Рынок современного искусства в цифрах. Часть I
ARTinvestment.RU   26 октября 2010

Основные тенденции на рынке Contemporary второй половины 2009 — первой половины 2010

Специально к парижской ярмарке современного искусства FIAC сайт Artprice опубликовал отчет о положении дел в этом сегменте арт-рынка. В нем проанализирован период с июля 2009 по июль 2010 года. ARTinvestment.RU представляет краткий пересказ этого материала.

В своем предисловии к отчету основатель Artprice Тьерри Эрманн (Thierry Ehrmann) подчеркивает, что ситуацию, в которой оказался рынок после внезапного окончания арт-бума в конце 2008 года, никак нельзя сравнивать с масштабным кризисом, разразившимся в начале 1990-х. «Конечно, количество миллионных продаж заметно уменьшилось по сравнению с 2006–2008 годами, но рынок современного искусства динамичен, как никогда, и демонстрирует такой уровень зрелости, какой не снился даже многим регулируемым рынкам».

Какие конкретно изменения произошли с тех пор, как спекулятивный пузырь приказал долго жить?.. Во-первых, как уже отмечалось, пострадала «верхушка» арт-рынка, а во-вторых, упал спрос на произведения художников, вышедших на рынок недавно. То есть покупательские предпочтения сместились в сторону более доступных работ и «проверенных временем» имен. Но рынок не растерял своей энергии и, более того, продолжил активную экспансию (в частности, на Восток).

В 2009 году выручка ведущего аукционного дома, Christie’s, снизилась на 43 %, а его главный конкурент, Sotheby’s, потерял 58 %. Цена акции последнего, превысившая 50 долларов в «золотом» для арт-рынка 2007 году, 9 марта 2009-го скатилась до отметки 6,3 доллара. В период с июля 2009 по июль 2010 было зафиксировано 48 аукционных результатов в миллион евро и выше (против 72 в 2008–2009 и 120 в 2007–2008). Доход от продаж современного искусства на торгах сократился на 23 % по сравнению с предыдущим 12-месячным периодом и составил 46 % от показателей времен бума.

  • ПИТЕР ДОЙГ Отражение (Как выглядит твоя душа?) 1996

Впрочем, эти цифры отражают прежде всего падение цен в верхнем сегменте рынка, — стоит подчеркнуть, что коллекционерские аппетиты нисколько не уменьшились. Между прочим, сегодня на торги выставляется больше произведений современных художников, чем когда-либо. В рассматриваемый нами период владельцев на аукционах сменило более 30 300 работ — примерно в три раза больше, чем в 2003–2004 годах, и на тысячу больше, чем в 2007–2008. Общая стоимость этих лотов составила 443 миллиона евро. Это, конечно, «скромно» по сравнению с мегаприбылями времен бума (2007–2008 годы — 975,2 миллиона евро), но ценовой индекс Contemporary растет: в первой половине 2010 года он увеличился на 5,4 % (пережив потерю 42,8 % в период с января 2008 по конец 2009).

Предложение сейчас, как никогда, разнообразно: 2009–2010 годы побили десятилетний рекорд по количеству выставленных на торги скульптур, фотографий и графических произведений. Современных картин тоже предлагается больше, чем в 2007–2008 годах, соответственно, увеличилось и количество непроданных лотов: сейчас «проваливаются» 41 % современных работ (34 % в 2007–2008 годах, 44,7 % в 2008–2009). Покупателей не находят 40 % картин, рисунков и эстампов и 45 % фотографий.

В период «мыльного пузыря» порог в 100 тысяч евро перешагнули 7  и 8,5 % современных картин и скульптур соответственно; это рекордные показатели по сравнению с обычными 2 и 4 %. Инфляция коснулась и более доступных сегментов, таких как рисунки, эстампы и фотография. С приходом кризиса именно на них сосредоточились многие коллекционеры, для которых живопись стала слишком дорогой. Менее чем за два года продажи полотен упали на 11 %, а число шестизначных уходов сократилось в три раза (в сегменте скульптуры — в два раза). В то же время спрос на фотографию остался таким же, а в сегменте графики он даже увеличился. В отличие от кризиса 1990–1991 годов, во время которого рынок просто-напросто замер, аукционные дома быстро адаптировались к новым условиям. Во-первых, они увеличили долю доступных работ (47 % рисунков и 67 % эстампов приносят менее тысячи евро, 80 % фотографий и картин — от 1 до 10 тысяч евро), во-вторых, они сделали ставку на более «стабильные» имена в верхнем сегменте.

Тем же топовым художникам, кто «поднялся» в результате спекуляции, пришлось туго: в 2009 году аукционный доход Дэмиена Херста (Damien Hirst) снизился по сравнению с прошлым годом в 14 раз, а Джеффа Кунса (Jeff Koons) — на две трети. Произведения модного «уличного художника» Бэнкси (Banksy) теперь уходят за треть или четверть докризисных сумм. 14 мая 2008 года картина с пророческим названием «Распродажа заканчивается сегодня» появилась на торгах с эстимейтом 600–800 тысяч долларов и осталась непроданной; в следующем году ее предлагали уже за 150–200 тысяч (в итоге работа выручила 190). Зато картина Энди Уорхола (Andy Warhol) принесла в ноябре 2009-го 39 миллионов долларов (в три раза выше эстимейта). Этот потрясающий результат явно взбодрил сверхдорогой сегмент рынка, который начал отчетливо подавать признаки выздоровления в 2010-м, — правда, восьмизначные суммы пока приносят не Кунс или Мураками (Takashi Murakami), а старые мастера, модернисты и послевоенные классики. Именно последним — уже упомянутому Уорхолу, а также Иву Кляйну (Yves Klein), Марку Ротко (Mark Rothko), Джексону Поллоку (Jackson Pollock) и Лусиену Фрейду (Lucian Freud) — обязаны успехом крупные торги современным искусством Christie’s и Sotheby’s (лондонские аукционы, прошедшие в феврале, принесли на 255 % больше, чем аналогичные распродажи в прошлом году, а выручка майских торгов в Нью-Йорке на 230 % превзошла аналогичный прошлогодний показатель).

Что касается продаж работ художников, родившихся после 1945 года, то здесь два дома-гиганта также остаются в лидерах: на их долю приходится 60 % мирового дохода в этом сегменте (более 266 миллионов евро), а также абсолютное большинство самых значительных сделок. Такие художники, как Кристофер Вул (Christopher Wool) и Маурицио Каттелан (Maurizio Cattelan), даже обновили на их нью-йоркских аукционах свои рекорды.

Top-10 аукционных сделок с произведениями художников, родившихся после 1945 года (1 июля 2009 — 30 июня 2010)

1. ПитерДойг (Peter Doig). Отражение (Как выглядит твоя душа?) 1996. Холст, масло. 6 миллионов евро. 10 ноября 2009. Christie’s, Нью-Йорк.

2. Чэнь Ифэй (Chen Yifei). Струнный квартет. 1986. Холст, масло. 5,6 миллиона евро. 29 мая 2010. Christie’s, Гонконг.

3. Маурицио Каттелан (Maurizio Cattelan). Без названия. 2001. Раскрашенный воск, волосы, ткань. 5,5 миллиона евро. 12 мая 2010. Sotheby’s, Нью-Йорк.

4. Жан-Мишель Баскиа (Jean-Michel Basquiat). Без названия (Звездная пыль). 1983. Холст, акрил. 5 миллионов евро. 12 мая 2010. Sotheby’s, Нью-Йорк.

5. Ричард Принс (Richard Prince). Медсестра в Голливуде № 4. 2004. Холст, акрил, цифровая печать. 4,5 миллиона евро. 13 мая 2010. Phillips de Pury& Co., Нью-Йорк.

6. Жан-Мишель Баскиа (Jean-Michel Basquiat). Self-Portrait as a Heel. 1982. Холст, акрил. 4 миллиона евро.11 мая 2010. Christie’s, Нью-Йорк.

7. Джефф Кунс (Jeff Koons). Loopy. 1999. Холст, масло. 3,7 миллиона евро. 30 июня 2010. Christie’s, Нью-Йорк.

8. Кристофер Вул (Christopher Wool). Слово FOOL в голубом цвете. 1990. 3,4 миллиона евро. 11 мая 2010. Christie’s, Нью-Йорк.

9. Хуан Муньос (Juan Muñoz). Разговор III. 2001. Бронза. 3,38 миллиона евро. 12 мая 2010. Sotheby’s, Нью-Йорк.

10. Джефф Кунс (Jeff Koons). Большая ваза с цветами. 1991. Дерево. 3,34 миллиона евро. 10 ноября 2009. Christie’s, Нью-Йорк.

Специализирующийся на современном искусстве дом Phillips de Pury был, увы, не так успешен. Компания решила сосредоточиться на «ультрасовременных» произведениях и художниках, начавших аукционную карьеру недавно, — двух сегментах рынка Contemporary, которые в период спада показали себя как наиболее нестабильные. В результате Phillips продолжает уступать свою долю конкурентам: в рейтинге аукционных домов он сейчас занимает пятое место, пропустив вперед китайские Poly и China Guardian (при составлении списка учитывались продажи работ всех художественных эпох).

Дабы смягчить последствия кризиса и закрепить за собой имидж наиболее «продвинутого», Phillips решился пойти на такие меры, как альянс с мегаколлекционером Чарльзом Саатчи (Charles Saatchi) и организация тематических торгов. Первым таким аукционом стал Now: Art of the 21st Century («Сейчас: Искусство XXI века»), состоявшийся 26 сентября 2009 года. Представлены были как работы тех, кто только-только вышел на аукционный рынок, так и творения «художников-брендов», таких как Дэмиен Херст или Лицзюнь Фан (Lijun Fang). Самые дешевые лоты можно было приобрести всего за несколько сотен фунтов. Ажиотажа, впрочем, торги не вызвали, и непроданными остались 40 % произведений. Однако Phillips решил не отказываться от этой концепции: в 2009 году были проведены еще три тематических аукциона — «Латинская Америка», «Музыка» и «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Далее, весной этого года компания провела торги под названием «Секс», оказавшиеся весьма успешными (выручка 1,24 миллиона евро, 32,4 % непроданных лотов). За ними последовали «БРИК» («Бразилия, Россия, Индия, Китай»), «Африка», «Кино» и «Италия» (количество непроданных лотов варьируется от 38 до 59,5 %).

Phillips активно осваивает новые стратегии продвижения своего бизнеса: он не побоялся даже... реалити-ТВ. В июне этого года американское телевидение запустило передачу «Произведение искусства: Следующий великий художник», ведущей которой стала актриса из «Секса в большом городе» Сара Джессика Паркер (Sarah Jessica Parker); победитель, 23-летний Абди Фарах (Abdi Farah), удостоился приза в 100 тысяч долларов, выставки в Бруклинском музее и «дебюта» на торгах аукционного дома. Глава Phillips Саймон де Пьюри (Simon de Pury), между прочим, выступал в роли наставника участников передачи.

Как показывает пример Бэнкси и его коллеги, уличного художника Шепарда Фейри (Shepard Fairey), регулярное мелькание в СМИ идет на пользу продажам. До победы Обамы на президентских выборах 2008 года плакаты Фейри с его лицом приносили всего 70–100 евро; сейчас они уходят за 1,5–4 тысячи.

Top-10 аукционных домов по обороту современного искусства

1. Christie’s, 152 065 088 евро

2. Sotheby’s, 114 284 233 евро

3. Phillips de Pury&Co., 48 067 565 евро

4. China Guardian Auctions Co., Ltd, 13 974 866 евро

5. Poly International Auction Co., Ltd, 13 646 360 евро

6. Ravenel Art Group, 5 739 272 евро

7. Borobudur Auction Ptd. Ltd, 5 473 907 евро

8. Shanghai Hosane Auction Co., Ltd, 5 438 988 евро

9. Artcurial (S.V.V.), 4 982 155 евро

10. Seoul Auction Center, 4 331 658 евро

В 2009–2010 годах существенный рост продемонстрировали три рынка: немецкий (+32 %), американский (+17 %) и китайский (+9,4 %). Последний показал во втором семестре 2009-го лучший за всю историю полугодовой результат (в то время как Британия и Америка все еще оправлялись от кризиса). Из 15 наиболее успешных аукционных домов (все художественные эпохи) пять базируются в Поднебесной; кроме того, этот регион привлекает все больше и больше «культурных инвесторов» (таких как Ларри Гагосян). Помимо уже упоминавшихся Poly и China Guardian, в число лидеров китайского рынка входит Beijing Council, а также местные отделения Sotheby’s и Christie’s (чья прибыль за год возросла на 172 %). Суммарная стоимость сделок, заключенных во втором полугодии прошлого года, составила 384 миллиона евро, что более чем в два раза превысило общую выручку французских аукционов. Более того, Китай обогнал Англию (в следующем семестре она, впрочем, снова водворилась на свое традиционное второе место — но ее отрыв от Китая составил всего 12 миллионов евро, что весьма впечатляет, учитывая то, что всего годом ранее разница в выручке составляла 166 миллионов). Цены на искусство в Гонконге — столице азиатского арт-рынка и четвертом по аукционным оборотам городе после Нью-Йорка, Лондона и Парижа — стремительно приближаются к западным: взять хотя бы проданную на местном Christie’s картину Чэня Ифэя «Струнный квартет» (5,6 миллиона евро), ненамного отставшую по цене от полотна «Отражение» английского мастера Питера Дойга (6 миллионов).

Рынок Азии развивается очень быстро, но зрелым его пока что назвать нельзя. Тем не менее западные компании уже чувствуют давление со стороны китайских конкурентов. И не будет слишком смело заявить, что центр тяжести глобального арт-рынка неуклонно смещается на восток.

Источник: artprice.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20101026__artprice.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20101026__artprice.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх