Art Investment

Художники и цены

Книгу Кручёных с литографиями Гончаровой продали за 3 миллиона рублей

Вечер вторника 23 апреля в аукционном доме «Кабинетъ» выдался насыщенным. Сначала при полном аншлаге прошел живописный аукцион. Торговались жарко и много, процент ухода лотов по деньгам составил свыше 90 %, что для аукционов изобразительного искусства в России, можно сказать, ситуация исключительная. Вслед за живописью и графикой прошел трехчасовой аукцион старинных и редких книг, карт и гравюр. О нем и расскажу.

Создалось впечатление, что на букинистический аукцион задержались многие любители живописи, решившие «гулять так гулять». Зал был практически полон, настроение у большинства — приподнятое. Здорово, что так много людей выбирают аукцион в качестве культурного досуга в будний вечер. Наблюдать за торгами в зале все-таки гораздо интересней, чем узнавать постфактум от ведущего, как распределились заочные биды. На этот раз именно из зала было сделано большинство победных ставок — 112 (58,6 %). Телефонных покупателей тоже было много (из-за обилия оставленных организаторам телефонных номеров даже немного задержали начало торгов). К этой категории покупателей ушло 49 лотов (25,6 %). Что же до заочных ставок — их было предостаточно, но биды из зала их чаще всего перебивали. Заочным покупателям в итоге достались 30 лотов (15,7 %). Всего же из 492 выставленных лотов нашли новых владельцев 191 (39 %). Суммарная выручка составила 23,7 миллиона рублей (примерно 45 % от среднего суммарного эстимейта). Для букинистических торгов результат хороший, но бывает и лучше. Хотя, наверное, по законам равновесия в аукционной вселенной, раз в одной сфере (живописной) прибыло, то в другой (букинистической) по логике вещей должно немного убыть.

Из лотов с предварительной оценкой свыше полумиллиона рублей (а таковых в каталоге «Кабинета» было 24) нашли покупателей 11 изданий. На удивление прохладно были встречены заявленные как топ-лоты прижизненные издания А. С. Пушкина. Альманах «Памятник отечественных муз» за 1827 год (лот 54, эстимейт 600–900 тысяч рублей), в котором впервые были опубликованы произведения Пушкина «Романс», «Желание», «Заздравный кубок», «К живописцу» и другие, остался без покупателя. Не нашлось желающих приобрести и альманах «Подснежник» (лот 58, эстимейт 680–800 тысяч рублей) с прижизненными публикациями стихотворений Пушкина «Приметы» и «Литературное известие». «Невский альманах на 1828 год», в котором увидели свет «Сцена из трагедии “Борис Годунов”», «Возрождение», «Перевод неизданных стихов Андрея Шенье» и три «Нравоучительных четверостишия», ушел по нижнему эстимейту, за 580 тысяч рублей единственному претенденту в зале. Так же, по старту, был продан альманах «Альциона» за 1832 год (лот 62, эстимейт 700–850 тысяч рублей) с публикацией «Пира во время чумы». Но что там альманахи — даже первое полное прижизненное издание романа «Евгений Онегин» (лот 65, эстимейт 1,6–2,5 миллиона рублей) не было продано. В книге, правда, утрачены 15 страниц — может быть, это отпугнуло покупателей?

Что же до первой стихотворной публикации М. Ю. Лермонтова — здесь тоже сенсации не случилось. Журнал «Атеней» 1830 года, в котором за подписью «L.» (Лермонтов) было опубликовано стихотворение «Весна» (относится к циклу стихотворений, посвященных черноокой Екатерине Алексеевне Сушковой) был продан заочному покупателю по нижнему эстимейту, за 580 тысяч рублей. Прижизненные издания поэмы «Похождения Чичикова или Мертвые души» Н. В. Гоголя (лот 88, эстимейт 460–550 тысяч рублей) и повести В. А. Соллогуба «Тарантас» (лот 87, эстимейт 220–290 тысяч рублей) не ушли с аукциона. Вообще в отношении прижизненных публикаций наших классиков «золотого века» создалось впечатление, что у всех, кто может позволить себе покупку таких изданий, они уже есть, а те, кто хотел бы их приобрести, не могут пока себе этого позволить.

Роскошное, богато иллюстрированное издание на немецком языке «Обмундирование Русской Императорской армии», вышедшее в свет в Мюнхене в 1840 году, предлагалось за 2,6–3,5 миллиона рублей (лот 80). Но несмотря на более сотни цветных литографий немецких художников Монтена Дитриха и Генриха Эккерта Амброза, издание не нашло покупателей. Не интересен нашим коллекционерам немецкий взгляд на нашу армию. Зато отечественное издание «История Лейб-гвардии Егерского полка за сто лет. 1796–1896» (лот 187, эстимейт 0,85–1 миллион рублей) ушло с торгом в зал за 900 тысяч рублей. И еще пара изданий на военную тему — «История Сумского полка» (лот 215) и «Военная энциклопедия» в 18 томах (лот 273) — нашли своих владельцев среди собравшихся в зале. Лоты ушли за 850 и 730 тысяч рублей соответственно.

Долго боролись участники торгов за иллюстрированное издание «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя Наследника Цесаревича» Эспера Ухтомского (лот 171): при оценке в 420–600 тысяч рублей трехтомник о 300-дневном путешествии будущего императора Николая II по Греции, Египту, Индии, Китаю, Японии и Сибири был куплен за 650 тысяч рублей. «Альбом с фотографиями представителей народов Кавказа» 1870–80-х годов (лот 209, 550–800 тысяч рублей), включающий 151 снимок фотографа Владимира Барканова, ушел к телефонному покупателю, предложившему за этот этнографический труд 700 тысяч рублей.

Но все эти внушительные результаты все же аукционная проза по сравнению с тем, что началось при появлении лота 282 — первой полностью литографированной книги русских футуристов Алексея Кручёных и Велимира Хлебникова «Игра в аду» (Москва, 1912). Всего 14 страниц, но с текстом, выполненным от руки А. Кручёных, литографиями Наталии Гончаровой, раскрашенными вручную акварелью, и автографом Кручёных на обороте. Вот за что участники готовы были биться, невзирая на эстимейт. Стартовали с 670 тысяч рублей, скоро перевалили за верхний эстимейт, 800 тысяч, а дальше уже торговались до победного. Спорили двое — участник в зале и покупатель по телефону. Сначала шли шагами по 10 тысяч, потом по 50, потом по 100… Один миллион рублей, два миллиона рублей, а они все не останавливаются. В зале ни одного постороннего звука, все напряженно следят за аукционистом, принимающим очередную ставку в 100 тысяч рублей то с одной, то с другой стороны. Казалось, что эта битва никогда не кончится. И только когда ведущий Андрей принял ставку в 3 миллиона рублей от участника в зале, где-то на том конце телефонной линии замолчали, подумали и сказали: нет, дальше не пойдем. Общий выдох в зале. Аплодисменты. Бурные обсуждения. Реплика из зала: «Вот что кризис на Кипре делает».

Зрителям довелось наблюдать еще одну похожую битву ставок при продаже сборника стихов А. Рубакина «Город» — опять с иллюстрациями Наталии Гончаровой (лот 343). Спорили тот же участник в зале и телефон. При эстимейте книги, изданной в Париже в 1920 году, в 150–190 тысяч рублей доторговались до 600 тысяч рублей. На этот раз удача была на стороне телефонного покупателя. Еще одно редкое издание русских футуристов в каталоге торгов — первая публикация книги Велимира Хлебникова, Алексея Кручёных и Елены Гуро «Трое» (Санкт-Петербург, 1913) с иллюстрациями Казимира Малевича (лот 292, эстимейт 210–250 тысяч рублей). На этот раз никому хвататься за сердце не пришлось — книга спокойно ушла по верхнему эстимейту телефонному покупателю.

Ну и на закуску, почти на исходе торгов, покупателям было предложено первое издание альбома «Первая Конная» (Москва, 1937), оформленного Александром Родченко и Варварой Степановой (лот 444, эстимейт 520–650 тысяч рублей). Издание интересно не только с художественной точки зрения (как пример оформления парадной книги мастерами конструктивизма), но и с исторической. В первую публикацию попали фотографии многих людей, впоследствии признанных «врагами народа». При переиздании портреты «врагов народа» были отретушированы или убраны. Сегодня первый вариант книги встречается крайне редко. За лот торговались до 670 тысяч рублей. Победил покупатель по телефону.

В целом аукцион прошел в бодром темпе и с хорошим настроем. В зале активно покупали (я насчитала больше 20 участников, делавших очные ставки), шутили, обсуждали. А закончить хотелось бы словами одного библиофила, обратившегося ко мне, когда я разглядывала висевшие на стенах лоты предыдущего живописного аукциона: «Все это картинки, книги — вот настоящая ценность».


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20130425_kabinet_books_report.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20130425_kabinet_books_report.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

0

Лотов в продаже

8856

Зарегистрированных пользователей

7

Пользователей на сайте

+1

Присоединиться

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».