Sotheby's: одна цифра — два рекорда. Результаты торгов 14 мая
«Триптих 1976» Фрэнсиса Бэкона продан на торгах Sotheby's в Нью-Йорке в 14 мая за 86,281 миллиона долларов
«Триптих 1976» Фрэнсиса Бэкона продан на торгах Sotheby's в Нью-Йорке в 14 мая за 86,281 миллиона долларов.
Цифра — дважды рекордная: ценовой рекорд для работы художника, чьи произведения давно и прочно обосновались в списке самых дорогостоящих, и годовой рекорд для всего
В основе триптиха, написанного в Париже, — древнегреческий мифологический сюжет о преследовании Ореста фуриями. Однако вместо мифического героя художник изобразил самого себя и собственные терзания.
Нетрадиционная ориентация Бэкона, родившегося в начале прошлого века, сделала его во многом изгоем семьи и общества, несмотря на поздний успех, славу и состояние. Сюрреалистические трагедии Бэкона — потомка знаменитого философа и его полного тезки — завораживают современников, хотя сам Бэкон причислял себя к классическим реалистам. «Ничто не может быть ужаснее, чем сама жизнь», — считал этот гений современного искусства.
ТАКАШИ МУРАКАМИ (р. 1962). Мой одинокий ковбой. 1998. Масло, акрил, стекловолокно, железо. 254 x 116,8 x 91,4. Оценка аукциона (эстимейт): 3–4 млн. долл. Цена продажи: 15,1 млн долл. Sotheby's. 14.05.08. Лот № 9Прежний ценовой рекорд на живопись Бэкона был установлен в Нью-Йорке в мае 2007 года, когда полотно «Тема с папой Иннокентием Х» по мотивам Диего Веласкеса было продано за 52,7 миллиона долларов. Почти за такую же цену на лондонском аукционе Christie's в феврале этого года купили триптих 1974–1977 годов.
Самой дорогой работой ХХ века остается «Мальчик с трубкой» Пабло Пикассо. За этот шедевр покупатель заплатил 104 миллиона долларов.
Юмор удостоен экстра-премии
Ажиотаж на торгах вызвала фарфоровая группа «Обнаженные» одного из ныне живущих классиков поп-арта американца Джеффа Кунса. Цена на скульптуру подпрыгнула примерно в пять раз против эстимейта в 1,5–2 миллиона долларов — до 9,1 миллиона.
Работа из серии «Банальность», изображающая херувимоподобную парочку, по замыслу художника, высмеивает ханжескую пуританскую мораль высшего класса. «Обнаженные, датированные 1988 годом, являются выдающимся сатирическим откликом Кунса на жизнь общества конца ХХ века», — говорится в аннотации к лоту.
Скульптурная группа влюбленной парочки, выполненная в утрированном стиле рококо, приобретает особенно комический эффект в исполнении художника, известного также в качестве бывшего мужа итальянской порнозвезды Чиччолины.
На этих же торгах его «Гусеница», выполненная в 2003 году, продана за 5,981 миллиона долларов (верхний эстимейт — 6,5 миллиона долларов).
Кунс остается одним из самых востребованных и популярных скульпторов: его пурпурное «Висящее сердце» было продано за 23,6 миллиона долларов с предварительной оценкой в 15–20 миллионов долларов.
И еще одну «премию за юмор» вручили коллекционеры в этот день. На сей раз — Такеши Мураками за его «Одинокого ковбоя», еще более обнаженного, чем «Обнаженные» Кунса, и с еще большим акцентом пародии, нежели эротики. Ковбоя удалось продать за 15,2 миллиона долларов при предпродажной оценке в 3–4 миллиона.
Пионер японской поп-культуры, среди излюбленных персонажей которого числятся покемоны, на этот раз забрался на американское поле, активно продвигая через континенты собственный бренд.
Мастер одного цвета
Почти втрое дороже ожиданий проданы в Нью-Йорке и работы Ива Кляйна, недолгая жизнь которого бурлила новаторством, хотя он и предпочитал погружать зрителя всего в один цвет.
Его монохромное золотое полотно, характерное для последнего периода творчества, продано за 23,6 миллиона долларов, голубое — за 17,4 миллиона долларов.
ДЖЕФФ КУНС (р. 1955) Цепи гусеницы. 2003. Полихромный алюминий, уретан, сталь. 50,8 x 110,5 x 195,6 Оценка аукциона (эстимейт): 5,5–6,5 млн долл. Цена продажи: 5,9 млн долл. Sotheby's. 14.05.08. Лот № 67Кляйн получил известность благодаря этим монохромным полотнам, гладко закрашенным одним цветом, преимущественно голубым или синим. Связывая эти цвета с возможностью эстетически завоевать небо, «поставив на нем свою подпись», он запатентовал даже «Синий Клейн Интернасьональ» — особую краску, которой покрывал плоские панели и трехмерные предметы. А отпечатки тел обнаженных натурщиц на своих холстах назвал «антропометрией». Один из основателей французского нового реализма, он продолжил свои мистико-иронические опыты в Огненных картинах, выжигавшихся огнеметом на специально подготовленном картоне.
«Нью-Йорк» с русским акцентом
Авангардист Эрик Булатов стал единственным из российских художников, представленных на этом аукционе. Его картина «Нью-Йорк» продана за 713 тысяч долларов. «Нью-Йорк» выполнен в характерной для художника манере синтеза графики букв на фоне небесного пространства и по стилистике напоминает известную работу «Слава КПСС», проданную на аукционе Phillips de Pury & Co за 2 миллиона долларов.
«Нью-Йорк», в отличие от «КПСС», закрывшей, словно красной решеткой, небосвод, дышит пространством и светом. В аннотации отмечается, что выходец из андерграунда времен СССР сумел очень эмоционально передать свое ощущение мегаполиса, ставшего «метафорой свободы».
Однако «свобода» в данном случае оказалась хуже «неволи»: до миллионного рубежа картина не дотянула.
Эрик Булатов — один из здравствующих классиков авангарда с российскими корнями, чьи работы находятся на самых высоких в своем секторе ценовых уровнях. Живет в Париже.
Всего торги работами послевоенных и современных художников принесли дому Sotheby’s 362 миллиона долларов.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20080515_Sotheby.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20080515_Sotheby.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.