Арт-рынок Пекина: вкус традиций
Рынок искусства Пекина отдает предпочтение азиатским авторам, причем китайские коллекционеры скорее выберут современные произведения в стиле традиционной китайской живописи и рисунка, чем концептуальные объекты, инсталляции и проч.
Сегодня арт-рынок Пекина соревнуется с арт-рынком Нью-Йорка в размерах аукционных доходов. Впрочем, рынок искусства столицы Поднебесной здорово отличается от рынка «Большого яблока»: во-первых, на нем господствуют исключительно азиатские художники, а во-вторых, здесь предпочтение отдается произведениям, выполненным в таких традиционных китайских техниках, как рисунок и живопись. В Пекине традиционность материала играет столь же большую роль, что и предмет изображения.
Лю Чуньси: молодой традиционалист
Богатые коллекционеры Поднебесной скорее отдадут предпочтение традиционным произведениям Лю Чуньси (Liu Chunxi), а не концептуальным творениям Ай Вэйвэя, критикующим китайское общество и культуру. В свои тридцать лет Лю Чуньси абсолютно неизвестен на Западе. Несмотря на это, в его послужном списке уже есть 7-значные аукционные результаты, а 20 декабря 2010 года его работы принесли почти 10 миллионов евро на пекинском аукционе Beijing CNTC International Auction. Его Будды, черные лебеди с лотосами, павлины и цветущие деревья, нарисованные на шелке с потрясающим мастерством, порой уходят с молотка дороже миллиона евро. На уже упомянутом аукционе 20 декабря не менее шести его произведений перешагнули планку в миллион евро; среди них и самая дорогая работа художника — «Божество», достигшая результата 2,5 миллиона евро. Лю Чуньси (р. 1981) вырос в религиозной среде и рисовал Будд с пяти лет. Талантливого юношу приняли в Пекинскую академию изящных искусств, лучшее в Китае художественное учебное заведение, когда ему было всего шестнадцать лет. После обучения сюжеты произведений Чуньси по-прежнему остались традиционными, однако стиль его письма стал более свободным и современным. Его работы уже экспонировались на выставках в Гонконге, Южной Корее, Японии и Малайзии. Продажи творений Лю Чуньси в этом году принесли аукционному дому Beijing CNTC International Auction пятое место по продажам современного искусства в Пекине.
Другие пекинские аукционные дома обязаны своими успехами авторам, более известным на Западе, — Чэнь Ифэю (Chen Yifei), Ван Идуну (Wang Yidong), Лю Сяодуну (Liu Xiaodong), Цзэн Фаньчжи (Zeng Fanzhi), Ай Сюаню (Ai Xuan), Лэн Цзюню (Leng Jun), Чжоу Чунье (Zhou Chunya), Хэ Цзяину (He Jiaying) и У Бину (Wu Bing).
Чэнь Ифэй на вершине пекинского арт-рынка
За прошедший год (июль 2010 — июль 2011) на арт-рынке Пекина работы Чэнь Ифэя принесли почти 20 миллионов евро, что сделало его самым прибыльным современным художником в китайской столице. В предыдущем году (июль 2009 — июль 2010) аукционный оборот работ Чэнь Ифэя в деньгах составлял вдвое меньше — 8,8 миллиона евро, что, тем не менее, позволило художнику обойти Дэмиена Херста на 500 тысяч евро в общем рейтинге современных живописцев (подробнее смотрите здесь). На счету Чэнь Ифэя также и самый удачный результат во всем пекинском секторе современного искусства: его новый персональный рекорд теперь составляет 7,78 миллиона евро, благодаря продаже 28 мая 2011 года на China Guardian работы «Ветер горной деревни». Так же, как и у Лю Чуньси, фигуративные полотна Ифэя выполнены с превосходным знанием техники традиционной живописи, что делает их чрезвычайно привлекательными в глазах азиатских коллекционеров, менее склонных вкладывать большие деньги в концептуальные произведения, инсталляции и тому подобное.
Еще один китайский традиционный живописец Ай Сюань, пишущий реалистичные детские портреты, установил персональный рекорд в этом году, когда его картина «Священная гора» ушла с молотка за 2,1 миллиона евро. Примеры необычайной популярности фигуративной реалистической живописи можно продолжать. Среди наиболее успешных художников этого направления — Ван Идун, чей аукционный оборот в деньгах за прошедший год составил свыше 14 миллионов евро (второе место среди китайских современных авторов после Чэнь Ифэя), а также Лэн Цзюнь, чей гиперреалистичный портрет девушки в декабре на торгах Poly International достался новому владельцу за 3,22 миллиона евро. Кроме того, несколько приторные красоты на шелковых свитках Хэ Цзяина продаются за сотни тысяч евро, пейзаж тушью на шелке кисти У Бина недавно ушел с молотка за 4,78 миллиона евро.
Похоже, что рынок современного искусства Пекина делится на два направления: с одной стороны, на нем царят множество традиционных (или даже консервативных) авторов, которых поддерживают чрезвычайно зажиточные пекинцы; а с другой стороны, есть художники, тяготеющие к нонконформизму и международному признанию. Среди последних выделяются Чжоу Чунья, Лю Сяодун и Цзэн Фаньчжи, чья работа «A Series No. 3: Marriage» 2 июня 2011 года достигла цены молотка 3,7 миллиона евро.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20110917_beijing_taste_for_tradition.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20110917_beijing_taste_for_tradition.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.