Китайское — китайцам!
ARTinvestment.RU   16 февраля 2011

Бельгийский барон Ги Улленс, известный коллекционер китайского искусства и создатель Центра современного искусства в Пекине, решил покинуть китайскую арт-сцену

Бельгийский барон и один из наиболее известных европейцев — коллекционеров современного китайского искусства Ги Улленс (Guy Ullens) решил продать 106 предметов из своего собрания в начале апреля на Sotheby’s в Гонконге. Лоты суммарно оцениваются в 12,7–16,7 миллиона долларов.

Эта новость всколыхнула арт-рынок Поднебесной. С одной стороны, для азиатских коллекционеров это уникальная возможность приобрести важнейшие работы раннего китайского авангарда 1980-х — начала 1990-х кисти Чжана Сяогана (Zhang Xiaogang), Мао Сюйхуэя (Mao Xuhui), Чжана Пэйли (Zhang Peili) и других. С другой стороны, этот аукцион — красноречивое подтверждение того, что барон решил уйти с китайской арт-сцены.

Ги Улленс — личность в Китае известная; в 2007 он вместе с супругой Мириам открыл в Пекине грандиозный Центр современного искусства Улленс (Ullens Center for Contemporary Art — UCCA). Мечтой коллекционера было познакомить жителей Поднебесной с его обширной коллекцией современного китайского искусства, продвигать новых художников, наладить диалог Китая с остальным миром. UCCA задумывался как некоммерческий музей и целиком финансировался четой Улленс.

Теперь же коллекционер ищет «долгосрочных партнеров», готовых взять на себя руководство и все расходы по содержанию UCCA. В своем интервью The Art Newspaper Ги Улленс рассказал о причинах этого решения.

Проблемы в центре начались с самого начала. За первые полгода его существования четверо из пяти управленцев музея уволились или были смещены. Центр критиковали за слишком большое количество европейцев среди менеджмента — им и сейчас руководит французский куратор Жером Санс (Jerome Sans). Ги Улленс полагает, что китайцы частично правы в своем неприятии европейцев во главе такого важного для Китая центра искусств. «Китайцы всегда были добры к нам, у нас были прекрасные отношения, нас не подвергали цензуре. Проблема в том, что в Китае огромное количество различных структур, и для того, чтобы в них ориентироваться и с ними взаимодействовать, вам не обойтись без китайских партнеров». В прошлом году UCCA удалось установить партнерские отношения с Художественным музеем Миньшэн (организован одноименным банком), но теперь они сошли на нет.

К тому же, Ги Улленс, которому уже 76, считает себя уже «слишком старым» для регулярных путешествий в Пекин. Передавать центр своим детям он не намерен: «он сделал уже все возможное и отходит от дел». Коллекционер надеется, что новыми владельцами UCCA станут частные лица и управляться центр современного искусства будет корпоративно. «На этапе становления музея — когда нужно было быстро принимать решения и приспосабливаться под обстоятельства — меня и Мириам было достаточно для управления. Но совсем другая система руководства нужна для долговременного проекта».

Бельгийскому барону, как он выразился, «наплевать», сохранит ли центр его имя. Но Ги Улленс надеется, что в своих программах  UCCA останется таким же амбициозным, как был при нем. За четыре года существования музей организовал множество мероприятий, включая передвижную ретроспективу Хуаня Юнпина (Huang Yongping) в 2008, персональные выставки Чена Вэньбо (Chen Wenbo), Чжана Хуаня (Zhang Huan) и других современных китайских авторов. Впрочем, первая масштабная ретроспектива Ая Вэйвэя (Ai Weiwei) на территории Китая, которая была запланирована в Центре современного искусства Улленс на март текущего года, уже отменена. Об этом сообщил репортерам сам художник.

А что же будет со знаменитой китайской коллекцией Ги Улленса? Апрельский аукцион Sotheby’s в Гонконге — это лишь начало: барон намерен по частям пустить с молотка все свое собрание современного китайского искусства. К сожалению, найти единственного покупателя всей коллекции в Китае не удалось — произведений слишком много.

Торги «Коллекция Улленс — рождение китайского авангарда» состоятся 3 апреля. На них покупателям предложат работы 1980-х — начала 1990-х годов, после появления которых о китайском современном искусстве заговорили на Западе. Цены на работы этого периода на мировом арт-рынке существенно выросли — в основном из-за прихода на международную арт-сцену коллекционеров из материкового Китая.

Среди топ-лотов триптих Чжана Сяогана «Вечная любовь» с эстимейтом 3,2–3,8 миллиона долларов. В этой сюрреалистической работе уже прослеживаются черты, характерные для более позднего, узнаваемого стиля художника. Последняя громкая продажа Сяогана на открытых торгах была в октябре 2010, когда на Sotheby’s в Гонконге за его работу 1992 года «Глава нового века — Рождение Китайской Народной Республики II» некий коллекционер выложил 6,7 миллиона долларов. Посмотрим, каков будет апрельский результат.

На вопрос, будет ли Ги Улленс дальше собирать современное китайское искусство, коллекционер ответил отрицательно. Теперь его больше интересует индийское искусство: барон уже приобрел свое первое произведение современного индийского скульптора Бхарти Кхер (Bharti Kher), чье имя фигурирует в Топ-10 современных скульпторов по аукционному обороту в деньгах.

Источник: artinfo.com, theartnewspaper.com, ucca.org.cn, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110216_ullens_collection.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110216_ullens_collection.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх