Международный салон изящных искусств 2012. Итоги
Пожалуй, главный результат MWFAF 2012 — в том, что Салон состоялся
Завершился восстановленный после четырехлетнего перерыва Международный салон изящных искусств. Со старым брендом и рядом прежних участников, а в остальном — практически с чистого листа. Сменилась команда устроителей, вместо «старомодного» Манежа вынужденно переехали в «высокотехнологичный» Экспоцентр. То, что оказалось значительно удобнее в смысле таможенного режима (Экспоцентр — таможенная зона), компенсировалось низкой квалификацией монтажников, поэтому накладок избежать не удалось.
Но, так или иначе, спустя день уже ничего не напоминало о скомканном открытии, и Салон вошел в рабочее русло. С развеской на неподатливых стенах справились. На стенды, за которые было плачено по 20 тысяч евро, легла долгожданная тень роскоши. Там уж и гардероб заработал как положено, а уж пресс-служба Салона принимала журналистов как родных (нигде такого отношения больше и не вспомним).
Меж тем предметы привезли первостатейные. Понятно, по уровню имен: Гоген, Моне, Шагал, Пикассо, Леже, Вламинк и др. Из наших: Левитан, Поленов, Репин, Рерих, Ланской и пр. Уверенно можно сказать, что по качеству предложения ни одно другое мероприятие в России с Салоном сравниться пока не может. На ценах подробно останавливаться не будем — вы их найдете в нашем фоторепортаже на форуме AI. Если грубо обозначить ценовые диапазоны, то от 35 тысяч евро за современную живопись до почти 5 миллионов евро за Кранаха.
В рамках Салона было организовано несколько круглых столов. Первый — «4 полюса художественного рынка: русское или западное, современное или старые мастера» — модерировали Михаил Каменский (Сотбис Россия) и Марина Ситнина (Газпромбанк, Арт Финанс). Как раз на нем прозвучал призыв показывать желтую карточку галереям с сомнительным материалом. Второй — «Проблематика атрибуции живописи старых мастеров» — организовал Институт Арт бизнеса и антиквариата. Живопись старых мастеров стала фактически визитной карточкой прошедшего салона. В Москву привезли картины «Богоматерь с младенцем Христом и св. Иоанном Крестителем» Сандро Боттичелли, «Зимний пейзаж с горожанами и катающимися на коньках» Хендрика Аверкампа, «Натюрморт с лобстерами» Питера Класа, «Садовница» Бернардо Строцци, «Капитолий» Джованни Паоло Панини. Неудивительно, что профильный круглый стол собрал ведущих специалистов и экспертов по этому направлению: М. Перченко (вице-президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров), В. Садков (завотделом старых мастеров ГМИИ им. А. С. Пушкина), искусствоведы и эксперты.
Что можно сказать об итогах? По нашим ощущениям, по частным беседам и опросам галеристов, к числу довольных результатами можно отнести около 30 процентов участников. Причем среди них не только иностранцы, но и некоторые наши галереи.
К слову, наши галереи к Салону действительно расстарались. Даже старожилы мероприятий класса Антикварного салона отмечали, что русские галереи публично выставили свой лучший товар, что вообще-то им не свойственно. К празднику подготовились.
У иностранцев настрой был другой. Конечно, они радовались красным точкам, но в целом для многих было важно прежде всего продвижение. Так нам многие говорили, и мы им верим. Их мотивы — познакомиться с новыми потенциальными покупателями, представить себя, чтобы потом где-нибудь на TEFAF или на торгах (стендами участвовали Christie’s и наш «КабинетЪ») русские шли бы к ним уже как «свои». На спонтанные покупки в столь дорогом сегменте надеяться было бы странно. Иностранцы говорили, что им важна работа на перспективу. И только русские участники на «перспективные контакты» смотрят скептически. Верят только тому, что здесь и сейчас. Видно, такова уж наша специфика — мы приучены надолго не загадывать.
В целом на будущее к устроителям Салона можно сформулировать несколько пожеланий:
1. Ввести независимый Экспертный совет с достаточными полномочиями. Очевидно, нужен барьер на пути сомнительных работ, как это делается на Антикварном салоне и уж тем более на европейских ярмарках. В общем, нельзя доводить до ситуации, когда представитель Sotheby’s и эксперт, аккредитованный МКААД, вынуждены открытым текстом предостерегать от ряда «шедевров» русского авангарда.
2. Проанализировать эффективность рекламных каналов. На то, что рекламы не хватало, указывали многие участники. Было ощущение, что информация до потенциальных клиентов не дошла. А это едва ли не самое главное для экспонентов. Расчет на то, что галереи сами разошлют приглашения нужным людям, был обречен изначально. Антиквары не любят звать на салон своих существующих клиентов — высок риск «подарить» их конкурентам. Но при этом всем нужна «свежая кровь». Приходилось слышать такое мнение: «Пусть бы устроители собирали с участников на “пятерку” больше, но закупили бы побольше рекламы». У нас на портале, кстати, тоже рекламы ярмарки не было.
3. Для рассмотрения: поменять место проведения. Несколько участников с тоской вспоминали о Манеже, хотя все понимают это уже из разряда практически невозможного. Может быть, Гостиный двор, что-то более пафосное. Впрочем, вариантов, к сожалению, не много. Отдельно отметим, что нам самим новое место скорее понравилось.
4. Улучшить техническое обеспечение: выбор правильных материалов для организации развески, работа с квалифицированными монтажниками, поддержка галерей на фазе развески. Рутинные моменты, но они могут перевесить многое.
В целом главный результат MWFAF 2012 — в том, что Салон состоялся. Искренне желаем, чтобы у устроителей и в следующий раз все «срослось», чтобы гости снова приехали. Мероприятие для всех нас важное и пока уникальное.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20121220_salon.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20121220_salon.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.