- Картина Уга Скульме
- Арт-новости
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
Вдохновение и пульс художника. Часть II
ARTinvestment.RU 27 декабря 2023
Театральный эскиз как особый вид искусства
«Вдохновение и пульс художника. Часть I»
Итак, «Русские сезоны» Дягилева оказали значительное влияние на зарубежное искусство, тогда как искусство отечественное переживало собственный расцвет и торило собственный путь.
Это был путь «к жизненной правде», осуществляемый Московским Художественным театром и его основоположниками К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. По их задумке на сцену должна была выйти реальная жизнь, а внешний облик пьесы определялся бы в поиске индивидуального решения. Первое десятилетие МХТ неразрывно связано с именем Виктора Симова — мастера планировок сценического пространства. Но Станиславский понимал, что время требует новых открытий, и, обратившись к драматургии символистов, призвал и новых художников. Так, Николай Рерих в 1912 году оформил «Пер Гюнта». А Борис Кустодиев в 1914 работал над «Смертью Пазухина» Салтыкова-Щедрина. В эскизах обоих мастеров ярко проявились особенности их таланта, характерные для станковой живописи каждого.
Одним из главных сценографов театра, многое в нем отразившим, можно назвать М. В. Добужинского. Его первым спектаклем в МХТ стал «Месяц в деревне» (1909). Эскизы к нему давно стали музейной ценностью. Эти декорации называли поющими. В Русском музее в Санкт-Петербурге хранится альбом подготовительных рисунков к «Месяцу в деревне»; там же помещены тщательно подобранные образцы тканей для костюмов; известны рисуночные портреты актеров в ролях из этого спектакля. Словом, эта работа во всех ее аспектах — большая художественная удача. Еще одна удача, ставшая отправной точкой дальнейших исканий многих художников, — декорации к «Николаю Ставрогину» 1913 года. Как писал Владимир Дмитриев, «все мы вышли из “Бесов” Добужинского». В них был трагический надрыв Достоевского, взвинченное состояние героев, предчувствие экспрессионистических открытий. Существует картина «На мосту» — не эскиз, но и не совсем станковое полотно, — написанная по мотивам сцены, исключенной Немировичем-Данченко из премьеры. «В сущности, и декорации-то никакой нет, просто гладкий занавес — дождливое ночное небо, на котором рисуется силуэт моста, с одиноко стоящим тусклым фонарем на нем. В этой кажущейся бедности вымысла, в сущности, огромное богатство и подлинная художественная мудрость», — писал Игорь Грабарь.
Время, неумолимо шедшее к 1917 году, требовало перемен и переосмысления многого, найденного ранее. После Революции поиск продолжился. Но взлетов как будто становилось меньше, хотя Станиславский и не останавливался на своем уникальном пути. Однако по части как путей, так и уникальности у него был достойный соперник — В. Э. Мейерхольд.
К мейерхольдовским поискам времен его работы в студиях была близка деятельность Камерного театра, образованного А. Я. Таировым в 1914 году. В первые годы его существования в нем работали выдающиеся художники: П. В. Кузнецов оформил «Сакунталу», Н. Гончарова и М. Ларионов — «Веер», С. Судейкин — «Свадьбу Фигаро». Но все это было скорее финальным этапом искусства мирискусников, нежели началом нового процесса.
Истинно новое явилось в программных спектаклях, над которыми трудилась А. А. Экстер, — «Фамира-кифаред» И. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1916). «Станковые работы Александры Экстер, входившей в основанное в 1910 году объединение “Бубновый валет”, представляли собой структурно определенные, внутренне динамичные, ритмически четкие построения из отвлеченных геометрических форм. Однако, обратившись к работе в театре, к оформлению спектакля, художница не стала создавать подобные своим станковым картинам живописные декорации. Она стала их строить, решая сценическое пространство структурно: из кубов, конусов, колонн, ступеней и т.п. Ее построения напоминали то условные пейзажи, то обобщенные архитектурные мотивы» [Панкратова Е. Русская живопись и театр. СПб.: Издательство СПбГТУ, 1997. С. 232]. «Фамира-кифаред» — работа, в которой Экстер, по словам А. Эфроса, «отказалась от самой себя». «Где же была настоящая Экстер — в этом кубистическом академизме или в кубистическом барокко росписи и картин?.. Костюмы “Фамиры”, носители динамического начала, не раз и не два выходили за пределы, поставленные Таировым. Нет-нет, да и резанет нам глаза яркость, напористость, взвихренность покроев и расцветок. Эскизы одежд в этом смысле особенно наглядны. На сцене они гасли и приглушались; на бумаге же, такими, какими наносила их Экстер, они одержимы беспокойством, почти смятением» [Эфрос А. Облики и люди русской сцены XX века. Мюнхен: Издание М.В. Толмачева, 2020. С. 140–141]. Следует подчеркнуть, что исследователь определяет ценность эскизов едва ли не выше их воплощения.
Столь же эффектным, хотя и в другом роде, было решение «Саломеи». Были задействованы цветные движущиеся занавесы — разноцветные куски ткани геометрических форм. Они появлялись в моменты эмоциональных переломов действия, указывали на узловые события. Костюмы же были не только роскошными, но и новаторскими: они подчеркивали трехмерность человеческого тела. Каждая линия выделялась цветом, проволокой или твердой подкладкой. В эскизах к постановке заметна эта геометризация, а сами фигуры всегда даны в движении. Так режиссер вместе с художником искал обобщенную пластическую форму спектакля.
В этом направлении шли и другие мастера. Евгений Вахтангов в сотворчестве с Игнатием Нивинским интересовались синтезом плоскости и объемов, чтобы, минуя историческую достоверность, выразить идею постановки и отношение к ней режиссера. «Эрик XIV» был сделан экспрессивно, гротескно: контрасты, соединения ракурсов, символическое использование цветов. Из тех же элементов строилось оформление «Принцессы Турандот», но из них ушла нервозность и тревога. Цветные ткани геометрических форм свисали с колосников; изломанные линии «китайской» архитектуры выявлялись яркой декоративностью цвета. Эти же принципы использовались в спектакле «Гадибук» (1922) в Театре-студии «Габима», сделанном Вахтанговым вместе с Натаном Альтманом. Кубистически интерпретированные маски, активный, экспрессивный грим, асимметрия, зигзаги, деформация — и вот уже на подмостках рождалась трагедия.
Что-то похожее по воздействию — и все же абсолютно свое — представил Юрий Анненков в спектакле БДТ «Газ», выпущенном К. Хохловым в том же 1922 году. «Сложнейший, точно смонтированный механизм из движущихся ферм, плоскостей, подъемных кранов, скрепленных трубами и проволокой, находился в непрерывном движении, работал, извергая искры электрических зарядов. Этот спектакль, как и в большинстве случаев, невозможно реконструировать по эскизам художника» [Костина Е. Художники сцены русского театра XX века. М.: Русское слово, 2002. С. 103]. (В связи с последним замечанием можно лишь снова подтвердить, что театральный эскиз — зачастую самостоятельный интересный вид искусства.) В этой постановке Анненков на практике осуществлял «теорию театра чистого метода», гласившую, что первое место в театральном действе принадлежит сценографу, создающему на сцене динамичные, постоянно видоизменяющиеся формы. Но этот метод фактически исключал из спектакля актера, и опыт остался единственным в своем роде.
https://artinvestment.ru/invest/stories/20231227_teatr2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/stories/20231227_teatr2.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Картина Уга Скульме
- Арт-новости
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю