Айвазовский И.К.
Шишкин И.И.
Маковский А.В.
Маковский В.Е.
Кончаловский П.П.
Фальк Р.Р.
ARTinvestment.RU покупает работы
ведущих художников XIX-XX вв.
Нестеров М.В.
Плавинский Д.П.
Бенуа А.Н.
Немухин В.Н.
Серов В.А.
Зверев А.Т.
Саврасов А.К.


Рынок искусства в 2010 году: факты и цифры. Часть I
ARTinvestment.RU   12 апреля 2011

В 2010 году верхнему сегменту арт-рынка окончательно удалось выбраться из кризиса. Хорошие результаты демонстрирует даже самый спекулятивный сегмент — современное искусство

На прошлой неделе французский информационный ресурс Artprice.com опубликовал ежегодный отчет о положении дел на рынке искусства. По мнению составителей, ушедший 2010 год без всяких экивоков можно назвать революционным — на первое место по аукционной выручке совершенно неожиданно вышел Китай. Впервые Поднебесная появилась в тройке совсем недавно — в 2007 году, когда ей удалось сместить с третьего места Францию (остальные позиции бессменно занимают Великобритания и США, доминирующие на арт-рынке с 1950-х годов).

Последний год декады был богат на события. В период с 2004 по 2008 год цены на произведения искусства значительно выросли (особенно «повезло» таким сегментам, как модернизм и Contemporary), в конце 2008 года предсказуемо случилась коррекция, а в 2010-м рынок принялся брать новые вершины. Надо отметить, что после предыдущего кризиса (в 1991 году) ему потребовалось четыре года на восстановление, а в этот раз хватило всего 18 месяцев. В общем, двухтысячные отличились, во-первых, ускорением обычных процессов на арт-рынке, а во-вторых, неуклонным движением «центра тяжести» на Восток.

Структура рынка заметно изменилась благодаря Интернету (значительное число сделок теперь совершаются он-лайн) и росту числа арт-ярмарок (на данный момент — более 260 по всему миру ежегодно). Кроме того, весьма заметную роль в 2000-х стали играть инвесторы и инвестиционные фонды — Artprice.com назвал рост популярности инвестиций в искусство «новым социокультурным феноменом». Появились даже специализирующиеся на искусстве биржи: пионером, что неудивительно, стал Китай (Shenzhen Cultural Assets and Equity Exchange, 2009). С января 2011 года Art Exchange Пьера Накена (Pierre Naquin) продает во Франции доли в произведениях Сола ЛеВитта (Sol LeWitt) и Франческо Веццоли (Francesco Vezzoli).

Виражи арт-рынка

Пиковым для арт-рынка считается 2007 год, когда на продаже произведений искусства на аукционах было выручено 9,39 миллиарда долларов. Сумма беспрецедентная. Всего двумя годами ранее общий результат был вдвое ниже. Но в 2008-м арт-рыночный мыльный пузырь пал жертвой мирового экономического кризиса — коллекционерам-миллионерам вдруг расхотелось покупать Ротко и Кунса по раздутым ценам (отсюда неудачи осенних аукционов того года). Настроение уже было не то — аукционным домам пришлось снижать цены, отказываться от практики гарантий... Цена: в 2009 году Christie’s отрапортовал о снижении годового дохода на 47 %; его главный конкурент, Sotheby’s, потерял целых 60 %. Самым устойчивым сегментом оказались «Старые мастера», вложения в которых куда как менее рискованны, чем в горячо любимое спекулянтами современное искусство, — правда, вероятность появления на рынке работ, определяемых как «шедевры», здесь тоже ниже: почти все лучшие творения старых мастеров уже давно в музеях. Тем не менее «тихий» 2009 год ознаменовался успехом именно этого сегмента: старые мастера выросли по сравнению с 2008-м на 4,9 %, в то время как искусство XIX века потеряло 47,7 %, модернизм — 37 %, послевоенное искусство — 50,6 %, а современное — так и вовсе 63,8 %. Однако продажа работы Энди Уорхола (Andy Warhol) «200 долларовых банкнот» за 39 миллионов долларов (без учета комиссии аукционного дома) на Sotheby’s в ноябре 2009 года знаменовала собой возвращение «верхушки» рынка на круги своя. Итогом 2010 года стала сумма 9,36 миллиарда долларов — не так уж далеко от 2007-го.

Современное искусство возвращается

В начале предыдущего десятилетия творения современных художников покупали на открытых торгах еще очень осторожно. Если посмотреть на аукционные доходы различных сегментов в 2000 году, то можно увидеть, что почти половина «пирога» (45,29 %) тогда досталась модернистам; на втором месте по популярности было искусство XIX века (28,38 %), за ним шли старые мастера (15,16 %) и послевоенное искусство (8,33 %). Современному же достались смешные по нынешним меркам 2,83 %. Сегодня эта доля выросла до 10,2 %. В конкретных цифрах: в 2000 году на продаже работ современных художников было выручено 82,3 миллиона долларов, в 2010 году — 954,8 миллиона. Ценовой индекс сегмента увеличился на 105,6 %. Послевоенное искусство, между тем, подорожало на 157,9 %. Но наибольший интерес все равно вызывает модернизм: более половины рынка в 2010 году (4,75 миллиарда долларов). Искусство XIX века тем временем теряет популярность (в прошлом году его рыночная доля составила всего 9,59 %).

Начался год с мировых рекордов в самом надежном сегменте — 106,5 миллиона за картину Пикассо, 104,3 миллиона за скульптуру Джакометти. В конце первого семестра Christie’s и Sotheby’s смогли похвастаться 62%-ным и 103%-ным ростом соответственно (по сравнению с тем же периодом 2009 года). На рынок современного искусства эйфория вернулась осенью, когда специализирующийся в этой области аукционный дом Phillips de Pury смог собрать за один вечер 102,4 миллиона долларов — самый высокий результат в истории компании (56,5 миллиона пришлись на картину Уорхола «Мужчины в ее жизни», с изображением Элизабет Тейлор и двух ее мужей). На торгах «карт-бланш», произведения для которых подбирал известный консультант Филипп Сегало (Philippe Ségalot), были установлены рекорды для творчества Феликса Гонсалеса-Торреса (Félix González-Torres), Синди Шерман (Cindy Sherman), Даниэля Бюрана (Daniel Buren), Ли Лозано (Lee Lozano), Роберта Морриса (Robert Morris), Рудольфа Штингеля (Rudolf Stingel) и Томаса Шютте (Thomas Schütte).

В этой связи полезно вспомнить о «трех богатырях» докризисного рынка современного искусства — имеются в виду, конечно же, Дэмиен Херст (Damien Hirst), Такаси Мураками (Takashi Murakami) и Джефф Кунс (Jeff Koons), на пике популярности своей добивавшиеся восьмизначных аукционных результатов. 2009 год был, мягко говоря, не лучшим временем для продажи произведений таких «спекулятивных» фигур, ввиду чего коллекционеры и дилеры предпочитали держать своих Херстов и Кунсов при себе. В результате объем рынка Кунса сократился в том году на треть, а доход его английского коллеги потерял 92 %. В 2010-м, после точечной бомбардировки рынка первоклассными произведениями модернистов, старых мастеров и послевоенных художников, аукционные дома потихоньку начали вновь приучать публику к этим «королям арт-рынка», надеясь возродить поугасший было интерес. 14 октября, в день открытия престижнейшей ярмарки Frieze, Sotheby’s выставил на торги огромных размеров «картину с бабочками» Херста с эстимейтом 2,5–3,5 миллиона фунтов стерлингов и выручил за нее 1,9 миллиона. В тот же день скульптуры Такаси Мураками «Кайкай и Кики» принесли 1,7 миллиона фунтов, превысив эстимейт в три раза — однако не факт, что этот результат свидетельствует о возвращении стабильно высокого спроса: возможно, это была всего лишь реакция на кратковременную шумиху вокруг выставки Мураками в Версале. Что до Кунса, то он может похвастаться «восьмизначной» продажей — 15 миллионов за синий «Цветок из воздушного шарика», но перспективы его рынка пока облачны. Общая оценочная стоимость работ Кунса, появившихся на аукционном рынке в ноябре 2010 года, составила 21 миллион долларов (половина их стоимости 2007 года); выручить удалось лишь около половины этой суммы.

В любом случае современное искусство стабильно дорожает: в первом полугодии 2010 года сегмент прибавил 5,4 %; к концу года был зафиксирован рост в 14,6 % — рынок достиг уровня 2006 года, что весьма солидно.

Источники: artprice.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20110412_art_market.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20110412_art_market.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх