РАБИН Оскар Яковлевич (1928–2018) Лестница на Монмартре. 2017
Текущая ставка
160 000 RUB
Окончание торгов
14 Дек. 2018 12:00:00
БЕНУА Александр Николаевич (1870–1960) Санари. Юг Франции. 1927
Текущая ставка
11 000 RUB
Окончание торгов
14 Дек. 2018 12:00:00
ГРОСИЦКИЙ Андрей Борисович (1934–2017) Смятая банка. 1995
Текущая ставка
150 000 RUB
Окончание торгов
14 Дек. 2018 12:00:00

Инвестиции в советскую фотографию 1920–30-х. Противостояние «Октября» и РОПФа
ARTinvestment.RU   09 августа 2013

К концу 1920-х среди советских фотографов наметилось разделение на левых (их взгляды декларировала группа «Октябрь») и правых (Российское общество пролетарских фотографов). Каждая группировка предлагала свой путь развития советской фотографии
  • Обложка журнала «Советское фото», 1929, № 1, фотография Якова Халипа

В 1920–30-х русская фотография, как и вся страна, претерпела большие изменения. Люди стали верить в идеалы социализма. С развитием печатной прессы возникла необходимость в фотографиях для газет и журналов, которые показывали бы новый социалистический строй в стране с наиболее выгодной стороны, вдохновляли бы людей, были бы полны энтузиазма.

С середины 1920-х в прессе стали пропагандировать новые методы съемки для фотографов. Фотография должна была стать пролетарской. Главный лозунг газет и журналов — «Снимок должен быть орудием классовой борьбы». В то время даже появилось понятие «фотовредитель», под которое попадали фотографы старой школы, пикториалисты, члены Русского фотографического общества и просто любители, которые снимали портреты и пейзажи далекие от принципов советской агитационной фотографии.

Главным местом дискуссий фотографов стал журнал «Советское фото», который начал издаваться в 1926-м в Москве. В 1931–1934 журнал был переименован в «Пролетарское фото». Статьи в журнале пестрели заголовками, которые полностью отражают ситуацию в советской фотографии той эпохи: «Фотография на службе у стенгазеты», «Задачи нашей фото-промышленности», «С фотоаппаратом на бытовом фронте», «Даешь советскую фотоаппаратуру!», «Лицо советской страны», «Держите курс на ударника и фотокорреспондента», «Нужен ли нам художественный снимок?», «На путях к социалистическому строю фотографии». На страницах журнала обсуждали, что такое художественный снимок, и призывали считать таковым любой репортажный, рабкоровский, агитационный снимок.

К созданию новых методов съемки фотографы подошли по-разному, поэтому к концу 1920-х наметилось разделение на левых и правых. Выразителем взглядом левых была группа «Октябрь», члены которой придерживались авангардного конструктивистского направления в фотографии, рупором правых стало Российское общество пролетарских фотографов (РОПФ), участники и сторонники которого считали основой фотографии реализм.

Группа, а точнее, Всероссийское объединение работников новых видов художественного труда «Октябрь» появилось в Москве в 1928-м и объединило архитекторов, живописцев, графиков, мастеров прикладного искусства, фотографии, кинематографии, искусствоведов и художественных критиков. Александр Родченко, взявший на себя руководство фотосекцией «Октября», входил в то время в ЛЕФ (Левый фронт искусств), поэтому творчество участников фотосекции называли левой фотографией. В 1931 году фотосекция под руководством Родченко вышла из объединения в самостоятельную группу; в новообразованное фотообъединение «Октябрь» вошли Родченко, Елеазар Лангман, Борис Игнатович, Ольга, Елена и Елизавета Игнатович, Дмитрий Дебабов, Борис Кудояров, Аркадий Шишкин, Владимир Грюнталь.

Основными приемами фотографов были острые композиционные решения, во многом придуманные Родченко еще в 1924–1926 годах: ракурсная съемка, диагонали (придают мощное движение в глубину кадра), фрагментация объекта съемки, крупная деталь на первом плане, плотная упаковка кадра, «разгон по углам» (углы кадра несут смысловую нагрузку; термин Б. Игнатовича) и, конечно, «родченковские ракурсы» — снизу вверх, сверху вниз и по диагонали.

В 1931-м состоялась выставка фоторабот «Октября» в Доме печати в Москве. На фотографиях были изображены стройки, новые дома, промышленные конструкции, механизмы, машины, трубы; «октябревцы» хотели показать красоту и мощь индустрии. Некоторые фотографы считали такую съемку трюкачеством, левым «оригинальничанием», потому что в таких снимках акцент был на форме, а не на содержании. На страницах «Пролетарского фото» выставка фотографов «Октября» подверглась резкой критике. Их фотоснимки называли «идейным убожеством» и «искажением советской действительности».

В 1931-м десять фотографов объявили о создании Российского общества пролетарских фотографов (РОПФ) и задались целью выработать единый стиль пролетарской фотографии. Учредителем РОПФа был Семен Фридлянд, членами — Аркадий Шайхет, Макс Альперт, Яков Халип, Елизавета Микулина, Михаил Озерский, Роман Кармен, В. Чемко, Н. Максимов, и С. Блохин.

Фотографы РОПФа придерживались реализма в фотографии — без формалистических приемов, только отстраненный репортаж, в котором акцент был сделан на содержание. На снимках РОПФа в основном были молодые спортсмены и жизнерадостные рабочие заводов; фотографы хотели показать красоту советской действительности.

В журнале «Пролетарское фото» провели сравнение работ РОПФа и «Октября». Родченко дал на рассмотрение своего «Пионера», снятого с нижнего ракурса, о чем потом пожалел, так как снимок раскритиковали, заявив, что в нем нет идеологического содержания и к тому же «пионеры должны смотреть не вверх, а только вперед». Творчество «Октября» также раскритиковали, Родченко обвиняли в формализме. В 1932-м он вышел из группы «Октябрь».

В том же 1932-м постановлением ЦК ВКПб было объявлено о роспуске всех творческих объединений. Группа «Октябрь» и РОПФ перестали существовать. Таким образом, закончилось формальное противостояние левых и правых фотографов.

Группа «Октябрь»

Фотографии Александра Михайловича Родченко (1891–1956) занимают второе место (после Эль Лисицкого) в рейтинге самых дорогих русских фотографий. Творчество Родченко многогранно: он занимался живописью, графикой, скульптурой, намного позже — фотографией, создавал оригинальную рекламу и дизайн. В 1920–30-х фотограф часто подвергался нападкам из-за конструктивистских работ. Самую дорогую фотографию Родченко «Парк “Сокольники”, зима, хоккей» купили за 312 тысяч долларов на торгах PhillipsDePury в Нью-Йорке в 2007-м. Фотография «Ритмическая гимнастика» ушла за 35 тысяч долларов также на торгах PhillipsDePury в Нью-Йорке, но в 2011-м. Современные отпечатки с негативов Родченко можно приобрести на открытых торгах в пределах одной тысячи долларов, в то время как винтажные снимки покупают с борьбой, начиная торг с 30 тысяч долларов.

Борис Всеволодович Игнатович (1899–1976) вместе с Родченко был одним из организаторов группы «Октябрь». Игнатович пришел в фотографию после работы редактором в газете «Горняк», журналах «Смехач», «Бузотёр»; с 1929 года работал профессиональным фоторепортером для многих изданий. Игнатович занимался также киносъемкой, создавал документальные фильмы. Несмотря на то, что Игнатович был идейным вдохновителем группы «Октябрь» наравне с Родченко (ему принадлежат идеи «упаковки кадра активным материалом» и «разгона по углам»), фотографии Игнатовича редко выставляются на торги. За снимок «Душ» (1938) заплатили 2 200 долларов на торгах Stair Galleries в Нью-Йорке в феврале этого года. Фотографию «Страстная площадь» купили за 1 759 долларов на торгах Bonhams в Лондоне в 2008-м.

Младшая сестра Игнатовича — Ольга Всеволодовна Игнатович (1905–1984) — также занималась фотографией. Ольга Игнатович входила в группу «Октябрь», сотрудничала с братом в газетах «Беднота» и «Вечерняя Москва».

Фотограф Елеазар Михайлович Лангман (1895–1940) учился у Александра Родченко и Бориса Игнатовича, когда был членом группы «Октябрь». Лангман пришел в фотожурналистику в 1920-х, оставив профессию музыканта. Фотограф сотрудничал с газетами «СССР на стройке» и «Вечерняя Москва». Снимки Лангмана редко выставляются на торги. Крупные сделки состоялись больше десяти лет назад. За портрет Родченко 1929 года заплатили 9 200 долларов на торгах Christie’s в Нью-Йорке в 1998-м. Фотографию «Лыжники» купили за 4 370 долларов на торгах Swann Galleries в Нью-Йорке в 1999-м.

Дмитрий Георгиевич Дебабов (1899–1949) сформировался как фотограф в начале 1930-х. Дебабов работал актером в «Первом рабочем театре Пролеткульта» под руководством С. Эйзенштейна в начале 1920-х, затем он окончил Государственный институт кинематографии по специальности «режиссер-оператор». С 1933 Дебабов сотрудничал с газетой «Известия». Он был основоположником так называемого «экспедиционного жанра»: участвовал в полярных экспедициях, снимал жизнь и природу Арктики, Чукотки, Заполярья, Камчатки. На торгах Российского аукционного дома в июне 2012 года фотографию Дебабова «Ледокол “Красин” во льдах Арктики» купили за 130 тысяч рублей (3 848 долларов).

Летопись спортивных событий вел фотограф Борис Павлович Кудояров (1898–1974). С 1924 года он сотрудничал с журналами «Физкультура и спорт», «Советское фото»; с 1926-го был фотокорреспондентом агентства «Унионфото». На аукционных площадках наибольшей популярностью пользуются его фотографии, сделанные во время Великой Отечественной войны, в частности блокады Ленинграда. Фотографию «Разгрузка пиломатериалов, порт Ленинграда», снятую в «родченковском» ракурсе, купили за 2 156 долларов на торгах Piasa в Париже в 2011-м. За снимок «Футбол» заплатили 50 тысяч рублей (1 480 долларов) на торгах Российского аукционного дома в июне 2012.

Фотограф Аркадий Васильевич Шишкин (1899–1985) снимал жизнь советской деревни, колхозников и первые сельскохозяйственные коммуны 1920-х. Шишкин сотрудничал с «Крестьянской газетой», публиковал снимки в журналах «Селькор», «Прожектор» и «Советское фото». Информации о фотографе немного, но он принимал участие во всех фотографических выставках в советское время. Снимок «Первый тракторист в совхозе “Гигант”» купили за 6 тысяч немецких марок (2 514 долларов) на торгах Hauswedell & Nolte в Гамбурге в 2000-м.

Малоизвестный фотограф Владимир Теобальдович Грюнталь (1898–1963; по другим данным, 1899–1966) стал членом группы «Октябрь» в 1930-м. До революции Грюнталь работал помощником режиссера А. Ф. Бауэра в кинематографической фирме А. А. Ханжонкова. Затем обратился к фотографии, работал фоторепортером в газетах «Ленинградская правда», «Рабочая газета», «За индустриализацию», а также в журналах «Даешь», «Современная архитектура». Грюнталь занимался книжным дизайном, фотомонтажом, создавал ритмические абстрактные композиции. В 1932-м Грюнталь совместно с Г. Яблоновским оформил книгу для детей «Что это такое?», которая представляла собой альбом фотозагадок с абстрактными снимками и была образцом советского фотоавангарда. Он также создал фотоиллюстрации к поэме А. Безыменского «Трагедийная ночь», в частности фотомонтаж с изображением Днепрогэса.

РОПФ

Макс Владимирович Альперт (1899–1980) был одним из десяти фотографов, объявивших о создании РОПФ. Альперт известен фотосериями и очерками. Именно он начал снимать многокадровые фотографические повествования: «24 часа из жизни семьи Филипповых» (совместно с А. Шайхетом и С. Тулесом), «Гигант и строитель», сооружение Большого Ферганского канала и Турксиба, а также хронику Великой Отечественной. Альперт снимал также портреты. В 1928-м он запечатлел Максима Горького, возвращавшегося из Италии, чтобы посмотреть на «новую» советскую Россию. Альперт стремился к реалистичным и живым фотографиям. Фотографию «Киргизская всадница» купили за 6 666 долларов на торгах Sotheby’s в Лондоне в 2007-м. За снимок Днепростроя заплатили 3 283 доллара на торгах Bonhams в Лондоне в 2008-м. Фотографию охоты беркута, снятую в 1926-м, купили за 1 410 долларов на торгах Christie’s в Нью-Йорке в 2000-м.

Репортажный фотограф Яков Николаевич Халип (1908–1980) пришел в фотографию в конце 1920-х, после работы кинооператором. Халип был учеником Родченко. В 1930-х сотрудничал с журналом «СССР на стройке». Халип снимал документальный репортаж и жанровые фотоочерки. На аукционных площадках его фотографии покупают в диапазоне от 1 до 3 тысяч долларов. Снимок «Торпедист» купили за 1 759 долларов на торгах Bonhams в Лондоне в 2008-м. На тех же торгах за фотографии «Балтийский флот. Наблюдение» и «Жажда» заплатили по 3 752 доллара.

Фотографии Аркадия Самойловича Шайхета (1898–1959) постоянно публиковались в журнале «Советское фото». Шайхет начинал свой путь в фотографии с работы ретушером в частном ателье в Москве. Первые фотографические опыты Шайхета оказались успешными, и в 1924-м его снимки напечатали в «Рабочей газете». С 1925 он стал снимать для журнала «Огонек». В 1931-м снял фотосерию «24 часа из жизни семьи Филипповых» (совместно с М. Альпертом и С. Тулесом). Шайхет критиковал фотографии группы «Октябрь», манеру съемки Родченко, был одним из инициаторов РОПФа. Тем не менее в работах Шайхета середины и конца 1920-х часто встречаются «родченковские» ракурсы. Но фотограф умел найти баланс между формой и содержанием, не давая повода для критики. Фотографию Шайхета «Комсомолец за штурвалом» купили за две тысячи долларов на торгах Van Ham в Кёльне в 2012-м. Снимок «Конвейер Горьковского автозавода. “Победы”» ушел за 53 тысячи рублей (1 569 долларов) на торгах Российского аукционного дома в Москве в 2012-м.

Фотограф и журналист Семён Осипович Фридлянд (1905–1964) был учредителем РОПФа. В 1931-м выступал с критикой «Октября». Фридлянд работал фотокорреспондентом журнала «Огонек» с 1925 годп, журнала «СССР на стройке» — с 1932-го. С середины 1950-х Фридлянд заведовал фотоотделом «Огонька», входил в редколлегию «Советского фото». В фотографии Фридлянд придерживался репортажного метода съемки с выверенной композицией. За фотографию «Поднятие зяби на колхозном поле» заплатили 66 тысяч рублей (1 954 доллара) на торгах Российского аукционного дома в июне прошлого года в Москве. Снимок «ГУМ. Москва» купили за 1 176 долларов на торгах Christie’s в Лондоне в 2006-м.

Информации о фотографе Елизавете Микулиной очень мало. На сайте Российского государственного архива литературы и искусства указано, что она работала фотокорреспондентом журнала «Наши достижения». Микулина входила в инициативную группу десяти фотографов, которые участвовали в организации РОПФа. В 1920–30-х ее фотографии регулярно публиковались в журнале «Советское фото». На торгах аукционного дома Schneider-Henn в Мюнхене в 2001-м снимок Микулиной «Берлин. Унтер-ден-Линден. Май 1945» купили за 270 долларов.

Малоизвестный фотограф Михаил Абрамович Озерский (1898–1968) с 1929 года сотрудничал с журналом «Огонёк», приглашенный в него Аркадием Шайхетом. Позже Озерский работал фотокорреспондентом в газете «Правда». Снял серию репортажных портретов писателей, ученых, артистов. На торгах Lots Road Auctions в Лондоне в 2010-м фотографию «Четыре великих таланта за работой. Дмитрий Шостакович, Мейерхольд, Маяковский и Родченко» купили всего за 190 долларов.

Участник РОПФа Роман Лазаревич Кармен (1906–1978) больше известен как кинооператор, режиссер, публицист, нежели как фотограф. Кармен пришел в фотографию в начале 1920-х, первая публикация была в журнале «Огонёк» в 1923-м. Кармен работал фотокорреспондентом в журнале «СССР на стройке». После окончания операторского факультета ВГИКа в 1932-м Кармен занялся документальной киносъемкой: гражданская война в Испании в 1936–1939, хроника Великой Отечественной войны, киносъемка во Вьетнаме и Южной Америке в 1950–60-х. Кармен также занимался публицистикой, писал очерки и заметки. Фотографии Кармена редко появляются на аукционных площадках. За снимок парада интернациональных бригад в Барселоне в 1938-м заплатили 107 долларов на торгах Louiza Auktion в Брюсселе в 2010-м.

Несмотря на противостояние фотографов «Октября» и РОПФа, их снимки очень похожи. Тематика работ в целом была одинаковой, но вот художественное исполнение — разное. Фотографы «Октября» выработали свой стиль, соединяя идеологические и эстетические задачи. Но после 1932 авангардное искусство осталось не у дел. Фотографы РОПФа с установкой на реализм получили поддержку советского правительства. Таким образом, с начала 1930-х в искусстве начал формироваться и пропагандироваться метод социалистического реализма.

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20130809_october_and_ropf_1930s.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20130809_october_and_ropf_1930s.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 10.12.2018 «Игорь Вулох. Эволюция белого» в Казани В Галерее современного искусства ГМИИ РТ до 31 января открыта выставка к 80-летию художника-нонконформиста Игоря Вулоха (1938–2012)
  • 10.12.2018 Выставка «Пьеро делла Франческа» в Эрмитаже Произведения одного из самых известных художников XV века Пьеро делла Франческа из художественных собраний Италии, Испании, Португалии, Великобритании показывают в Пикетном зале Зимнего дворца
  • 05.12.2018 Стиль Фаберже. Превосходство вне времени Выставка в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» представит более 400 произведений Фаберже из Музея Фаберже в Баден-Бадене, Государственного Эрмитажа, музея «Петергоф», ГИМа и др.
  • 04.12.2018 Выставка «Прорыв» на Кузнецком мосту, 21/5 Дмитрий Каварга, Ольга и Олег Татаринцевы, Сергей Мироненко, Олег Тыркин, Анастасия Алехина, Аристарх Чернышев, Виктор Алимпиев, Кирилл Челушкин, Виталий Пушницкий, Григорий Орехов, Макс Орлицкий, Алексей Дубинский и др. Куратор Михаил Сидлин
  • 28.11.2018 Левитан из Русского музея в Самаре На выставке «Исаак Левитан и современники» в Самарском художественном музее представлены работы И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. К. Саврасова, К. А. Коровина, В. А. Серова и др.
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх