Top-200 главных коллекционеров искусства в мире
Журнал ArtNews опубликовал полный список главных собирателей современного искусства. В него вошел один россиянин — миллиардер Роман Абрамович, совершивший на арт-рынке главные покупки этого года
Каждое лето во влиятельном американском журнале ArtNews появляется список самых главных собирателей произведений искусства на планете. ARTinvestment.RU уже писал о десяти коллекционерах, занявших в этом рейтинге первые места. На днях был опубликован и полный список.
В Top-200 вошло несколько очень известных людей, в том числе сооснователь Microsoft Пол Аллен, композитор Эндрю Ллойд Уэббер и знаменитый художник Дэмиен Херст, который даже собирается открыть музей для экспонирования своей коллекции.
В этом году в списке появился и наш соотечественник Роман Абрамович. Бывший губернатор Чукотки запомнился всем своими многомиллионными покупками: в мае он одним махом побил два рекорда. 14 мая на Sotheby’s приобретенный Абрамовичем «Триптих 1976» Фрэнсиса Бэкона стал самой дорогой картиной, купленной в 2008 году. А днем ранее, купив на Christie’s портрет тучного инспектора по пособиям, русский миллиардер вознес Лусиена Фрейда на первое место в списке авторов самых дорогих работ среди ныне живущих художников. На крупнейшей ярмарке современного искусства «Арт-Базель» Абрамович со своей подругой, Дарьей Жуковой (инициатором создания в Москве Центра современной культуры, открытие которого запланировано на сентябрь 2008 года), были едва ли не самыми желанными гостями.
Кроме Абрамовича, в рейтинг вошел еще один миллиардер из бывшего СНГ — украинец Виктор Пинчук. Основатель Interpipe Group и зять бывшего президента Украины Леонида Кучмы может похвастаться одним из лучших в Европе собраний современного искусства.
Вообще в списке хорошо отражена основная тенденция арт-рынка 2008 года: все меньше позиций в нем занимают американцы, и все больше — уроженцы Ближнего Востока, Латинской Америки и Восточной Европы. Их пока далеко не так много, как жителей США или Западной Европы, но самые невероятные покупки совершают именно они. Благодаря миллиардерам из стран с быстро развивающейся экономикой аукционы произведений импрессионизма, модернизма и современного искусства Christie’s и Sotheby’s переживают невиданный ранее расцвет. Многомиллионные работы Фрэнсиса Бэкона, Лусиена Фрейда, Джеффа Кунса отправляются в Дубаи, Москву, Мехико… Но многие аналитики обращают внимание на то, что за успехом недавних аукционов-гигантов скрывается тот факт, что многим миллиардерам просто не хватает альтернативных объектов для инвестиций. Безумно дорогие покупки совершают прежде всего уроженцы стран, которых почти не коснулся экономический кризис. Ввиду того что индийские, арабские и русские богачи интересуются почти исключительно сверхдорогим искусством, в более низком ценовом сегменте надвигается кризис (ведь измученные рецессией американцы не хотят ничего покупать). Это доказывают и недавние торги произведениями современного искусства: в то время как Sotheby’s и Christie’s прошли с огромным успехом, более «скромный» аукцион той же категории Phillips de Pury & Co. провалился. Обозреватель канадской газеты Globe and Mail Майк Коллетт-Уайт называет сегодняшнюю ситуацию на арт-рынке «карточным домиком». Обвалится ли этот домик, как это случилось в начале 1990-х?.. Тогда одними из самых агрессивных участников рынка были японцы, заработавшие огромные состояния в условиях «экономики мыльного пузыря». Время покажет, как скоро лопнет сегодняшний «пузырь» на рынке искусства… и лопнет ли вообще. Некоторые эксперты говорят, что именно глобализация арт-рынка и появление все большего количества покупателей из стран экономического бума (делающих приобретения не только в высшем, но и в среднем ценовом сегменте) смогут защитить его от коллапса.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20080705_top200_collectors.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20080705_top200_collectors.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.