- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
Рынок искусства в 2010 году: факты и цифры. Часть I
ARTinvestment.RU 12 апреля 2011
В 2010 году верхнему сегменту арт-рынка окончательно удалось выбраться из кризиса. Хорошие результаты демонстрирует даже самый спекулятивный сегмент — современное искусство
На прошлой неделе французский информационный ресурс Artprice.com опубликовал ежегодный отчет о положении дел на рынке искусства. По мнению составителей, ушедший 2010 год без всяких экивоков можно назвать революционным — на первое место по аукционной выручке совершенно неожиданно вышел Китай. Впервые Поднебесная появилась в тройке совсем недавно — в 2007 году, когда ей удалось сместить с третьего места Францию (остальные позиции бессменно занимают Великобритания и США, доминирующие на арт-рынке с 1950-х годов).
Последний год декады был богат на события. В период с 2004 по 2008 год цены на произведения искусства значительно выросли (особенно «повезло» таким сегментам, как модернизм и Contemporary), в конце 2008 года предсказуемо случилась коррекция, а в 2010-м рынок принялся брать новые вершины. Надо отметить, что после предыдущего кризиса (в 1991 году) ему потребовалось четыре года на восстановление, а в этот раз хватило всего 18 месяцев. В общем, двухтысячные отличились, во-первых, ускорением обычных процессов на арт-рынке, а во-вторых, неуклонным движением «центра тяжести» на Восток.
Структура рынка заметно изменилась благодаря Интернету (значительное число сделок теперь совершаются он-лайн) и росту числа арт-ярмарок (на данный момент — более 260 по всему миру ежегодно). Кроме того, весьма заметную роль в 2000-х стали играть инвесторы и инвестиционные фонды — Artprice.com назвал рост популярности инвестиций в искусство «новым социокультурным феноменом». Появились даже специализирующиеся на искусстве биржи: пионером, что неудивительно, стал Китай (Shenzhen Cultural Assets and Equity Exchange, 2009). С января 2011 года Art Exchange Пьера Накена (Pierre Naquin) продает во Франции доли в произведениях Сола ЛеВитта (Sol LeWitt) и Франческо Веццоли (Francesco Vezzoli).
Виражи арт-рынка
Пиковым для арт-рынка считается 2007 год, когда на продаже произведений искусства на аукционах было выручено 9,39 миллиарда долларов. Сумма беспрецедентная. Всего двумя годами ранее общий результат был вдвое ниже. Но в 2008-м арт-рыночный мыльный пузырь пал жертвой мирового экономического кризиса — коллекционерам-миллионерам вдруг расхотелось покупать Ротко и Кунса по раздутым ценам (отсюда неудачи осенних аукционов того года). Настроение уже было не то — аукционным домам пришлось снижать цены, отказываться от практики гарантий... Цена: в 2009 году Christie’s отрапортовал о снижении годового дохода на 47 %; его главный конкурент, Sotheby’s, потерял целых 60 %. Самым устойчивым сегментом оказались «Старые мастера», вложения в которых куда как менее рискованны, чем в горячо любимое спекулянтами современное искусство, — правда, вероятность появления на рынке работ, определяемых как «шедевры», здесь тоже ниже: почти все лучшие творения старых мастеров уже давно в музеях. Тем не менее «тихий» 2009 год ознаменовался успехом именно этого сегмента: старые мастера выросли по сравнению с 2008-м на 4,9 %, в то время как искусство XIX века потеряло 47,7 %, модернизм — 37 %, послевоенное искусство — 50,6 %, а современное — так и вовсе 63,8 %. Однако продажа работы Энди Уорхола (Andy Warhol) «200 долларовых банкнот» за 39 миллионов долларов (без учета комиссии аукционного дома) на Sotheby’s в ноябре 2009 года знаменовала собой возвращение «верхушки» рынка на круги своя. Итогом 2010 года стала сумма 9,36 миллиарда долларов — не так уж далеко от 2007-го.
Современное искусство возвращается
В начале предыдущего десятилетия творения современных художников покупали на открытых торгах еще очень осторожно. Если посмотреть на аукционные доходы различных сегментов в 2000 году, то можно увидеть, что почти половина «пирога» (45,29 %) тогда досталась модернистам; на втором месте по популярности было искусство XIX века (28,38 %), за ним шли старые мастера (15,16 %) и послевоенное искусство (8,33 %). Современному же достались смешные по нынешним меркам 2,83 %. Сегодня эта доля выросла до 10,2 %. В конкретных цифрах: в 2000 году на продаже работ современных художников было выручено 82,3 миллиона долларов, в 2010 году — 954,8 миллиона. Ценовой индекс сегмента увеличился на 105,6 %. Послевоенное искусство, между тем, подорожало на 157,9 %. Но наибольший интерес все равно вызывает модернизм: более половины рынка в 2010 году (4,75 миллиарда долларов). Искусство XIX века тем временем теряет популярность (в прошлом году его рыночная доля составила всего 9,59 %).
Начался год с мировых рекордов в самом надежном сегменте — 106,5 миллиона за картину Пикассо, 104,3 миллиона за скульптуру Джакометти. В конце первого семестра Christie’s и Sotheby’s смогли похвастаться 62%-ным и 103%-ным ростом соответственно (по сравнению с тем же периодом 2009 года). На рынок современного искусства эйфория вернулась осенью, когда специализирующийся в этой области аукционный дом Phillips de Pury смог собрать за один вечер 102,4 миллиона долларов — самый высокий результат в истории компании (56,5 миллиона пришлись на картину Уорхола «Мужчины в ее жизни», с изображением Элизабет Тейлор и двух ее мужей). На торгах «карт-бланш», произведения для которых подбирал известный консультант Филипп Сегало (Philippe Ségalot), были установлены рекорды для творчества Феликса Гонсалеса-Торреса (Félix González-Torres), Синди Шерман (Cindy Sherman), Даниэля Бюрана (Daniel Buren), Ли Лозано (Lee Lozano), Роберта Морриса (Robert Morris), Рудольфа Штингеля (Rudolf Stingel) и Томаса Шютте (Thomas Schütte).
В этой связи полезно вспомнить о «трех богатырях» докризисного рынка современного искусства — имеются в виду, конечно же, Дэмиен Херст (Damien Hirst), Такаси Мураками (Takashi Murakami) и Джефф Кунс (Jeff Koons), на пике популярности своей добивавшиеся восьмизначных аукционных результатов. 2009 год был, мягко говоря, не лучшим временем для продажи произведений таких «спекулятивных» фигур, ввиду чего коллекционеры и дилеры предпочитали держать своих Херстов и Кунсов при себе. В результате объем рынка Кунса сократился в том году на треть, а доход его английского коллеги потерял 92 %. В 2010-м, после точечной бомбардировки рынка первоклассными произведениями модернистов, старых мастеров и послевоенных художников, аукционные дома потихоньку начали вновь приучать публику к этим «королям арт-рынка», надеясь возродить поугасший было интерес. 14 октября, в день открытия престижнейшей ярмарки Frieze, Sotheby’s выставил на торги огромных размеров «картину с бабочками» Херста с эстимейтом 2,5–3,5 миллиона фунтов стерлингов и выручил за нее 1,9 миллиона. В тот же день скульптуры Такаси Мураками «Кайкай и Кики» принесли 1,7 миллиона фунтов, превысив эстимейт в три раза — однако не факт, что этот результат свидетельствует о возвращении стабильно высокого спроса: возможно, это была всего лишь реакция на кратковременную шумиху вокруг выставки Мураками в Версале. Что до Кунса, то он может похвастаться «восьмизначной» продажей — 15 миллионов за синий «Цветок из воздушного шарика», но перспективы его рынка пока облачны. Общая оценочная стоимость работ Кунса, появившихся на аукционном рынке в ноябре 2010 года, составила 21 миллион долларов (половина их стоимости 2007 года); выручить удалось лишь около половины этой суммы.
В любом случае современное искусство стабильно дорожает: в первом полугодии 2010 года сегмент прибавил 5,4 %; к концу года был зафиксирован рост в 14,6 % — рынок достиг уровня 2006 года, что весьма солидно.
Источники:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20110412_art_market.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20110412_art_market.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год