Аукцион «Автографы и первые издания Серебряного века из частного собрания И. Б. Жванецкого» в доме «Империя» 27 февраля. Краткие итоги
ARTinvestment.RU   10 марта 2016

За три с лишним часа аукциона с молотка ушло 73,6 % лотов, выручили 253 % (!) от среднего суммарного эстимейта всех лотов каталога

В последнюю субботу зимы, 27 февраля в зале «Псков» отеля «Националь» аукционный дом «Империя» провел свой 45-й аукцион — «Автографы и первые издания Серебряного века из частного собрания И. Б. Жванецкого».

Коллекция российского ученого-химика, библиофила Ильи Борисовича Жванецкого (1939–2002) — удивительно богатое собрание книг и автографов поэтов Серебряного века, первых изданий советских поэтов 1930–70-х годов, а также поэтов-шестидесятников, современников коллекционера.

Важная часть собрания И. Б. Жванецкого — архивы и фрагменты коллекций поэтов, переводчиков, выпускников историко-филологического факультета Московского университета: Е. Архиппова, Д. Усова, Л. Горнунга, А. Альвинга.

И конечно, настоящее историко-культурное значение коллекции И. Б. Жванецкого придает собрание автографов, обладающих, к слову, очень ценной особенностью: часто адресатами авторских дарственных надписей становились другие поэты и писатели — соратники по цеху, друзья, возлюбленные и члены семьи авторов книг.

Не удивительно, что появление на торгах коллекции такого уровня стало настоящим знаковым событием для московских букинистов. К 12 часам дня в аукционном зале «Империи», что называется, яблоку было негде упасть: старта розыгрыша первого лота с нетерпением ждали более полусотни участников, из них человек тридцать сидели в зале лично, а остальные два десятка наблюдали за открытием и участвовали в торгах в режиме реального времени через Интернет.

За три с лишним часа аукциона с молотка ушло 265 из 360 (73,6 %) лотов на общую сумму более 22,5 миллиона рублей, что составляет 253 % (!) от среднего суммарного эстимейта всех лотов каталога.

Первую скрипку, конечно, играли издания с авторскими дарственными и памятными надписями: именно к ним относятся 9 из 10 самых дорогих лотов аукциона, принесшие почти половину (47 %, или 10,65 млн рублей) всей выручки торгов.

Единственной книгой без автографа в виртуальном топ-10 на аукционе 27 февраля стал один из пятисот экземпляров издания «Волшебный фонарь: Вторая книга стихов» М. И. Цветаевой 1912 года (лот 159). Торги начались с 60 000 рублей по заочной ставке, а закончились на ставке 650 000 рублей, которую сделал участник на телефоне. Редкая книга в ходе торгов выросла в цене почти в 11 раз.

Столь результативные торги, когда финальная цена превышала стартовую сумму вдесятеро и выше, в ту субботу происходили не единожды. В частности, сборник «Версты» Марины Цветаевой 1921 года (лот 158) со старта в 30 000 рублей, в борьбе интернета и телефона, и вовсе достался последнему за 480 000 рублей — в 16 раз выше старта! А вот редкий первый сборник стихов А. П. Платонова «Голубая глубина», изданный краснодарским издательством «Буревестник» в 1922 году (лот 189), достался новому владельцу в зале за 220 000 рублей, несмотря на скромный эстимейт и стартовую цену по заочной ставке 30 000 рублей.

Постоянная высокая активность зала отразилась на результатах аукциона: именно в зал ушли 134 из 265 проданных лотов. Интернет, боровшийся в общей сложности за 134 лота, выиграл 75 раз. Заочным биддерам повезло значительно меньше: заочная ставка оказалась выигрышной лишь 28 из 122 попыток, телефон, к слову, победил ровно столько же — 28 раз.

Самой высокой ценой дня стали 2 200 000 рублей, которые (начав торги с 320 000 рублей) за книгу «Романтические стихи» Н. Гумилёва 1918 года издания (лот 85) заплатил участник в зале, преодолевший сопротивление заочного игрока, двух телефонов и очного соперника. Само по себе довольно редкое издание, книга содержит автограф автора, адресованный его второй жене, Анне Николаевне Энгельгардт (1895–1942): «Ане. / Я, как мальчик, схваченный любовью / К девушке окутанной шелками. / 4 августа 1918 Н. Гумилёв». Об этом автографе упоминает в своей книге биограф Гумилёва В. Полушин: «4 августа поэт встречается с невестой и дарит ей третье издание своей книги “Романтические цветы” с надписью: “Ане. Я, как мальчик, схваченный любовью к девушке, окутанной шелками”. Теперь уже их отношения все больше напоминают отношения семейные. Через день, получив официальный развод с женой, Николай Степанович делает предложение Анне Николаевне…» (Полушин, В. Николай Гумилев: жизнь расстрелянного поэта. М.: Молодая гвардия, 2006). Первоначально сборник стихов был посвящен другой Анне — первой жене поэта Анне Андреевне Горенко (Ахматовой).

На второй ступеньке нашего виртуального ценового пьедестала расположилась книга «Конец Казановы: Драматический этюд» М. И. Цветаевой 1922 года (лот 168) с дарственной надписью поэтессы подруге дочери Екатерине Жданко: «Милой Кате Жданко / на добрую память / МЦ / Москва, Пасха 1922 г.». Стартовав с 400 000 рублей по заочной ставке, два телефона, онлайн-участник и претендент в зале подняли цену до 1 700 000 рублей, за которые лот и ушел в зал.

Третьим результатом дня стали 1 300 000 рублей, заплаченные новым владельцем за лот 87 — книгу «Человек. Вещь» (1918) В. Маяковского с инскриптом автора, адресованным поэту Николаю Николаевичу Захарову (псевд. Захаров-Менский; 1895–1942): «Захарову / Менскому / Маяковский / Да убережет / вас Господь от / всяких / сиреней». Со старта 380 000 рублей по заочной ставке, книга, в споре зала, интернета и двух телефонных участников, довольно быстро достигла «бронзовой» цены. Выиграл зал.

Одним из самых ярких переживаний всего дня стал розыгрыш последних семи лотов каталога — стринга из двух лотов фотографий и пяти листов оригинальной графики Максимилиана Александровича Волошина (лоты 354–360). Эти лоты ждали с особым, напряженным интересом. Поэтому когда объявили стартовую цену на лот 355 — самодельное открытое письмо Волошина Е. Я. Архипову 1931 года с акварельным видом Коктебеля, — зал будто взорвался. Десятка полтора человек одновременно начали звонить своим клиентам, поскольку торги начались сразу со 120 000 рублей по заочной ставке, хотя эстимейт был заявлен на уровне 80 000–90 000 рублей. Впрочем, двоих участников в зале и стольких же претендентов на телефонах высокий старт совсем не смутил — торговались они долго, сделали несколько десятков шагов, подняли цену втрое, до 360 000 рублей, после чего телефоны и один из участников в зале сдались, а второй торжествовал победу. Остальные акварели Волошина разобрали в среднем в 4–5 раз выше эстимейтов. Удивительно, но дороже 350 000 рублей за акварельные виды Волошина, последний раз на открытых аукционных торгах платили в сентябре 2014 года. Так что давненько мы не видели подобных высоких цен!

Поздравляем «Империю» с внушительным результатом и будем ждать новых рекордов: следующий аукцион книг из собрания И. Б. Жванецкого назначен уже на 16 апреля.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20160310_imperia.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20160310_imperia.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх