Не стало Коллекционера Игоря Григорьевича Сановича
ARTinvestment.RU 25 марта 2010
В среду, 24 марта, ушел из жизни Игорь Санович, один из крупнейших московских коллекционеров, человек энциклопедических знаний и выдающегося художественного вкуса
В среду, 24 марта, ушел из жизни Игорь Санович, один из крупнейших московских коллекционеров, человек энциклопедических знаний и выдающегося художественного вкуса. Он был одним из последних «идейных» собирателей, руководствовавшийся исключительно интуицией и собственным чутьем, и никогда — коммерческой стороной вопроса.
Санович часто говорил: «Старик, если можешь дать картину на выставку, — дай. Это то немногое, что ты действительно можешь сделать для художника». Эта фраза очень четко его характеризует.
Игорю Сановичу было 86 лет.
С разрешения автора публикуем фрагмент воспоминаний Александра Кроника об Игоре Сановиче из его книги «Свой круг» (2010):
«Конец девяностых принес мне еще одну невероятную встречу: в доме Мосешвили я познакомился с легендой отечественного коллекционирования Игорем Сановичем. В конце 1950-х годов коллекционер Яков Григорьевич Зак написал ходившую в списках по Москве и Ленинграду “Поэму”, посвященную самым известным и страстным коллекционерам того времени. Уже тогда, более полувека тому назад, Игорь Григорьевич входил в их круг.
“Давно Сановича не видно Он лучше множества из нас: Он и пошутит не обидно, И посмеется в самый раз! Но если будете меняться, Опять не Вам над ним смеяться — Он в совершенстве овладел Механикой обменных дел! А Вы не верующий часом? Тогда особый разговор — Снимите головной убор Перед его иконостасом: Здесь чудотворцев длинный ряд Партийный стаж его хранят!” |
Санович прошел Великую Отечественную войну, в 1945 году в составе группы прорыва трижды брал Берлин. В 1952-м окончил Московский институт востоковедения и до пенсии работал в Институте востоковедения Академии Наук СССР. Санович дружил с Лилей Брик, Александром Тышлером, Дмитрием Краснопевцевым, Владимиром Вейсбергом, Павлом Кузнецовым, Львом Жегиным, Кириллом Зданевичем, академиком Аркадием Мигдалом и многими выдающимися художниками, писателями, искусствоведами и учеными, давно ставшими частью Истории. Он составил феноменальную коллекцию, вернее собрание коллекций: русских икон и западноевропейских примитивов, живописи и графики всех времен и народов, персидской, западноевропейской и древнерусской миниатюры, фарфора, бисера. А также: иудаики, китайской и персидской мелкой пластики, японских гравюр и нэцкэ, найденных на раскопках скифских, аланских, греческих поселений предметов…
Все эти коллекции, в основном, состоят из выдающихся произведений, нередко центральных в творчестве того или иного художника, лучших образцов того или иного жанра искусства, вещей безупречных с точки зрения происхождения и часто имеющих музейное значение.
В небольшой квартире на юго-западе Москвы, которую скорее следует именовать квартирой-музеем, непонятным образом прекрасно соседствуют друг с другом огромные «клеенки» Нико Пиросмани, полотна Роберта Фалька, Михаила Ларионова и Павла Кузнецова, натюрморты Владимира Вейсберга, Владимира Яковлева и Дмитрия Краснопевцева, сиенская Мадонна XIII века, массивная осетинская цепь от очага, фарфоровые статуэтки Натальи Данько и тарелки советского агитфарфора, ампирная мебель, редчайшие предметы китайского и французского фарфора, скифское золото, виртуозные японские костяные фигурки-амулеты нэцкэ и изделия фирмы Фаберже, а также офорты Дюрера, редкие книги и еще огромное количество интереснейших предметов, даже приблизительное перечисление которых заняло бы немало места.
Никита Гашунин и Игорь Санович в мастерской Гашунина. Москва. 28 июля 2003 года. Фото Александа Кроника Впервые опубликовано в книге «Свой круг» |
Собрание это поразительным образом не привязано ни к определенному виду изобразительного искусства, ни ко времени, ни к месту происхождения входящих в него артефактов. Все эти сокровища объединяет лишь одно: на протяжении десятилетий они собираются коллекционером, обладающим фантастическим вкусом, чутьем и энциклопедическими знаниями, а главное — феерическим даром предвидения и талантом чувствовать энергию Предмета. Не сомневаюсь, что сам Али Баба, попав в эту квартиру, покраснел бы, устыдившись бедности своей пещеры. Встреча с собранием Сановича буквально шокирует. Причем, чем в большей степени сведущ и просвещен приглашенный к нему «на просмотр» счастливец, тем это воздействие сильнее.
Не знаю, что имел в виду Яков Зак, написав “а если будете меняться, опять не Вам над ним смеяться ...”, но обмены с Игорем Сановичем — самые интересные и захватывающие в моей коллекционерской жизни. А его рассказы о друзьях художниках, о курьезных случаях из своей огромной коллекционерской практики, о собственном понимании этики собирателя всегда уникальны и значительны. Как-то я полюбопытствовал, интересовался ли он искусством во время войны, когда ему было около двадцати лет. “В войну вообще-то было не до этого, — ответил Санович. — Но случаи были разные. Однажды, уже в конце войны мы остановились на ночлег в одном немецком замке, где было множество не просто великолепных вещей, но настоящих шедевров. В комнате, где я спал, на стене висел небольшой пейзаж Сезанна. Я сразу узнал его руку”.
“Ну, и был соблазн взять ее в качестве военного трофея?”, — не удержался я.
Внезапно помрачнев, Игорь Григорьевич жестко ответил: “Мне от НИХ ничего не было нужно ...”»
Источники: книга «Свой круг» А. Кроника (публикация текста и фотографий осуществлена с разрешения автора) и форум ARTinvestment.RU
https://artinvestment.ru/invest/painters/20100325__sanovich.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20100325__sanovich.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн