Художник недели. Александра Экстер
ARTinvestment.RU   09 июня 2010

В ММСИ проходит ретроспектива знаменитой «амазонки авангарда»

По биографии Александры Экстер (1882–1949) можно изучать историю русского авангарда. Художница входила в число зачинателей кубофутуризма и абстракции, участвовала в важнейших объединениях и выставках, оставила яркий след в сферах сценографии и производственного дизайна... и умерла в эмиграции, как и многие, отвергнутая идеологами строительства социалистической культуры. Недавно в Московском музее современного искусства открылась ретроспектива этой «амазонки авангарда», которая продлится до 22 августа 2010 года.

Имя Александры Экстер стало синонимом яркой, фееричной живописи и графики, где формы — как округлые, пышные, так и угловатые — выписаны с одинаковой энергией. Творчество этой художницы, перемалывавшее влияния кубизма, футуризма, супрематизма и конструктивизма, было многополярно: Экстер жила и работала в Москве, Петербурге, Киеве, Одессе, Париже... Именно она познакомила русский авангард с новациями французских и итальянских современников. Говорят, что Экстер была единственной, кого Малевич пускал в свою мастерскую во время работы над первыми, радикальнейшими супрематическими полотнами. Она также играла ключевую роль в одном из самых значительных проектов русского авангарда, имевшем своей целью «эстетизацию быта»: декоративно-прикладное искусство было для нее столь же значимо, сколь и изящное. Как и многие другие передовые художники (например, Гончарова и Ларионов), Экстер черпала вдохновение в народном творчестве, в частности в украинской вышивке. Она была одним из главных художников артели в селе Вербовка, где новаторы искусства создавали произведения совместно с крестьянками-вышивальщицами. Кстати, эта идея — осуществление общественно полезных проектов в сотрудничестве с теми, кто находится вне арт-мира, — близка прогрессивному современному искусству. В послереволюционные годы Экстер много работала «на благо социума»: она украшала Одессу к празднику 1 мая, участвовала в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки, активно занималась преподаванием (в детской рисовальной школе в Одессе, в собственной студии в Киеве и ВХУТЕМАСе), разрабатывала дизайн рабочей одежды и парадной формы Красной Армии.

О ее вкладе в дело конструирования одежды стоит сказать особо. Экстер, известная как отважная модница, вместе со своей подругой Соней Делоне стала одним из основоположников стиля ар-деко, соединившего авангард и шик. Одним из ее главных достижений стала работа в Камерном театре, где она создала ослепительные костюмы (а также декорации) для спектаклей «Саломея», «Фамира Кифаред» и «Ромео и Джульетта». На выставке в ММСИ демонстрируются около 60 театральных эскизов, поступивших из коллекции Бахрушинского музея. Кроме того, там можно увидеть фрагменты фантастического кинофильма Якова Протазанова «Аэлита» (1924), чьим героям-марсианам Экстер также придумала невероятные наряды.

Сценографией Экстер занималась и после переезда во Францию в 1924 году. Она также иллюстрировала книги (в частности, для издательства Flammarion) и выпускала поразительно красивые рукописные издания (livres manuscrits). После смерти художницы содержимое ее мастерской и архив отошли по наследству ее другу Симону Лиссиму.

Самой дорогой работой Экстер из всех, что были проданы на аукционе, является полотно «Венеция» (1925) из коллекции Лиссима. 30 ноября прошлого года оно принесло на аукционе Sotheby’s 1,05 миллиона фунтов стерлингов.

Желающим приобрести работу Экстер следует соблюдать предельную осторожность. Работы художницы, как и других мастеров русского авангарда, входят в «группу риска» по подделкам; и для того, чтобы уверенно собирать шедевры, коллекционеру требуется иметь высочайшую квалификацию. Что уж тут говорить, если целые выставки художницы закрываются полицией из-за обилия подделок! Речь, конечно же, идет о прошлогоднем скандале, связанном с выставкой «Александра Экстер и ее друзья» в Туре, где почти 200 работ были арестованы из-за того, что эксперт по творчеству художницы, глава «Общества Экстер» Андрей Наков объявил экспонаты фальшивыми (позже суд признал этот арест неправомерным). Наков, заявляющий о своем обладании архивами Экстер и Лиссима, противостоял организатору выставки Жану Шовлену (Jean Chauvelin), известному своими экспертизами русского авангарда (некоторые участники рынка считают их сомнительными). Подробное обсуждение этого инцидента можно посмотреть на форуме ARTinvestment.RU. Продолжение дискуссии здесь.
Необходимо также отметить, что из 104 работ Экстер, имеющих индикаторы инвестиционного риска на сайте ARTinvestment.RU, зеленые кружочки получили лишь 16 (!) С другой стороны, 36 произведений сигналят красным — «не покупай!» Остальным 52 присвоен желтый индикатор — это свидетельствует о том, что мнение специалистов по их поводу не является единодушным и покупателю настоятельно рекомендуется провести дополнительные исследования при желании совершить покупку. Может, там все и в порядке, но нужно убедиться. Так что информация к размышлению!

Источник: пресс-релиз ММСИ, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20100609_alexandra.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20100609_alexandra.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх