Живопись: хранение и контроль состояния
ARTinvestment.RU   13 ноября 2008

Как проверить живопись? Почему произведения искусства попадают к живодерам от реставрации? Влияние реставрации на цену и ликвидность. Реставрировать или фиксировать? Как хранить произведения в квартире?

Живопись при прочих сопоставимых условиях стоит дороже графики — и этому факту многие склонны давать в числе прочего и «материальное» объяснение. Дескать, с графикой больше хлопот: она сильнее подвержена влиянию времени, бумага разрушается, цвета выгорают даже от фотовспышки, требуются особые условия хранения, помимо стекла нужны еще и шторки, а время экспонирования вовсе ограничено. Спора нет: графика, как и любое произведение искусства, требует аккуратного обращения. Но все же в вопросах ее сохранения в домашних условиях обычно подобного «музейного» фанатизма со шторками, защищающими от света, не требуется. Сдается, что и слухи об уязвимости графики по сравнению с живописью сильно преувеличены, иначе как бы мы сегодня любовались рисунками Леонардо да Винчи?

Впрочем, и мнению об очень высокой устойчивости живописи ко времени и неблагоприятным условиям доверять не стоит: с антикварной живописью тоже бывает немало «возрастных» проблем. Осыпания, копоть, разрушение красочного слоя, подлаковые загрязнения, масштабные неумелые поновления и другие дефекты неквалифицированной реставрации — все это потенциальные проблемы антикварной живописи. Осложнения такого рода не стоит драматизировать, но лучше быть готовым и по возможности заблаговременно проверять состояние холста.

А как проверять? Принимая картины на комиссию, галереи проводят ряд проверок, в том числе нередко просматривают холсты в лучах ультрафиолетового света. Задача самая утилитарная — проверить наличие и оценить площадь поновлений (записи). На бытовом языке под поновлениями (записью) имеют в виду подкрашивание, замазывание, суть украшательство путем нанесения красочного слоя поверх оригинального авторского. Помните, как Мистер Бин дорисовал испорченный в музее «Портрет матери» Джеймса Уистлера? Вот это и есть гротескный пример варварского поновления. К дорисовке приходится прибегать, когда красочный слой не был вовремя закреплен и осыпался. И понятно, почему к этому приему коллекционеры относятся настороженно. Если поновлением был восстановлен какой-то угол картины, то в этом большой беды нет. Но если переписана заново существенная часть изображения, то цена такого произведения будет сильно снижена. Да и вообще встанет вопрос о целесообразности покупки такого живописного произведения.

Проверить живопись на предмет поновлений довольно просто и в бытовых условиях. Достаточно посмотреть на нее в свете портативной ультрафиолетовой лампы. Такие легкие карманные приборы, питающиеся от «пальчиковых» батареек, оснащены UV-лампой с длиной волны 365 нм и стоят около 50 долларов. Они же используются как детекторы валюты, только обратите внимание на длину волны: для диагностики живописи подходит прибор с длиной волны именно 365 нанометров. Темные области, проявляющиеся в его ультрафиолетовом свете, — это и есть поновления, не заметить их сложно.

Кстати, этот же простой прием используют профессиональные покупатели на предаукционных просмотрах. Устроители обычно не препятствуют такому пристальному интересу потенциальных участников торгов, тем более что в непростых случаях есть способ поумерить их любопытство. Если картина на предаукционной выставке ярко освещена, то ультрафиолетовая лампа будет бессильна: с портативным детектором ничего не разглядишь. Устроители это, конечно же, знают и, имейте в виду, действуют по обстановке.

В лучах волшебной лампы специалист может увидеть, не менялась ли подпись, проводилась ли реставрация, обнаружить неявные дефекты. Ультрафиолет показан не только для живописи. Специалисты рекомендуют отсматривать с лампой и приобретаемые рисунки, чтобы вовремя обнаружить такие дефекты, как грибковые поражения бумаги, которые проявляются на рисунке темными точками.

Причины варварских поновлений и плохой реставрации стары как мир: деньги и погоня за быстрой выгодой. Качественная реставрация с протоколированием этапов работ и состояния произведения, с выдачей реставрационного паспорта — это мало того что дорогое удовольствие, так еще и требует времени, то есть выключает картину на несколько недель из рыночного оборота. Время тоже деньги. А товарный вид нужен, ибо с проплешинами картину купит разве что ценитель, знающий, как приложить к ней руки, а на интерес массового покупателя можно не рассчитывать. Поэтому-то недорогие картины с дефектами отправляют для под кисть «живодеров» для масштабного поновления чаще, чем шедевры. Логику решения хорошо объяснили на форуме ARTinvestment.RU. Достаточно ответить всего на два вопроса. Какие работы количественно продаются чаще и лучше: отреставрированные или не отреставрированные? Ответ: отреставрированные (читай: с доведенным до товарного видом). Второй вопрос: хорошо это или плохо? Ответ: плохо. Что делать? Перечитать первый вопрос.

В наши дни из-за большого количества халтуры даже само слово «реставрация» обрело негативное звучание и попросту отпугивает покупателей. Не случайно в последнее время вместо него используют жаргонное «консервация». Понятно, что по своей сути термины не идентичны, но для коммерческого словооборота вполне годятся — продавцы понимают, о чем идет речь. Впрочем, всё это — упреки недобросовестным «мастерам». Пользу честных и оправданных реставрационных технологий никто не оспаривает. Дорогую живопись тоже требуется поддерживать в опрятном состоянии, иначе продавать придется со скидкой.

При наличии показаний пользуются и добротными реставрационными методами. Для этого ветшающие ценные картины, склонные к разрушению, специалисты рекомендуют своевременно подвергать фиксации. Это трудоемкая, но щадящая технология, не искажающая манеру и замысел автора живописного произведения. Фиксация показана, когда происходит разделение слоев краски, отделение красочного слоя от грунта, отделение грунта от основы, что чревато осыпаниями. Чтобы закрепить красочный слой реставраторы используют специальные клеящие вещества. Фиксация (или закрепление) лишь один из многих путей реставрации. Бывает, что живописной работе требуются устранение подлаковых загрязнений, промывка поверхности от бытовых загрязнений (пыли и пр.), восстановление прозрачности лакового слоя и другие работы, о которых можно прочитать, например, здесь. Красочный слой реставраторы умеют даже переносить на другую основу, если, например, оригинальный холст или доска грозят в самом ближайшем будущем превратиться в труху.

Опытные коллекционеры и дилеры отмечают еще один важный момент. Принимать решение о реставрации нужно очень взвешенно, представляя себе портрет потенциального покупателя. Дело в том, что опытный коллекционер иногда с большей охотой купит вещь до косметического вмешательства и сам организует ее реставрацию в той мастерской, которой доверяет. То есть продажа без реставрации может положительно сказаться как на цене, так и ликвидности произведения живописи. Правда, это все-таки случай особый. Решение о реставрации можно, наверное, сравнить с продажей подержанного автомобиля. Если машина перекрашена (пусть даже из лучших побуждений), то у опытного покупателя возникнет масса подозрений: все ли с ней в порядке, не была ли в серьезной аварии? А большинству покупателей, наоборот, понравится свежий, опрятный внешний вид перекрашенного автомобиля. Так и в живописи: закрепление (фиксация) — это всем полезная профилактика, а реставрация — это уже хирургическое вмешательство, на которое требуется согласие пациента.

Вообще, правильнее, наверное, меньше думать о возрастных проблемах своих произведений. Нужно помнить: они созданы, чтобы приносить удовольствие. А через сто лет, как говорил Ходжа Насреддин, либо эмир помрет, либо ишак сдохнет. Жванецкий дополнил эту восточную мудрость призывом решать проблемы в порядке их поступления. Тем более что средства, методы и технологии реставрации постоянно совершенствуются.

На нашем же веку лучше уделять внимание обычным правилам хранения живописи в квартирных условиях. На уровне здравого смысла они сводятся к тому, чтобы не допускать попадания прямых солнечных лучей, не выхолаживать помещение при зимнем проветривании (перепады температур вызывают натяжение холста), не вешать картины на кухне, чтобы они не покрывались жиром. Пыль с живописи, которая не укрыта стеклом, рекомендуют убирать при помощи мягкой статической метелки. Слышал рекомендации, что можно использовать пылесос с мягкой щеткой, но, опять же на уровне здравого смысла, это чревато утратой красочного слоя. Так что лучше поостеречься и если уж применять этот способ, то только к современным работам, которые крепки в силу малого возраста. Помимо лицевой части, периодически нужно чистить и обратную сторону, со стороны подрамника. Ну а как обращаться со стеклом — и так понятно. Сегодня живопись модно стало укрывать специальным тонким «музейным» антибликовым стеклом. Оно действительно меньше заметно, чем обычное, хотя качество восприятия произведения, как ни убеждайте, падает. Все-таки живопись есть живопись: даже невидимая преграда нарушает чистоту зрительного контакта.

В публикации использованы идеи, сведения и мнения, высказанные участниками форума ARTinvestment.RU.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/misc/20081113_storage_painting.html
https://artinvestment.ru/en/invest/misc/20081113_storage_painting.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх