться состоявшимся, когда машина научится проявлять креативность («думать сердцем») и мудрость («чувствовать разумом»). Понятное дело, что продавать доступ к возможностям Superintelligent AI будут не по $20 в месяц, как ChatGPT Premium — а минимум по $35. Сверхразумный ведь.
Будущее ИИ в искусстве.
«Провозглашай прошлое, определяй настоящее, предсказывай будущее», — в предложенном Гиппократом порядке мы и начнем.
В 2021 году, во время NFT-эйфории, в стан адептов цифрового искусства переметнулось 383 арт-стартапов из 702 (55 %). Спустя год, к концу 2022-го, соотношение онлайн-продавцов физического и цифрового искусства составило 1 к 4. Не столько растущие объемы продаж NFT становились тому причиной — сколько перспективы получения огромных инвестиций, которые направо и налево раздавали стартапам венчурные капиталисты. Так, NFT-маркетплейс OpenSea в 2022 году получил $300 млн инвестиций, что автоматически установило оценку компании на уровне $13,1 млрд.
Однако, что легко дается — теряется еще легче. В 2023 году, на фоне рецессии крипто-рынка, нервы одного из инвесторов не выдержали, и он продал свою долю по стоимости в 10 раз ниже цены покупки. Итого, оценка OpenSea так же автоматически упала с $13,1 млрд до $1,3 млрд, став самой громкой неудачей сезона на рынке цифровых активов. Глядя на этот опыт, мы спрашиваем себя: не повторит ли ИИ в искусстве судьбу NFT — по части радужных ожиданий, всеобщего безумия и громкого прокола мыльного шарика? Оказывается, нет — наученные горьким опытом, сегодняшние молодые компании в области искусства и технологий смотрят на ИИ с куда большей осторожностью. Так, из 1145 арт-стартапов на начало 2024 года всего лишь 17 % разрабатывают ИИ-модели в рамках своих платформ, причем ¾ из них начали исследования еще до 2020 года. А вот используют инструменты искусственного интеллекта в ежедневной работе над своим стартапом (чат-боты, генераторы изображений, системы тайм-менеджмента и контроля рабочего процесса) более 75 % компаний! Другими словами: потенциал ИИ предпринимателями от искусства признается и уже массово используется для повседневных задач, но делать его основой бизнес-модели самого продукта массово никто не спешит. И это хороший знак: любая инновация должна применяться органично.
ИИ уже оказал серьезное влияние на мир искусства — прежде всего информационное, поэтому бояться и ненавидеть его стали задолго до массового применения. И хотя ИИ уже вносит свой вклад в создание (генерацию) произведений графического дизайна, управление (поддержка аутентификации / принятие решений) и анализ (агрегирование больших данных и генерация торговых сигналов) культурных ценностей, он все еще не может заменить продавцов в торговом процессе. Тем не менее несколько десятков онлайн-маркетплейсов сегодня разрабатывают и тестируют чат-боты для завязывания и поддержания круглосуточного общения с коллекционерами.
В целом ситуация с ИИ в искусстве напоминает сценарий, который прошли бумажные книги в начале 2000-х. Тогда, с появлением электронных носителей, традиционному книгопечатанию массово предрекался спад и неминуемый закат производства. Однако всего за пару лет читающее человечество наигралось в планшеты и вернулось к физическим книгам — к удовольствию подержать в руках прекрасные издания, посмотреть иллюстрации, загнуть странички, или подчеркнуть понравившийся текст скрипящим карандашом. С тех пор рынок печатной продукции не только не упал, но серьезно вырос.
Ровно то же ожидает и рынок искусства с приходом искусственного интеллекта. Механические руки могут сколь успешно управлять аукционным молотком, реставраторской кистью, или обучать студентов принципам мазков Ван Гога. Но, чем больше будет создаваться работ с участием ИИ, тем более высоко будет цениться произведения, созданные человеком, с использованием непопулярных в массах анахронизмов — ума и сердца.
Важное примечание: ни одна из частей данного материала не была создана с помощью генерационных технических средств, сегодня более известных как ИИ.
https://artinvestment.ru/invest/stories/20240322_ai_art3.html
https://artinvestment.ru/en/invest/stories/20240322_ai_art3.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Картина Уга Скульме
- Арт-новости
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю