- Картина Уга Скульме
- Арт-новости
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2
ARTinvestment.RU 12 марта 2024
Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
Продолжение. Начало см. здесь.
После выхода первой части материала редакция AI получила разные отклики: и благодарности за поднятую тему, и справедливые претензии. В частности, внимательные читатели написали, что вместе с технологиями производства графического дизайна было бы правильно упомянуть и платформы генерации видео-контента с использованием ИИ — дескать, художники также могут использовать их для создания видеоарта.
Благодарим и поясняем: в материале речь идет о функционирующих технических решениях, официально выпущенных и доступных для широкого использования. Платформа Sora от OpenAI (уверены, именно о ней шла речь), позволяющая создавать 60-секундные видео на основе текстового описания сюжета, в настоящий момент находится в стадии тестирования и ожидает явления миру в середине весны. Кстати, интересно, если не симптоматично, что OpenAI «раздал» для тестирования продукт графическим дизайнерам и специалистам из мира кино, но не художникам. Видать, чтобы остросоциального чего не вышло — иного объяснения дать не можем.
Sora — далеко не единственный представитель видео-платформ с использованием ИИ: можно вспомнить и Hour One (создающий форматы от лекций до выпусков новостей с виртуальными ведущими), и Comic30 (будущее индустрии комиксов и потенциальный кандидат на выкуп гигантами Marvel или DC Comics), и с десяток других. Но стоит признать: новости и индустрия кино в сравнении с арт-рынком — недосягаемые, космические величины, и создатели таких платформ будут всегда ориентированы на бюджеты СМИ и Голливуда. А создавать отдельную платформу для нужд исключительно художников (особенно с учетом скромных продаж видеоарта на физическом рынке) никто в здравом уме не станет. Что, впрочем, не исключает использования их профессиональными художниками и созданием на этой базе шедевров. Нам Джун Пайк, будь сегодня жив, не дал бы соврать — пускай телевизоры и были придуманы не для него.
А мы тем временем продолжаем. И остановились на применении ИИ в сегменте продажи искусства.
2. Продажа искусства
Да, мы не ошиблись: мы возвращаемся к термину «искусство», поскольку (в отличие от создания) ИИ способен содействовать торговле реальными качественными художественными работами — например, онлайн-торгам с виртуальным аукционистом. В памяти еще свежи карантинные телестудии от Sotheby’s и Christie’s — что мешает обучить искусственный интеллект алгоритмам взмаха молотка? Ведь проводятся же в Германии христианские мессы с католическим священником при технической поддержке OpenAI. Или может же ИИ может помочь продавцам искусства в момент принятия заказа, при первом контакте коллекционера с сайтом галереи — обеспечить качественный двусторонний диалог в режиме 24/7, перед тем как передать потенциального покупателя соответствующему сотруднику?
Оказывается, нет: мешает и не может — искусственный интеллект рынку искусства в обоих случаях не помощник. И противятся этому подходу сами участники арт-пробега — аукционные дома и галереи. А точнее, их сотрудники, боящиеся сокращения. Так, отвечая на вопросы американской компании Fuelarts (2023) относительно перспектив ИИ, участники рынка искусства высказались за развитие всех других направлений — производства, управления, аналитики — за исключением торговли. В сфере продаж, по их напуганному авторитетному мнению, искусственный интеллект не просто бесцелен, но и принципиально вреден.
Эта позиция крайне схожа с нежеланием аукционных домов и галерей развивать технологии визуализации и онлайн-продаж, которые мы наблюдали незадолго до пандемии. Что потом случилось и как мучительно выбирался рынок из новых реалий — мы помним еще лучше. Что ж, подождем.
При этом не боятся развивать ИИ продавцы цифрового искусства. Так, пионер направления, изобретательный маркетплейс Art Blocks отлично совмещает на платформе алгоритмы создания и интуитивной торговли генеративным искусством. Монетизировать свои ИИ-экзерсисы (коих, как мы помним, уже создано более 10 млрд штук) дизайнерам предлагает онлайн-портфолио Wirestock — аналог знакомых всем художникам Behance и DeviantArt. Наконец, выставить на продажу ИИ-артефакты, добытые в пылу игровых онлайн-баталий, можно на японской платформе PromptSea. А заодно там же и создать свои предметы графического и игрового дизайна — естественно, с использованием ИИ.
3. Управление искусством
Потенциально наиболее благодатная для рынка искусства сфера. И одновременно — самая неблагодарная. Речь, конечно же, об искусствоведческой и технологической экспертизах.
Крупномасштабная и повсеместная оцифровка предметов искусства в 2010-х открыла новые перспективы для его анализа (как мы помним из первой части материала, для обучения и повышения результативности ИИ нужна объемная база данных). Дальнейшие разработки в сфере экспертизы искусства с участием ИИ разделились на два направления — т. н. «Пристальное чтение» (с англ. — Close reading) и «Дистанционный просмотр» (с англ. — Remote viewing). Рабочие группы первого направления обучали алгоритмы ИИ, так сказать, «визуальному» анализу произведения искусства отнесению к тому или иному стилю, жанру, историческому периоду, мастерской, школе и кругу авторов, анализу основы и красочной поверхности. Вторая группа сосредоточилась на анализе искусственным интеллектом предварительно проведенных лабораторных исследований. Как несложно догадаться, аналогом «Пристального чтения» на практике является искусствоведческая экспертиза, а «Дистанционного просмотра» — экспертиза технологическая.
Сотрудники университета Case Western Reserve из Огайо (США) разработали и запатентовали одну из технологий экспертизы предметов искусства по внешним признакам. «Эта инновационная технология, — утверждают разработчики, — позволяет не только определить, какие художники отвечали за определенные области картины, особенно при участии нескольких авторов, но и отличить подлинные произведения от подделок. Возможность анализировать сложные детали с помощью топографического сканирования при участии искусственного интеллекта совершит революцию в области провенанса и аутентификации произведений искусства».
Разработка применялась при атрибуции более 250 произведений — от старых мастеров до модернистов — и показала впечатляющую точность: 96 %. Зафиксированные по правилам академической науки и опубликованные результаты исследования отдельно и подробно раскрыли широкой публике, с чем именно не справился ИИ в рамках тех самых 4 %... тем самым фактически создав «руководство к действию» для будущих создателей поддельных работ.
Приведем показательный пример. С 1981 года тянется эпопея с так называемым тондо де Бреси — многострадальным полотном, купленным британским коллекционером на сельской распродаже. Тондо приписывалось Рафаэлю (в самом деле, кому же еще?), за 40 лет прошло череду экспертиз, пока, наконец, в феврале 2023 года для оценки подлинности не была привлечена ИИ-технология. Исследователи из Ноттингемского университета и Университета Брэдфорда пришли к выводу, что «с вероятностью до 97 % тондо является работой Рафаэля Санти». Спустя полгода исследование, проведенное швейцарской компанией Art Recognition, показало, что предыдущая атрибуция с вероятностью до 85 % была ошибочной.
Другими словами, с момента ввода в экспертный совет искусственного интеллекта мы обречены наблюдать войну не мнений, но процентов. Несложно представить, как бы выглядела судебная система, если бы решение выносил искусственный интеллект: «Вы виновны с вероятностью 85 %. А до конца срока доживете с вероятностью 99 %». Мы не хотим такого будущего, а вы?
Тем временем в сфере привлечения ИИ к управлению искусством наблюдаются ростки здравомыслия. Так, британский портал ARTBnk разрабатывает систему управления долями предметов искусства, а американская компания Arternal обучает ИИ правильно реагировать на изменения рынка, своевременно оповещать о них коллекционера и выдавать рекомендации по логистике, страхованию и продаже художественных активов.
4. Аналитика искусства
Задачи ИИ при анализе любых данных — обработать предоставленную статистическую информацию и выдать пользователю рекомендации для самостоятельного решения. Другими словами — сэкономить время и сузить набор возможных решений до минимума. Применительно к рынку искусства это означает учет и анализ суммарного воздействия всех известных факторов, влияющих на текущую стоимость коллекции или отдельных предметов для осуществления одного из трех действий коллекционера: докупить, распродать, придержать (термины в данном случае использованы бытовые, для большей наглядности).
Обучить ИИ подобной работе могут позволить себе считаные единицы компаний, владеющие подобными массивами информации — Artnet, Artprice, ArtTactic, Artory, ведущие аукционные дома (в частности, Sotheby’s, в свое время выкупивший «Индекс Мея-Мозеса»), крупные банки, занимающиеся залоговыми операциями с искусством, и инвестиционные арт-фонды.
А еще есть немецкий энтузиаст Марек Клаассен, вручную в течение 18 лет собиравший базу данных экспозиционной активности художников, известную как ArtFacts. Он-то и запустил аналитическое приложение Limna, дополнив данные об образовании, выставках, резиденциях и грантах художников сводками аукционных продаж (для чего вступив в коллаборацию с Artnet). Создав на основе ИИ-алгоритма свое приложение для смартфона, Марек получил почти совершенного советника от искусства, который сопровождает коллекционеров второй год подряд во время арт-ярмарок. По сути, Limna — несбывшаяся мечта создателей Artsy, рекомендательный алгоритм на основе предпочтений коллекционера, подкрепленный маркетинговой и аукционной статистикой.
А вот с десяток попыток создать аналитическую платформу для коллекционеров цифрового искусства (где рынок благодаря блокчейну на 100 % прозрачен, но скуден по объемам продаж — читай: крайне сложен для анализа вариантов), оказались успешными ровно наполовину — эти стартапы банально не выдержали NFT-застоя и занялись анализом того рынка, где данных больше, и деньги ближе. А именно — биржевых транзакций криптовалют и связанных с ними финансовых инструментов.
Переложить на эту модель цифровое искусство — дело нескольких недель работы и участия толкового UX-дизайнера. Но рынок, к сожалению, пока неделями не мыслит.
В последней части нашего материала мы поговорим об авторских правах и этических нормах, беспокоящих художников и коллекционеров, а также о будущем искусственного интеллекта.
Окончание следует.
https://artinvestment.ru/invest/stories/20240312_ai_art2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/stories/20240312_ai_art2.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Картина Уга Скульме
- Арт-новости
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю