Изобразительные искусства. Фактор техники для коллекционера и инвестора
О многообразии техник изобразительных искусств и их влиянии на инвестиционный потенциал произведений
Если вас вдруг потянет разбираться с терминологией, то для сохранения внутреннего равновесия лучше не углубляться дальше Большой советской энциклопедии (БСЭ). Чтобы было все четко и конкретно. Например, этот источник помогает утвердиться во мнении, что изобразительные искусства — это раздел искусств пластических, объединяющий живопись, скульптуру, графику, фотоискусство. И точка. Как говорят юристы — закрытый список. А то стоит чуть копнуть, заглянуть в Wikipedia.org, и начнется… глиптика (резьба на самоцветах), цифровая живопись, компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство (другие источники исключают его из числа изобразительных пластических искусств, наряду с архитектурой), дизайн и…татуировка. Упоминание последнего вида изобразительного искусства несколько подмывает серьезность логики составителей статьи (сетевую энциклопедию «Википедия» создают сами пользователи), но лишь на первый взгляд. Помните бельгийского художника, Вима Дельвуа, который самовыражается через татуировки на свиных шкурах? Людей, кстати, он тоже татуирует. А ведь назвать его маргиналом уже язык не поворачивается: фото его экспонатов не сходят со страниц журналов, деятель известный и коммерчески вполне успешный. А вы говорите… Впрочем, попытка формализации всех подвидов изобразительных искусств — верный способ скатиться на перечисление нюансов: аэрография, граффити и так далее. Все-таки не стоит отклоняться от трактовки Большой советской энциклопедии, ибо ничего принципиально нового к определению изобразительных искусств эти поиски не добавляют.
Да и к чему эти поиски? Подавляющая часть произведений искусства, находящихся в рыночном аукционном и галерейном обороте, представлена живописью и графикой. Такие предпочтения сформировались не только в силу исторических причин. Просто удобно и практично: смотрится эффектно, квадратных метров полезной площади не занимает, транспортировка не затруднительна, да и в сейф европейского или азиатского фрипорта закладывать удобно. Традиционность покупательских пристрастий сложно переломить даже продавцам модного современного искусства. Замечено, что если не «холст-масло», да на стену не вешается, то ликвидность произведения резко падает. Чуть шаг в сторону — инсталляция или крупная скульптура, и толстосумы начинают сомневаться да нос воротить, словно им самим придется с нее пыль стирать или того хуже — помутневший формалин в резервуаре менять.
На третьем месте по коллекционной востребованности среди направлений изобразительного искусства стоит, пожалуй, скульптура. Работы небольшого размера тоже не создадут особых хлопот в размещении и обеспечении сохранности, а удовольствия подарят не меньше. В прошлом-позапрошлом годах рынок скульптуры чувствовал себя отлично: ценовые рекорды обновляли как антикварные произведения, так и работы современных художников. Рекордные продажи работ Дэмиана Херста, Джеффа Кунса, Такаси Мураками, Аниша Капура привлекли внимание новых коллекционеров. Некоторые «первые имена» современного искусства предлагают даже тиражную скульптурную продукцию для массового сегмента: маленькие скульптуры ценой около 3 000 долларов выпускали, к примеру, и Кунс и Мураками. В той же ценовой категории, даже значительно дешевле, ходит, если вспомнить, инвентарь закрывшегося ресторана Pharmacy Дэмиана Херста — бокалы, пепельницы и прочие «малые скульптурные формы». Внимательное отношение и целенаправленное приобретение скульптуры — к этому обычно приходят покупатели с большим опытом коллекционирования произведений традиционных форматов (новичкам больше хочется картин, да «пожирнее»). Но это и к лучшему: для отбора в коллекцию скульптур нужно не только образование, но и житейская мудрость. Начинающему коллекционеру вряд ли придет в голову проявлять высокую осторожность в вопросах провенанса скульптур при отсутствии сомнений в подлинности (например, покупка из мастерской). А это важно. Не секрет, что с одной гипсовой формы может выполняться несколько отливок. И одно дело, если эти отливки делает автор в тот же год, а другое дело, если дополнительный тираж отливок делается спустя много лет после его смерти — пусть совершенно легально, например под контролем фонда. Цена в этом случае может отличаться в несколько раз, несмотря на то, что экземпляры старой и новой отливок по сути идентичны. И не случайно неказистый гипс (форма, с которой делается отливка) обычно стоит в несколько раз дороже бронзы с него, несмотря на то, что бронза выглядит эффектнее, плюс такое произведение изобразительного искусства отличается долговечностью и физической прочностью.
Для коллекционирования скульптуры в России не нужны баснословные деньги. Если вы преследуете к тому же инвестиционные цели и ориентируетесь на первые имена, например, в неофициальном послевоенном искусстве, то стоит обратить внимание на произведения Эрнста Неизвестного, Вадима Сидура, Александра Нея. Работы этих мастеров пока еще можно выбирать в относительно доступном ценовом диапазоне до 10 тысяч долларов. В любом случае, а особенно перед значительной покупкой стоит подстраховаться: у большинства крупных скульпторов есть фонды, в которые лучше обратиться за подтверждением подлинности приобретаемой вещи. Для работ ныне живущих художников (в том числе упомянутых Неизвестного и Нея) подобный запрос можно адресовать в их студии.
Значительный всплеск интереса в наши дни переживает художественная фотография — как антикварная винтажная и послевоенная, так и современная. Фотоработы художников первой величины успешно обращаются на рынке, продаются на аукционах, а предубеждение в отношении фотографии как тиражируемого бытового прикладного жанра изобразительного искусства было быстро сломано силами международных и российских кураторов. Естественно, фотография инвестиционного класса не бесконтрольна: регламентируется и тираж, и номер экземпляра, фиксируется история ее бытования. Для тех, кто планирует инвестиции в фотографию русских художников, на форуме ARTinvestment.RU приводится ряд ориентиров по именам признанных и перспективных авторов. В частности, известный фотомастер Владимир Клавихо-Телепнёв в числе сильных художников отмечает «москвичей» Александра Самойлова, покойного Александра Викторова, Игоря Мухина (с субъективной оговоркой), «питерцев» Андрея Чежина, Алексея Титаренко, Александра Черногривова, Григория Майофиса, а также Валерия и Наталью Черкашиных. Из модных актуальных фотохудожников можно обратить внимание на творчество Олега Доу — его работы, при всей неоднозначности критики, уже входят в обойму русского искусства на международных аукционных торгах. На аукционах и на галерейном рынке доступны и фотоработы известных шестидесятников, например Франциско Инфантэ-Арана. Кроме интересной сюжетной составляющей, их сильной стороной является и доступная цена. Экземпляр из тиража тех же «Супрематических игр», которые есть во всех «учебниках» по шестидесятникам, стоит дешевле 10 тысяч долларов. Вообще говоря, то, как в последние годы «выстрелила» фотография, вызывает приятное удивление и подмывает постулат о том, что лидером роста обречена оставаться живописная техника. Правильнее, наверное, сказать иначе. Инвестиционный потенциал зависит не столько от техники, сколько от качества и уникальности произведения изобразительного искусства. Ликвидность «настенных» работ обычно выше — это плата за комфорт и дань исторической привычке. Ну а возможность стать ценовым рекордсменом может быть у любой техники. Достаточно вспомнить 57,1 миллиона долларов, заплаченные на Sotheby’s 5 декабря 2007 года за скульптуру львицы высотой 8,26 см, которая была выполнена почти 5 тысячелетий назад. Каждый сантиметр этого шедевра изобразительного искусства обошелся новому владельцу без малого в 7 миллионов долларов.
Обращаем внимание желающих лучше разобраться в теме техник, применяемых в изобразительном искусстве, на то, что редакцией ARTinvestment.RU в ближайшее время будет опубликован словарь, который поможет начинающим коллекционерам и инвесторам прояснить значение многих специфических терминов.
В публикации использованы мнения участников форума ARTinvestment.RU.
P. S. По этой теме можно прочитать:
Живопись: хранение и контроль состояния
Современное искусство: ждать не стоит покупать
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20081228_fine_arts_technology.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20081228_fine_arts_technology.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.