АДЛИВАНКИН Самуил Яковлевич (1897–1966) Обнаженная модель в мастерской. 1946
Текущая ставка
170 000 RUB
Окончание торгов
26 Апр. 2019 12:00:00
ЧУБАРОВ Евгений Иосифович (1934–2012) Фигуры. 1975
Текущая ставка
11 000 RUB
Окончание торгов
26 Апр. 2019 12:00:00
ЗВЕРЕВ Анатолий Тимофеевич (1931–1986) Женский портрет. 1966
Текущая ставка
5 500 RUB
Окончание торгов
26 Апр. 2019 12:00:00

Не стало Коллекционера Игоря Григорьевича Сановича
ARTinvestment.RU   25 марта 2010

В среду, 24 марта, ушел из жизни Игорь Санович, один из крупнейших московских коллекционеров, человек энциклопедических знаний и выдающегося художественного вкуса

В среду, 24 марта, ушел из жизни Игорь Санович, один из крупнейших московских коллекционеров, человек энциклопедических знаний и выдающегося художественного вкуса. Он был одним из последних «идейных» собирателей, руководствовавшийся исключительно интуицией и собственным чутьем, и никогда — коммерческой стороной вопроса.

Санович часто говорил: «Старик, если можешь дать картину на выставку, — дай. Это то немногое, что ты действительно можешь сделать для художника». Эта фраза очень четко его характеризует.

Игорю Сановичу было 86 лет.

С разрешения автора публикуем фрагмент воспоминаний Александра Кроника об Игоре Сановиче из его книги «Свой круг» (2010):

«Конец девяностых принес мне еще одну невероятную встречу: в доме Мосешвили я познакомился с легендой отечественного коллекционирования Игорем Сановичем. В конце 1950-х годов коллекционер Яков Григорьевич Зак написал ходившую в списках по Москве и Ленинграду “Поэму”, посвященную самым известным и страстным коллекционерам того времени. Уже тогда, более полувека тому назад, Игорь Григорьевич входил в их круг.

“Давно Сановича не видно
Он лучше множества из нас:
Он и пошутит не обидно,
И посмеется в самый раз!
Но если будете меняться,
Опять не Вам над ним смеяться —
Он в совершенстве овладел
Механикой обменных дел!
А Вы не верующий часом?
Тогда особый разговор —
Снимите головной убор
Перед его иконостасом:
Здесь чудотворцев длинный ряд
Партийный стаж его хранят!”

Санович прошел Великую Отечественную войну, в 1945 году в составе группы прорыва трижды брал Берлин. В 1952-м окончил Московский институт востоковедения и до пенсии работал в Институте востоковедения Академии Наук СССР. Санович дружил с Лилей Брик, Александром Тышлером, Дмитрием Краснопевцевым, Владимиром Вейсбергом, Павлом Кузнецовым, Львом Жегиным, Кириллом Зданевичем, академиком Аркадием Мигдалом и многими выдающимися художниками, писателями, искусствоведами и учеными, давно ставшими частью Истории. Он составил феноменальную коллекцию, вернее собрание коллекций: русских икон и западноевропейских примитивов, живописи и графики всех времен и народов, персидской, западноевропейской и древнерусской миниатюры, фарфора, бисера. А также: иудаики, китайской и персидской мелкой пластики, японских гравюр и нэцкэ, найденных на раскопках скифских, аланских, греческих поселений предметов…

Все эти коллекции, в основном, состоят из выдающихся произведений, нередко центральных в творчестве того или иного художника, лучших образцов того или иного жанра искусства, вещей безупречных с точки зрения происхождения и часто имеющих музейное значение.

В небольшой квартире на юго-западе Москвы, которую скорее следует именовать квартирой-музеем, непонятным образом прекрасно соседствуют друг с другом огромные «клеенки» Нико Пиросмани, полотна Роберта Фалька, Михаила Ларионова и Павла Кузнецова, натюрморты Владимира Вейсберга, Владимира Яковлева и Дмитрия Краснопевцева, сиенская Мадонна XIII века, массивная осетинская цепь от очага, фарфоровые статуэтки Натальи Данько и тарелки советского агитфарфора, ампирная мебель, редчайшие предметы китайского и французского фарфора, скифское золото, виртуозные японские костяные фигурки-амулеты нэцкэ и изделия фирмы Фаберже, а также офорты Дюрера, редкие книги и еще огромное количество интереснейших предметов, даже приблизительное перечисление которых заняло бы немало места.

Никита Гашунин и Игорь Санович в мастерской Гашунина. Москва. 28 июля 2003 годаНикита Гашунин и Игорь Санович в мастерской Гашунина. Москва. 28 июля 2003 года. Фото Александа Кроника Впервые опубликовано в книге «Свой круг»

Собрание это поразительным образом не привязано ни к определенному виду изобразительного искусства, ни ко времени, ни к месту происхождения входящих в него артефактов. Все эти сокровища объединяет лишь одно: на протяжении десятилетий они собираются коллекционером, обладающим фантастическим вкусом, чутьем и энциклопедическими знаниями, а главное — феерическим даром предвидения и талантом чувствовать энергию Предмета. Не сомневаюсь, что сам Али Баба, попав в эту квартиру, покраснел бы, устыдившись бедности своей пещеры. Встреча с собранием Сановича буквально шокирует. Причем, чем в большей степени сведущ и просвещен приглашенный к нему «на просмотр» счастливец, тем это воздействие сильнее.

Не знаю, что имел в виду Яков Зак, написав “а если будете меняться, опять не Вам над ним смеяться ...”, но обмены с Игорем Сановичем — самые интересные и захватывающие в моей коллекционерской жизни. А его рассказы о друзьях художниках, о курьезных случаях из своей огромной коллекционерской практики, о собственном понимании этики собирателя всегда уникальны и значительны. Как-то я полюбопытствовал, интересовался ли он искусством во время войны, когда ему было около двадцати лет. “В войну вообще-то было не до этого, — ответил Санович. — Но случаи были разные. Однажды, уже в конце войны мы остановились на ночлег в одном немецком замке, где было множество не просто великолепных вещей, но настоящих шедевров. В комнате, где я спал, на стене висел небольшой пейзаж Сезанна. Я сразу узнал его руку”.

“Ну, и был соблазн взять ее в качестве военного трофея?”, — не удержался я.

Внезапно помрачнев, Игорь Григорьевич жестко ответил: “Мне от НИХ ничего не было нужно ...”»

Источники: книга «Свой круг» А. Кроника (публикация текста и фотографий осуществлена с разрешения автора) и форум ARTinvestment.RU

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20100325__sanovich.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20100325__sanovich.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 24.04.2019 Подписывайтесь на Telegram-канал ARTinvestment.RU Неофициальные новости, оперативные комментарии, резонансные публикации. Краткость и удобство. Предлагаем подписаться на наш новый канал доставки информации
  • 23.04.2019 Предаукционный показ Sotheby’s в Москве. 24–26 апреля 2019 В Музее архитектуры им. Щусева открылась выставка отдельных шедевров с предстоящих аукционов «Сотбис». Показывают вещи, отобранные не только для русских торгов, но и для аукциона старых мастеров, а также импрессионистов и модернистов
  • 23.04.2019 «Зеркало» № 53: Гробман, Захаров, Татьяна Горячева, Бурлюк и Нусберг Вышедший из печати номер приурочен к открытию в Музее Израиля в Иерусалиме выставки «Победа над солнцем: авангардные течения в русском искусстве XX–XXI века»
  • 19.04.2019 В «Сокольниках» появится памятный знак Сергею Третьякову 24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 Леонардо опять не настоящий? С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис — автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 19.04.2019 «Боги, люди, герои»: выставка в Эрмитаже из Неаполя и Помпей Сегодня в Манеже Малого Эрмитажа открывается выставка «”Боги, Люди, Герои”. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей», представляющая более 200 шедевров античного искусства
  • 18.04.2019 Музей Рерихов откроется на ВДНХ 27 апреля Филиал Музея Востока будет открыт в отреставрированном павильоне № 13. В постоянной экспозиции можно будет увидеть более 400 произведений Николая и Святослава Рерихов
  • 16.04.2019 Эдвард Мунк в Третьяковской галерее Завтра в Инженерном корпусе Третьяковской галереи откроется для посетителей выставка знаменитого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. В экспозиции около 70 живописных и 30 графических работ
  • 29.03.2019 Рим и античность в живописи Татьяны Ян Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект Opus incertum в Антикварном центре на Садовом
  • 29.03.2019 «Клад Нарышкиных» вошел в фонды музея «Царское Село» Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью — в том крыле дворца, где жил Николай I
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх