Современное искусство: факты и цифры. Часть II
ARTinvestment.RU   31 октября 2011

Публикуем вторую часть обзора Artprice о рынке современного искусства за прошедший год (июль 2010 — июнь 2011). Речь пойдет о столицах рынка контемпорари-арта

Мы продолжаем рассказ об основных аспектах ежегодного отчета Artprice о положении дел на рынке современного искусства. С первой частью обзора можно ознакомиться здесь. Во втором разделе речь пойдет о столицах мирового рынка современного искусства.

В прошлогоднем отчете Artprice (можно почитать здесь и здесь) Гонконг был назван столицей азиатского арт-рынка и четвертой в мире аукционной площадкой по объемам продаж современного искусства после Нью-Йорка, Лондона и Парижа. В этом году (июль 2010 — июнь 2011) произошла существенная перестановка в рейтинге. Впервые в истории Лондон не вошел в тройку лидеров рынка современного искусства. Вместо него на пьедестале почета оказались: фаворит и многолетний лидер — Нью-Йорк, затем — Пекин и на третьем месте — Гонконг. После Лондона, довольствующегося лишь четвертым местом, идет Шанхай, а за ним — Париж.

Тор-10 городов по объемам продаж современного искусства

1. Нью-Йорк;
2. Пекин;
3. Гонконг;
4. Лондон;
5. Шанхай;
6. Париж;
7. Гуаньчжоу;
8. Стокгольм;
9. Сингапур;
10. Дубай.

Нью-Йорк: конец эпохи?

В годы Второй мировой войны именно Нью-Йорку суждено было стать землей обетованной для европейских художников и интеллектуалов. А после войны там родились два важнейших направления — абстрактный экспрессионизм и поп-арт, стоявшие у истоков того, что мы сегодня называем «contemporary art» — современным искусством. На Венецианской биеннале 1964 года Гран-при впервые получил американский художник: победа Роберта Раушенберга стала не только его личным достижением, но и сигналом к тому, что фокус мирового арт-рынка сместился из Парижа в Новый Свет.

В последующие полвека США и его локомотив Нью-Йорк стабильно удерживали лидерство на глобальном рынке искусства. Но все изменилось в 2010-м, когда впервые по общим объемам продаж китайский арт-рынок превзошел американский (Китаю достались 33 % от общемировой аукционной выручки, а США — 30 %). Впрочем, Нью-Йорк пока не расстался со своим статусом столицы рынка современного искусства. В то время как американскую экономику сотрясает новая волна кризиса, на нью-йоркских аукционах контемпорари-арта по-прежнему нет отбоя от покупателей, привлеченных отчасти нынешней слабостью доллара.

Что ждет Нью-Йорк в ближайшем будущем, предугадать сложно. Всемирно известные музеи (Гуггенхайма, Уитни, МоМА и др.) и галереи (особенно в районах Сохо и Челси) нисколько не потеряли своей привлекательности. А некоторые события даже прибавляют интереса Большому Яблоку: например, знаменитая лондонская ярмарка искусства Frieze завела себе нью-йоркскую дочку (ярмарка Frieze Нью-Йорк состоится 4–7 мая 2012).

Тор-5 аукционных домов Нью-Йорка по продажам современного искусства

Аукционный дом

Объем продаж, евро

Лучший результат, евро

1

Christie’s

88 523 332

10 804 500

2

Sotheby’s

76 148 603

10 441 500

3

Phillips de Pury & Company

57 000 351

4 277 400

4

Bonhams

571 137

27 944

5

William Doyle

409 527

198 082

Нью-йоркские аукционы современного искусства можно назвать самыми активными в мире. Красноречивое тому подтверждение — успехи Christie’s в Нью-Йорке в этом году (июль 2010 — июнь 2011). Аукционный дом продал больше 900 современных произведений, заработал на них 88,52 миллиона евро и реализовал 82 % выставленных лотов. Рекордно малое количество лотов Christie’s остались непроданными — 18 % (у Sotheby’s — 30 %; у Phillips — 30 %; у Bonhams — 32 %). Перейти рубеж в один миллион евро удалось только тройке лидеров нью-йоркского рынка контемпорари: у Christie’s в этом году 13 работ ушли за семизначные суммы, у Sotheby’s и Phillips — по 12 лотов.

Тор-5 современных художников на аукционах в Нью-Йорке (июль 2010 — июнь 2011)

Автор

Объем продаж, евро

Лучший результат, евро

1

Жан-Мишель Баскиа

36 000 589

5 035 520

2

Джефф Кунс

22 340 001

10 804 500

3

Ричард Принс

13 175 717

4 504 140

4

Кристофер Вул

10 391 538

3 408 680

5

Маурицио Каттелан

9 835 594

5 507 600

Нью-Йорк способен взрастить собственных суперзвезд мировой арт-сцены: сегодня работы уроженца Нью-Йорка Жана-Мишеля Баскии приносят самый большой доход на аукционах контемпорари по всему миру (Баския возглавляет нынешний Тор-10 современных художников по аукционному обороту в деньгах). А в самом Нью-Йорке за 34 работы этого художника удалось выручить 36 миллионов евро (о рынке Баскии можно почитать здесь).

За Баскией в списке самых прибыльных художников в Нью-Йорке выстроились Джефф Кунс (22,3 миллиона за 26 лотов), Ричард Принс (13,1 миллиона за 36 работ), Кристофер Вул (10,4 миллиона за 16 лотов), Маурицио Каттелан (9,8 миллиона за 5 лотов), Такаси Мураками (7,4 миллиона за 45 лотов) и Марк Танси (5,8 миллиона евро за 4 лота).

Одни из лучших аукционных результатов на Манхеттене принесли работы японца Такаси Мураками. Его популярности способствуют как некоторое родство его стиля с уорхоловским (сам художник признает это сходство), так и использование в работах объектов японской поп-культуры. Еще один художник, сыгравший на любви нью-йоркцев к поп-арту, это Урс Фишер: его огромная скульптура желтого медведя ушла с молотка за 4,18 миллиона евро.

Уорхол и его наследник… Кунс

Эксперты арт-рынка зачастую судят о положении дел на рынке послевоенного и современного искусства по состоянию рынка работ Энди Уорхола (1928–1987). В 2009-м, когда работы короля поп-арта вновь стали продаваться за многомиллионные суммы, арт-сообщество вздохнуло с облегчением, решив, что тяжелые времена позади. В 2010 году 33 работы Уорхола достались покупателям дороже миллиона евро, причем 8 из них перешагнули порог в 5 миллионов евро. В первом полугодии 2011 успехи на рынке Уорхола и вовсе феноменальные: целых 24 семизначных результата, из которых 17 пришлись на Нью-Йорк. К тому же четыре работы были проданы дороже 10 миллионов евро. Christie’s и Sotheby’s обычно комбинируют торги послевоенным и современным искусством, и успех этих аукционов напрямую зависит от того, как сыграет поп-арт. Например, Christie’s 11 мая 2011 заработал аж 265 миллионов долларов на подобных торгах (верхний суммарный эстимейт был 230 миллионов), из которых 56 миллионов евро были заплачены за 9 работ Энди Уорхола.

Пока единственным современным художником, замахнувшимся в минувшем году на результаты свыше 10 миллионов долларов на нью-йоркских торгах, стал Джефф Кунс. С той поры, как пурпурный «Цветок из воздушного шарика» в июне 2008 ушел с молотка за 22,9 миллиона долларов, Кунс был признан самым дорогим автором контемпорари-арта. На рынке художника такого уровня кризис сказывается постольку поскольку: его произведения потеряют разве что несколько миллионов в цене, но уж точно не обесценятся. Так, бирюзовый «Цветок из воздушного шарика» 10 ноября 2010 на Christie’s принес 15 миллионов долларов (на 8 меньше, чем пурпурный «Цветок» в 2008-м). Еще одним достижением рынка Кунса стала продажа скульптуры «Розовая пантера» за 15 миллионов долларов. Хоть Sotheby’s и надеялся заработать на скульптуре блондинки в объятиях мультяшного героя гораздо больше, 20–30 миллионов долларов, результат 15 миллионов все равно как минимум в десять раз больше цены этой скульптуры в 1999-м: тогда она стоила 1,65 миллиона долларов.

Пекин соревнуется с Нью-Йорком

Пекинский арт-рынок — второй в мире по объемам продаж контемпорари-арта. На этом рынке искусства господствуют азиатские художники, цены на произведения которых стремительно растут последние десять лет. Лидер пекинского арт-рынка — аукционный дом Poly International — задумал открыть офис в Нью-Йорке, чтобы заинтересовать китайским искусством американских клиентов. В продажах контемпорари-арта в Пекине Poly International нет равных: за год (июль 2010 — июнь 2011) его обороты современного искусства составили 88,22 миллиона евро, что всего на 300 тысяч евро меньше, чем выручка могучего Christie’s за тот же период в Нью-Йорке (88,52 миллиона евро).

Poly International задумал еще и выйти на нью-йоркскую биржу. Это превратит пекинский аукционный дом в еще большего соперника для Sotheby’s (пока единственного аукционного дома в Нью-Йорке, чьи акции торгуются публично). А по объемам продаж современного искусства в отдельно взятом городе Poly уже сумел обойти Sotheby’s: пекинский офис Poly приносит больший доход, чем любой из офисов Sotheby’s — лондонский, нью-йоркский или гонконгский.

Аукционный дом China Guardian, главный соперник Poly International, в этом году на контемпорари-арте заработал 44,1 миллиона евро. Результат довольно скромный, если сравнивать его с доходами того же China Guardian от продаж работ художников-модернистов: 22 мая 2011 всего одно полотно модерниста Ци Байши ушло с молотка за 40,4 миллиона евро.

Тор-5 аукционных домов Пекина по продажам современного искусства

Аукционный дом

Объем продаж, евро

Лучший результат, евро

1

Poly International Auction Co. Ltd.

88 222 305

4 783 500

2

China Guardian Auctions Co. Ltd.

44 161 874

7 781 600

3

Beijing Hanhai Art Auction Co. Ltd.

17 935 702

3 143 950

4

Beijing Council International Auctions

15 958 272

1 401 250

5

Beijing CNTC International Aution Co. Ltd.

10 245 522

2 510 200

Сегодня арт-рынок Пекина соревнуется с арт-рынком Нью-Йорка в размерах аукционных доходов. Впрочем, рынок искусства столицы Поднебесной здорово отличается от рынка Большого Яблока: во-первых, на нем господствуют исключительно азиатские художники, а во-вторых, здесь предпочтение отдается произведениям, выполненным в таких традиционных китайских техниках, как рисунок и живопись. В Пекине традиционность материала играет такую же большую роль, как и предмет изображения.

Лю Чуньси: молодой традиционалист

Богатые коллекционеры Поднебесной скорее отдадут предпочтение традиционным произведениям Лю Чуньси (Liu Chunxi), а не концептуальным творениям Ай Вэйвэя. В свои тридцать лет Лю Чуньси абсолютно неизвестен на Западе, но в его послужном списке уже есть семизначные аукционные результаты. 20 декабря 2010 года его работы принесли почти 10 миллионов евро на пекинском аукционе Beijing CNTC International Auction, из них шесть произведений перешагнули планку в миллион евро. Среди них и самая дорогая работа художника — «Божество» (2,5 миллиона евро). Продажи творений Лю Чуньси в этом году принесли Beijing CNTC International Auction пятое место по объемам продаж современного искусства в Пекине.

Другие пекинские аукционные дома обязаны своими успехами авторам, более известным на Западе, — Чэнь Ифэю (Chen Yifei), Ван Идуну (Wang Yidong), Лю Сяодуну (Liu Xiaodong), Цзэн Фаньчжи (Zeng Fanzhi), Ай Сюаню (Ai Xuan), Лэн Цзюню (Leng Jun), Чжоу Чунье (Zhou Chunya), Хэ Цзяину (He Jiaying) и У Бину (Wu Bing).

Чэнь Ифэй на вершине пекинского арт-рынка

За прошедший год (июль 2010 — июль 2011) на арт-рынке Пекина работы Чэнь Ифэя принесли почти 20 миллионов евро, что сделало его самым прибыльным современным художником в китайской столице. В предыдущем году (июль 2009 — июль 2010) аукционный оборот работ Чэнь Ифэя в деньгах был вдвое меньше — 8,8 миллиона евро, что, тем не менее, позволило художнику обойти Дэмиена Херста на 500 тысяч евро в общем рейтинге современных живописцев. На счету Чэнь Ифэя также и самый удачный результат во всем пекинском секторе современного искусства: благодаря продаже 28 мая 2011 года на China Guardian работы «Ветер горной деревни» его новый персональный рекорд теперь составляет 7,78 миллиона евро. Так же, как и у Лю Чуньси, фигуративные полотна Ифэя выполнены с превосходным знанием техники традиционной живописи, что делает их чрезвычайно привлекательными в глазах азиатских коллекционеров, менее склонных вкладывать большие деньги в концептуальные произведения, инсталляции и тому подобное.

Примеры необычайной популярности фигуративной реалистической живописи можно продолжать. Среди наиболее успешных художников этого направления — Ван Идун, чей аукционный оборот в деньгах за прошедший год составил свыше 14 миллионов евро (второе место среди китайских современных авторов после Чэнь Ифэя), а также Лэн Цзюнь, чей гиперреалистичный портрет девушки в декабре на торгах Poly International достался новому владельцу за 3,22 миллиона евро.

Похоже, что рынок современного искусства Пекина делится на два направления: с одной стороны, на нем царят множество традиционных (или даже консервативных) авторов, которых поддерживают чрезвычайно зажиточные пекинцы; а с другой стороны, есть художники, тяготеющие к нонконформизму и международному признанию. Среди последних выделяются Чжоу Чунья, Лю Сяодун и Цзэн Фаньчжи, чья работа «A Series No. 3: Marriage» 2 июня 2011 года достигла цены молотка 3,7 миллиона евро.

Более подробную статью о пекинском рынке современного искусства читайте здесь.

Тор-5 современных художников на аукционах в Пекине (июль 2010 — июнь 2011)

Автор

Объем продаж, евро

Лучший результат, евро

1

Чэнь Ифэй

19 911 641

7 781 600

2

Ван Идун

14 185 302

1 856 400

3

Лю Сяодун

11 609 490

3 737 500

4

Цзэн Фаньчжи

10 086 591

3 762 500

5

Лю Чуньси

9 926 698

2 510 200

 

Гонконг: новая столица искусства

Гонконг в этом году стал третьей мировой площадкой рынка современного искусства. У этого административного района есть бесчисленные коммерческие преимущества: статус вольной гавани, освобождение от налогов на импорт и экспорт культурных ценностей, уважение банковской тайны и более либеральные правила, чем в Пекине и Шанхае — безусловные аргументы в пользу Гонконга как места для покупки произведений искусства. К тому же в этом городе многие говорят по-английски, и сам он чрезвычайно удобно и доступно расположен.

Одно из ключевых событий на рынке контемпорари-арта Гонконга — международная ярмарка искусства Art HK. В 2011 году, после четырех лет работы, гонконгская ярмарка сумела привлечь 260 галерей из 38 стран (в 2008 их было 101) и 63 тысячи зрителей. Успехи Art HK, основанной британцами, подвигли учредителей швейцарской ярмарки Art Basel выкупить контрольный пакет акций Art HK. На гонконгском арт-рынке крайне активны ведущие галеристы и арт-дилеры мира: Ларри Гагосян провел в 2011 в своей гонконгской галерее ретроспективу Дэмиена Херста, а White Cube планирует открыть филиал в Гонконге в 2012.

Аукционный рынок Гонконга

Первым ступил на землю «благоухающей гавани» (так переводится название «Гонконг») аукционный дом Sotheby’s: офис открылся в 1974-м, однако лишь в 2004-м были проведены первые торги современным китайским искусством. Christie’s провел первые гонконгские торги в 1986-м, а постоянный филиал здесь открыл в 2006-м (за ним через год последовал Bonhams). Еще один значительный аукционный дом — Ravenel — начал торговать современным китайским искусством с ноября 2008-го.

В перечисленной четверке аукционных домов лидерство в этом году удерживает гонконгский офис Sotheby’s. Всего за период с июля 2010 по июнь 2011 этот аукционный дом выручил на продаже произведений искусства 339 миллионов евро, из которых примерно треть приходится на современное искусство. На втором месте — Christie’s с общей выручкой 323,5 миллиона евро (79,5 миллиона — за контемпорари-арт).

Выдающаяся коллекция

Такие внушительные показатели гонконгского офиса Sotheby’s были обеспечены, по сути, всего одним аукционом. Зато каким: распродавалась часть коллекции бельгийского барона Ги Улленса — одного из наиболее известных европейцев — коллекционеров современного китайского искусства (подробнее — здесь). 3 апреля 2011 года Sotheby’s предложил покупателям 105 работ: 104 из них ушли с молотка за 362,9 миллиона гонконгских долларов (32 миллиона евро), что втрое выше суммарного эстимейта торгов 13,2 миллиона евро. Этот результат оказался даже лучше результата апрельских гонконгских торгов 2010 года (тогда были заработаны 34 миллиона долларов, но на кону было 306 лотов).

Чжан Сяоган упрочил свои позиции на арт-рынке

Вплоть до достопамятных торгов коллекцией барона Улленса на Олимпе гонконгского арт-рынка восседала группа китайских Старых Мастеров, модернистов и нескольких современных художников. Самые крупные суммы (4–6 миллиона евро) приносили работы Му Ци (ок. 1200 — 1270), Лан Шининга (Джузеппе Кастильоне, 1688–1766), Сюй Бэйхуна (1895–1953), Чжан Дацяня (1899–1983), Фу Баоши (1904–1965), Цзэн Фаньчжи (р. 1964), Цай Гоцяна (р. 1957) и Лю Сяодуна (р. 1963).

Однако привычное господство мэтров пошатнула продажа топ-лота торгов Ги Улленса: триптих современного китайского художника Чжан Сяогана «Вечная любовь» (1988) ушел с молотка за 70 миллионов гонконгских долларов (9 миллионов долларов или 6,3 миллиона евро). Работа стала не только самой дорогой, из когда-либо проданных на аукционе в Гонконге, но и самым дорогим произведением современного китайского искусства. Sotheby’s, конечно, ожидал, что работа Сяогана хорошо сыграет. Но результат все равно превзошел нижний эстимейт лота втрое, и в шесть раз превысил цену молотка этой же работы четырьмя годами ранее (в 2007-м за нее отдали 1,04 миллиона евро).

На следующий день после распродажи коллекции Улленса Sotheby’s провел традиционные гонконгские торги современным азиатским искусством. На волне интереса к творчеству Чжан Сяогана покупатели отчаянно торговались за его работу «Родословная: Большая семья». В итоге лот с эстимейтом 35–40 миллионов гонконгских долларов достиг цены молотка 50 миллионов (4,5 миллиона евро). Это ныне второй самый успешный результат Сяогана.

Источник: artprice.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20111031_artprice_report.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20111031_artprice_report.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх