Как продать картину на московском аукционе. Советы начинающим
Как правильно выбрать аукционный дом для продажи своей работы? Чем руководствоваться при назначении цены? Как подгадать удачный момент для продажи и избежать лишних разочарований по причине незнания? Об этом и не только — наша статья
Надувать щеки, намекая на некие тайные знания, тут, в общем-то, бессмысленно. Подать картину на аукцион в наше время не бином Ньютона – с этим справится любой. Лучше или хуже, но справится. Даже протекции никакие не нужны. Поэтому советы наши будут сводиться скорее к оптимизации этого процесса – как правильно выбрать аукционный дом, чем руководствоваться при назначении цены, как подгадать удачный момент для продажи и избежать лишних разочарований по причине незнания. Итак, вот чему нас учит жизнь:
- Смело обращайтесь напрямую в аукционный дом, блат для этого не нужен. Зачастую люди, желающие подать вещь на аукцион начинают с лишних суетных шагов. В память о «социализме» начинают искать знакомых, закидывать удочки, зондировать почву. В итоге потеря времени. Сегодня ничего этого уже не нужно, протекции в этом деле мало что решают. Если вещь подходит, то примут и так, а цена определяется в зале, и степень знакомства с устроителями никак на нее не влияет.
- Перед походом на приемку сформируйте собственную позицию по цене. Сделать это можно, например, воспользовавшись нашими рекомендациями в статье «Как самостоятельно оценить произведение с помощью ARTinvestment.RU». При этом нужно учитывать, что иметь свое представление о цене – это не значит на нём настаивать. Дело в том, что приемщик/приемщица аукционного дома – это, как правило, человек с огромной «насмотренностью». И в силу опыта — с развитым чутьем. Он с высокой долей вероятности сразу определит, может продаться вещь за эти деньги или нет. Так что к его или ее рекомендациям по цене стоит прислушаться. Если речь идет об обычных предметах, вряд ли кто-то будет пытаться на вас давить и переубеждать в вашей ценовой позиции. Независимо от того, продалась вещь или нет, аукцион заработает на вас в любом случае. Помните, что в конечном счете, высокий эстимейт не даст вам никаких преимуществ — торговаться-то будете не вы с приемщиком, а реальные покупатели.
- Не заламывайте цену. Понятно, что хочется не прогадать, но в этом месте, как правило, и возникает самая распространённая ошибка. Владелец смотрит на мировые аукционные продажи (например, на нашем сайте) и ставит старт по ценам завершения торгов, то есть по максимуму. Такой подход отбивает всякую охоту у потенциального покупателя бороться за предмет, потому что торговаться придётся вверх, то есть выше рынка. А на аукционы ходят не для того, чтобы покупать по максимальным рыночным ценам и выше них. Наоборот, низкая цена – это реальный способ заинтересовать покупателей, а там уж в запале торга возможны самые неожиданные результаты. Попробуйте поставить сверхпривлекательный старт — скажем, на 20%, а то и на 30% ниже аналогичных продаж за последние год–два. Но при этом с разумным резервом. Условно, если вещь объективно стоит никак не меньше 100 тысяч, никто не запрещает вам поставить старт тысяч 70, но с резервной ценой в искомые 100 или, еще лучше, 90 тысяч. Остается надеяться, что желающие купить картину не дадут друг другу забрать ее по «дешёвке». Но даже в случае негативного развития ситуации, резервная цена поможет вам сохранить вещь при себе до лучших времен.
- Делайте все сильно заранее. Как правило, озаботиться попаданием вашей работы на торги нужно за 3–4 месяца. Спохватившись за 1 месяц, вы, скорее всего, на аукцион со своей картиной уже не попадёте – каталог начинают печатать за 2 месяца. Почему так рано? Да потому, что каталог это тоже средство рекламы, и его потом отправляют в рассылку по клиентской базе, распространяют в правильных местах (выставки, ярмарки), и на это всё нужно время. Наличие предаукционной выставки, кстати, большой плюс аукциону, и будет ли она, нужно узнать заранее.
- Выбирайте для сдаваемого предмета профильный аукцион. У российских домов сложилась своя специализация. Например, классику XIX – начала XX века неплохо продают питерские «Русские сезоны» и московские «Магнум Арс» с «Кабинетом». Иногда на этом поприще выстреливает «Русская эмаль». С первой половиной ХХ века обращаться лучше на «Совком» или в аукционный дом Леонида Шишкина. Оружие умеет продавать «Гелос», книги – «Кабинетъ» и «В Никитском», ордена – «Знакъ». Словом, пусть пироги печет пирожник. У каждого свои компетенции.
- Выбирайте тот аукционный дом, где вещи вашей категории лучше всего продаются. Как определить, на каком продаётся, а на каком нет? Изучать ситуацию, ходить на аукционы, наблюдать за поведением присутствующих в зале. Если на это нет времени, то хотя бы почитать наши репортажи с торгов. Обратите внимание на то, что если вы собираетесь продавать картину (живопись), важно знать, как на этом аукционе продается именно изобразительное искусство. Потому что часто каталог включает предметы сразу нескольких категорий — живопись, ДПИ, иконы и т.д. И запросто может оказаться так, что средний процент продаж вполне укладывается в норматив 40 %, но за счёт того, что иконы и ДПИ продались на 75%, а в интересующем вас сегменте живописи – лишь на 5%.
- Следите за тем, насколько аукционный дом активен на рынке в продвижении своих торгов. Какого качества каталоги, сайт, есть ли реклама, да и, в конце концов, где проходят торги. Если это «намоленное» место, где проводятся аукционы уже несколько лет – это в плюс. А вот если в первый раз, то работает в минус. Не смертельно, конечно, но тут уж дело за рекламой, а вот если и её нет, то от участия в таком аукционе лучше отказаться.
- Старайтесь предложить предмет на более статусных торгах выбранного аукционного дома. О чем речь? У одного и того же аукционного дома бывают торги как попроще (чаще приходятся на весну-лето), так и попрестижнее (обычно их ставят в разгар делового сезона, и, как правило, статус торгов как-то отмечают в названии — например, «аукцион сезона»). При прочих равных сдатчику нужно подгадать, чтобы его вещь попала в более престижный каталог. Работу не очень известного художника могут, конечно, не взять, но попытка – не пытка.
- Предоставьте устроителям максимум информации о своем лоте. Содействуйте составлению статьи о вашей работе в каталоге или, хотя бы, проверьте уже готовую статью. Нужно понимать, что аукционы – это поточное мероприятие, и вряд ли кто-то будет долго возиться с презентацией вашего лота в каталоге. Скорее всего, вставят стандартную, годами не проверявшуюся (и, возможно, с ошибками) биографию художника. Да и все. К сожалению, бывает и так, что реквизиты предмета могут перепутать (размер, год и пр.). Поэтому, если есть возможность в удобном виде предоставить устроителям текст о предлагаемой работе, или хотя бы проявить внимание к их готовому сопроводительному тексту, то вашей картине это пойдет только на пользу.
- Будьте готовы к расходам, даже если ваша вещь не продалась. Это частое заблуждение – раз аукцион не продал, значит, сдатчик ему ничего не должен. Совсем не так. Независимо от результата аукцион проделывает большую работу. Поэтому за размещение в каталоге сдатчик в любом случае должен будет заплатить. Долларов двести или около того. Поэтому даже неудачный аукцион свою копейку все равно зарабатывает.
- Если ваша вещь продалась, все равно будьте готовы к дополнительным расходам. Все наслышаны про Buyer’s Premium – комиссию, которую платит покупатель сверх цены молотка. Но зачастую аукцион взимает комиссию не только с покупателя, но и со сдатчика. Так что счастливый продавец тоже пусть не удивляется, если придется отдать 10% или около того.
- Имейте резервный план на случай, если вещь не продалась. Статистика первой половины 2013 года свидетельствует о том, что шансы продать предмет на московском аукционе – примерно 4 из 10. Не так уж много. Так что тактическая неудача, «not sold» – это вполне рабочий момент. Причин может быть миллион. Но если взять наиболее вероятную – не угадали с эстимейтом. Дело житейское. Поэтому сегодня довольно распространена практика повторного выставления лота на следующих торгах, в другом аукционном доме, со скорректированной ценой. Лучше, конечно, не доводить вещь до состояния «засмотренности», но в целом, ничего зазорного в этом нет.
В целом, что знали – рассказали. Надеемся, что советы наши помогут кому-то перейти от теории к практике. Не увлекайтесь одними только покупками. Проверяйте свой выбор — пробуйте продавать. Процесс, надо сказать, не сильно мудреный, и, порой, довольно увлекательный. Удачных вам сделок.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20130704_how_to_sell_on_the_moscow_auction.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20130704_how_to_sell_on_the_moscow_auction.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.