Рынок современного искусства: факты и цифры. Часть I
Сайт Artprice опубликовал свой традиционный годовой отчет о положении дел на рынке современного искусства (период с июля 2010 по июль 2011 года). ARTinvestment.RU предлагает краткий пересказ основных моментов этого материала
В свежем обзоре рынка современного искусства, подготовленном Artprice.com, анализируется период с июля 2010 по июль 2011.
Главным событием прошедшего года, безусловно, стало смещение главного центра силы с Запада на Восток. Впервые главной рыночной площадкой в мире искусства стал Китай. Новые рекорды были установлены на рынке современного искусства в южно-тихоокеанском регионе, далеком от экономических пертурбаций в Европе и США. Фактически, если сопоставлять по количественным показателям (но не по ценовым), 2011 год для контемпорари-арта уже стал рекордным. К тому же, как никогда, активен торг за работы в топ-сегменте. Однако как долго продлится этот бодрый рост? Текущий правительственный долговой кризис выглядит беспрецедентным и рискует подорвать здоровье всего рынка современного искусства.
Искусство и кризис
Рынок современного искусства не может эффективно противостоять большим экономическим спадам. Подтверждение тому многие видели сначала в 1991-м, а затем в 2008–2009 годах, когда всего за ночь некоторые творения контемпорари-арта могли потерять больше 50 % своей цены. Работы в среднем и топ-сегментах реагируют на кризисы с некоторой задержкой (от квартала до одного года), однако процесс может ускориться после таких знаковых событий, как, скажем, крах Lehman Brothers 15 сентября 2008 года. Вплоть до этого переломного момента рынок искусства старался игнорировать происходившие на финансовых рынках безрадостные события и в период с 2006-го до сентября 2008-го зафиксировал результатов свыше миллиона долларов больше, чем в какой-либо из предыдущих периодов.
Но всего через 48 часов после объявления о банкротстве банка братьев Леман произошла серьезная коррекция цен и на рынке контемпорари-арта. С той поры рынок искусства, как ни печально, шел нога в ногу с экономическим кризисом: за шесть последовавших месяцев (сентябрь 2008 — март 2009) индекс S&P 500 упал на 45 %, и вслед за ним цены на арт-рынке потеряли 34 %. Что касается современного искусства, то с января 2008 по декабрь 2009 оно потеряло 42,8 % от прежних, докризисных цен.
Но эффективные методы борьбы с кризисом помогли аукционным домам довольно быстро прийти в себя: для этого они отказались от выдачи гарантий продавцам, перестали взвинчивать цены и начали подстраивать предложение на арт-рынке под покупательский спрос. В итоге цены на арт-рынке в конце 2010 года вернулись к уровню цен 2007 года.
Теперь рынку искусства брошен новый вызов — долговой кризис лета 2011 года, и пока что складывается впечатление, что финансовые завихрения текущего года на рынке искусства никак не сказываются (впрочем, такое же ощущение имело место и в 2008-м). В то время как европейские фондовые индексы дружно падают (например, важнейший фондовый индекс Франции CAC 40 за июль — август 2011 потерял свыше 20 %), спрос в топ-сегменте европейского арт-рынка, подогреваемый бесчисленными инвесторами и новыми клиентами с Востока, по-прежнему стабилен.
По прошлому опыту выяснено, что одним из надежных показателей состояния арт-рынка является уровень непроданных лотов в контемпорари-сегменте. В рассматриваемый период (июль 2010 — июнь 2011) в среднем без покупателей остались 37 % лотов (в период с июля 2008 — по июнь 2009 это были 43 % лотов). То есть пока что предложение вполне соответствует спросу.
Artprice также предлагает обратить внимание на свой индекс потребительского доверия у игроков арт-рынка (Artprice’s Art Market Confidence Index). В сентябре 2008 индекс AMCI выражал весьма оптимистичный взгляд на экономические перспективы (50 % опрошенных ожидали восстановления экономической ситуации в ближайшие три месяца, а 60 % называли экономическую ситуацию благоприятной); кроме того, две трети респондентов рассчитывали на рост цен на произведения искусства. В этом году (последний опрос проводился 12 сентября) эксперты арт-рынка пессимистично взирают на текущее и будущее положение рынка искусства. Так, 42,8 % респондентов ожидают, что в ближайшие три месяца положение на арт-рынке будет неблагоприятным. Несмотря на это, активность покупателей по-прежнему остается высокой: 66 % опрошенных выразили намерение совершать покупки. После «исторически» успешного полугодия может оказаться, что профессионалы рынка искусства лучше подготовлены к еще одному кризису и ясней видят, как обстоят дела в их секторе. Ускоренными темпами растет привлекательность золота и других альтернативных инвестиционных направлений; периоды нестабильности возвращают привлекательность искусству как более надежному виду финансовых вложений.
Искусство как альтернативное инвестиционное направление
В прошедшем году (июль 2010 — июнь 2011) волнения на финансовых рынках добавляли веса двум видам вложений — в драгоценные металлы (золото) и в искусство. Цена на золото за два года выросла вдвое, а арт-рынок пережил лучшее полугодие за всю свою историю (январь — июнь 2011).
В 2011 году игроки арт-рынка более осторожны (после тяжелого урока 2008 года); в целом инвестиции в искусство могут стать жизнеспособной альтернативой прочим видам активов, которые могут обесцениться в неблагоприятный период. Применение новых стратегий ведения бизнеса на арт-рынке (онлайн-аукционов, ярмарок искусства в Интернете, более активного распространения информации, общения ведущих мировых экспертов в онлайн-режиме, открытия рынков и т. д.) упрощает процесс инвестирования на рынке искусства, который больше ни в коей мере не является рынком «только для своих».
Исходя из прошлого опыта, самыми надежными считаются вложения в произведения Старых Мастеров, импрессионистов и модернистов (лучше всего котируются работы художников, родившихся между 1850 и 1950 гг.). В первой половине 2011 года модернисты принесли на аукционах 2,365 миллиарда евро, послевоенное искусство — 792 миллиона евро, а современное искусство — 496,8 миллиона евро. За работы XIX века аукционы выручили 361 миллион евро, а за полотна Старых Мастеров — 317 миллионов. Из ста лучших аукционных результатов первого полугодия 2011 только восемь были достигнуты произведениями современного искусства, тогда как в 2008-м в сотне самых успешных лотов пятнадцать принадлежали таким художникам, как Джефф Кунс, Дэмиен Херст, Такаси Мураками и др.
Рынок современного искусства хоть и имеет изменчивую природу (прибавил 30 % между 2004 и 2005; потерял 38 % между 2008 и 2009; набрал 27 % с июля 2010 по июнь 2011), но продолжает привлекать коллекционеров-новичков на свои ярмарки и аукционы. Если в целом рассматривать десятилетие 2001–2011, современное искусство выросло в цене на 50 %.
Лучшее полугодие в истории арт-рынка
В первые шесть месяцев 2011 года динамика арт-рынка была даже лучше, чем в пиковый период 2007–2008: общемировая аукционная выручка первого полугодия 2011 составила 6,3 миллиарда долларов, что на 34 % больше, чем в первом полугодии 2010 и больше оборота всего 2009 года. Хорошо себя чувствовал топ-сегмент: среди лотов дороже 1 миллиона евро успешно ушли с молотка 84 % (три года назад это были 69 %). А если считать в штуках, а не в процентах, то лотов дороже миллиона евро было продано 663 (в первом полугодии 2008 — на 200 лотов меньше).
Лучше пошли дела и в сегменте современного искусства. Всего 35 % лотов на контемпорари-рынке остались без покупателей (два года назад это были 44,7 %). В первом полугодии 2011 современное искусство принесло уже упоминавшиеся 497 миллионов евро (в первой половине 2008 — 520 миллионов); а за весь рассматриваемый период (июль 2010 — июнь 2011) выручка от контемпорари-арта составила 895 миллионов евро (в аналогичный период 2009–2010 только 501 миллион евро). За этот год (июль 2010 — июнь 2011) рекордное количество работ сменили хозяев на рынке современного искусства — их число достигло 37 400.
Рекордным в этом году стало и количество результатов свыше миллиона евро в сегменте современного искусства. В 2000–2004 в среднем только 6 творений современных художников ежегодно перешагивали миллионный рубеж, в 2005–2010 среднее количество лотов дороже миллиона составляло 47 (исключение составляет 2007–2008, когда таких результатов было 120). А вот в этом году (июль 2010 — июнь 2011) целых 125 произведений современного искусства ушли с молотка дороже миллиона евро. Если в начале нынешнего тысячелетия подобные успехи современного искусства были скорее исключением, чем правилом, то теперь это в порядке вещей.
Top-10 аукционных сделок (1 июля 2010 — 30 июня 2011) с произведениями художников, родившихся после 1945 года
1. Джефф Кунс (Jeff Koons). Цветок из воздушного шарика (Синий). 1995–2000. 10,8 миллиона евро. 10 ноября 2010. Christie’s, Нью-Йорк.
2. Джефф Кунс (Jeff Koons). Розовая пантера. 1988. 10,44 миллиона евро. 10 мая 2011. Sotheby’s, Нью-Йорк.
3. Чэнь Ифэй (Chen Yifei). Ветер горной деревни. 1994. 7,78 миллиона евро. 24 мая 2011. China Guardian, Пекин.
4. Чжан Сяоган (Zhang Xiaogang). Вечная любовь. 6,3 миллиона евро. 3 апреля 2011. Sotheby’s, Гонконг.
5. Питер Дойг (Peter Doig). Красная лодка (Воображаемые мальчики). 2003–2004. 6,2 миллиона евро. 28 июня 2011. Christie’s, Лондон.
6. Жан-Мишель Баскиа (Jean-Michel Basquiat). Без названия. 1981. 5,3 миллиона евро. 28 июня 2011. Sotheby’s, Лондон.
7. У Бин (Wu Bing). Пейзаж. 1999. 4,8 миллиона евро. 4 июня 2011. Poly International, Пекин.
8. Цзинь Шунькуй (Jin Shunkui). Война. 4,7 миллиона евро. 21 декабря 2010. Beijing Jiuge, Пекин.
9. Чжан Сяоган (Zhang Xiaogang). Родословная: большая семья. 1995. 4,53 миллиона евро. 4 апреля 2011. Sotheby’s, Гонконг.
10. Жан-Мишель Баскиа (Jean-Michel Basquiat). «Dos Cabezas». 1982. 4,5 миллиона евро. 10 ноября 2010. Christie’s, Нью-Йорк.
Китай: движение с Востока на Запад и с Запада на Восток
В конце 2010 года сайт Artprice первым сообщил о смене лидера глобального аукционного рынка: три года ушло у Китая на то, чтобы обойти бессменных в течение полувека лидеров — США и Великобританию — и занять первое место по аукционной выручке в мире (подробнее — здесь). Доля китайского арт-рынка в 2010 году составила 33 %, американского — 30 %, английского — 19 % и французского — 5 %. Свой успех Китай закрепил и в первом полугодии 2011: продажа произведений искусства в Поднебесной принесла 1,6 миллиарда евро, и вновь Великобритания и США остались позади с результатами 1,2 и 0,96 миллиарда евро соответственно.
Если рассматривать отдельно сегмент современного искусства, то и здесь Китай не оставляет шансов на победу Западу: продажа контемпорари-арта в Поднебесной за период с июля 2010 по июнь 2011 принесла 390 миллионов евро, в то время как в США — только 227 миллионов, а в Великобритании — 177 миллионов. Далее следуют Франция (20 миллионов евро), Тайвань (9 миллионов) и Сингапур (7 миллионов). Получается, что в рассматриваемый период азиатский регион (Китай +Тайвань +Сингапур) принес почти половину от мировой аукционной выручки в сегменте современного искусства (406 из 895 миллионов глобального оборота).
Китайские коллекционеры и инвесторы, как правило, молоды (моложе 50 лет), хорошо обеспечены и предпочитают произведения соотечественников. Китайское искусство покупают много и за дорого: как следствие, целых пять китайских имен в этом году вошли в Топ-10 современных художников по общему аукционному обороту в деньгах. Для сравнения: в период с июля 2009 по июнь 2010 китайских авторов в аналогичном рейтинге было только двое (смотрите здесь).
Тор-10 современных художников по общему аукционному обороту в деньгах (июль 2010 — июнь 2011)
1. Жан-Мишель Баскиа, 54 709 532 евро, 62 лота
2. Цзэн Фаньчжи, 39 246 785 евро, 63 лота
3. Джефф Кунс, 30 189 587 евро, 68 лотов
4. Чжан Сяоган, 30 062 860 евро, 61 лот
5. Чэнь Ифэй, 28 353 024 евро, 49 лотов
6. Ричард Принс, 18 324 243 евро, 61 лот
7. Ван Идун, 16 231 154 евро, 33 лота
8. Такаси Мураками, 15 784 849 евро, 560 лотов
9. Дэмиен Херст, 14 807 602 евро, 249 лотов
10. Чжоу Чунья, 14 552 336 евро, 109 лотов
За исключением некоторых взыскательных коллекционеров, пока для большинства китайских покупателей современное искусство — это прежде всего способ заработать на его последующей перепродаже. Кроме того, покупки делают для престижа: современное искусство стало таким же символом роскошной жизни, как одежда известных брендов. Азиатским покупателям, быть может, пока не хватает искушенности западных коллег, но растущее число ярмарок искусства и выставок, проводимых в Поднебесной, вскоре может это изменить. Западные аукционы, галереи, художники и дилеры рвутся на азиатский рынок, а в это время гиганты китайского аукционного рынка Poly и China Guardian начинают свою экспансию на Запад (подробнее — здесь).
Christie’s и Sotheby’s
Титанам арт-рынка Christie’s и Sotheby’s, которым в 2008 году доставалось еще 72 % от глобальной аукционной выручки, на этот раз удалось «откусить» только 53 % от общемирового рыночного пирога. Китайские аукционные дома буквально «наступают им на пятки»: семь из десяти ведущих аукционных домов ныне находятся в Поднебесной.
Вместе с тем в первом полугодии 2011 и Christie’s, и Sotheby’s добились значительных успехов. Последнему аукционному дому даже удалось обойти своего соперника, увеличив общую выручку в течение полугода на 54 % (во многом за счет увеличения количества частных сделок на 114 %; Christie’s за тот же период провел на 57 % больше частных сделок).
Top-10 аукционных домов по обороту современного искусства (июль 2010 — июнь 2011)
1. Christie’s, 234 454 390 евро
2. Sotheby’s, 218 873 694 евро
3. Poly International Auction Co., Ltd, 88 222 305 евро
4. Phillips de Pury&Co, 87 898 704 евро
5. China Guardian Auctions Co., Ltd, 44 161 874 евро
6. Beijing Hanhai Art Auction Co., Ltd, 17 935 702 евро
7. Beijing Council International Auctions, 15 958 272 евро
8. Shanghai Tianheng Auction Co., Ltd, 13 975 727 евро
9. Ravenel Art Group, 12 537 230 евро
10. Beijing CNTC International Aution Co., Ltd, 10 245 522 евро
Первую часть отчета о положении дел на рынке современного искусства Artprice завершает обзором французского арт-рынка. И на это есть веские причины: в первом полугодии 2011 французский парламент принял новый закон, смягчающий правила аукционной торговли. Во-первых, были разрешены аукционные ставки в режиме онлайн, а во-вторых, аукционным домам разрешили проводить предварительно оговоренные частные сделки между продавцом и покупателем (раньше это было разрешено только галереям и арт-дилерам). Обсуждение закона велось с 2009 года, и его принятие участники арт-рынка рассматривают как серьезный шаг на пути к либерализации французского арт-рынка и его интеграции в глобальный рынок искусства. Подробнее о новом французском законе можно почитать здесь.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20111027_artprice_annual_report.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20111027_artprice_annual_report.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.