Рынок искусства в 2010 году: факты и цифры. Часть II
О самых крупных рынках мира, самых успешных аукционных домах, самых доходных сегментах и самых «котируемых» художниках
Недавно французский информационный ресурс Artprice.com опубликовал свой ежегодный отчет о положении дел на рынке искусства. О главных итогах 2010 года — выходе верхнего сегмента рынка из кризиса и головокружительных успехах Китая — можно прочитать здесь. А во второй части материала вашему вниманию предлагаются несколько дополняющих картину рейтингов. При подсчете учитывались лишь результаты аукционных продаж произведений визуального искусства — картин, скульптур, инсталляций, рисунков, эстампов и фотографий.
Самые крупные аукционные рынки мира
1. Китай — 33 % мирового дохода
2010 год уже объявили эпохальным: шутка ли — сменился лидер глобального арт-рынка. Обычно, чтобы получить развитой рынок искусства, стране требуется весьма долгое время, а Китаю понадобилось всего несколько лет (впервые он вошел в первую тройку в 2007-м, сместив с третьего места Францию). В перечне двадцати самых дорогих работ старых мастеров — пятнадцать произведений made in China (первая в списке «западная» картина, авторства английского живописца Джорджа Стаббса (George Stubbs), находится лишь на седьмом месте). В десятке самых «успешных» на аукционах современных художников китайцев шесть: это Цзэн Фаньчжи (Zeng Fanzhi), Чэнь Ифэй (Chen Yifei), Ван Идун (Wang Yidong), Чжан Сяоган (Zhang Xiaogang), Лю Сяодун (Liu Xiaodong) и Лю Е (Liu Ye). И рост Китая будет продолжаться: согласно подсчетам экспертов, к 2014 году число миллиардеров в Поднебесной увеличится на 20 % (в остальном мире — на 5,6 %). А коллекционирующим искусство китайским миллиардерам присущ редкостный арт-патриотизм.
Количество аукционных сделок, заключенных в Азии, составляет 36 % от общего числа. Второй по значимости восточный арт-рынок — это Япония, которая делит со Швецией девятое место в общем рейтинге (0,7 %).
2. США — 29,9 % мирового дохода
Во второй половине десятилетия конкуренты Америки поднабрали веса: в 2004 году Штатам принадлежала чуть ли не половина арт-рынка (47 %), а в 2010-м доход страны не достиг и трети от общемирового. Зато процент проданных на торгах лотов не изменился: всю декаду он колебался в диапазоне 14–16 %. Американцами являются три художника в Тор-10 лидеров рынка современного искусства: Жан-Мишель Баскиа (Jean-Michel Basquiat), Джефф Кунс (Jeff Koons) и Ричард Принс (Richard Prince).
3. Великобритания — 19,4 % мирового дохода
4. Франция — 5,1 % мирового дохода
5. Германия — 1,9 % мирового дохода
Несмотря на рост аукционной выручки (1,3 миллиарда долларов в 2002 году, 3 миллиарда в 2010-м), Европа стремительно теряет свои позиции. Ее доля на рынке, в 2003-м составлявшая 55 %, к концу десятилетия упала до 33 %.
Самые успешные аукционные дома
- Christie’s — 2,47 миллиарда долларов;
- Sotheby’s — 2,41 миллиарда долларов;
Лидеры рынка — Sotheby’s и Christie’s — продают всего 11 % от общего количества лотов, однако их выручка достигла 52 % от общемировой.
- Poly International — 677,9 миллиона долларов;
- China Guardian — 498 миллионов долларов;
- Beijing Hanhai Art Auction — 256,1 миллиона долларов;
- Phillips de Pury& Company — 225,8 миллиона долларов;
- Beijing Council — 193,8 миллиона долларов;
- Beijing Jiuge — 152,3 миллиона долларов;
- Xiling Yinshe — 138,1 миллиона долларов;
- Beijing Highest Auctions — 103,7 миллиона долларов;
<…>
- Bonhams — 80,7 миллиона долларов;
<…>
- Artcurial — 53,29 миллиона долларов.
Структура арт-рынка в 2010 году
Разделы рынка | Структура рынка в 2010 году, % | |
По аукционной выручке | По количеству проданных лотов | |
Живопись | 52,33 | 41,61 |
Графика | 33,92 | 27,30 |
Скульптура | 9,89 | 5,91 |
Эстамп | 1,97 | 19,72 |
Фотография | 1,40 | 4,16 |
Другое | 0,49 | 1,30 |
Тор-10 мировых художников
- Пабло Пикассо (1881–1973): 361,5 миллиона долларов;
- Ци Байши (1864–1957): 339,2 миллиона долларов;
- Энди Уорхол (1928–1987): 313,5 миллиона долларов;
- Чжан Дацянь (1899–1983): 304,3 миллиона долларов;
- Альберто Джакометти (1901–1966): 213,6 миллиона долларов;
- Сюй Бэйхун (1895–1953): 176,2 миллиона долларов;
- Анри Матисс (1869–1954): 174 миллиона долларов;
- Амедео Модильяни (1884–1920): 139,8 миллиона долларов;
- Фу Баоши (1904–1965): 125,2 миллиона долларов;
- Рой Лихтенштейн (1923–1997): 112,5 миллиона долларов.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20110413_art_market_ii.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20110413_art_market_ii.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.