Художник недели: Мечислав Доброковский
История, ценовые и маркетинговые показатели художника-новатора, талантливого графика и плакатиста Мечислава Васильевича Доброковского
Всё, что мы сейчас переживаем, что строим и как, какие наши люди — всё это надо взять в этюдник. Это наш путевой багаж. Это очень ценный материал для будущего.
Годы жизни: 1895–1938
Период: авангард
Направления: живопись, графика
Жизнь и творчество
Морской офицер, прирожденный плакатист, русский дервиш, любитель моря и поэзии футуристов, всё это лишь часть характеристик, которыми можно описать одного из лучших графиков первой половины XX века, художника Мечислава Васильевича (Войцеховича) Доброковского.
Мечислав Доброковский родился 27 мая 1895 года в городе Видзы Петроковской губернии, на территории современной Польши, в семье станового пристава. Удивительно, но ни в его раннем детстве, ни в юности ничто не предвещало будущего обращения к искусству. Окончив Петергофскую гимназию императора Александра II, в начале 1910-х годов он решил связать свою жизнь с военной службой на море и поступил в Военно-медицинскую академию, где учился до 1915 года. Затем был призван на службу в Балтийский флот в звании мичмана. С 1915 по 1917 год Доброковский жил и служил в Гельсингфорсе (ныне — Хельсинки), а зимой 1917/1918 года был среди участников знаменитого Ледового похода Балтийского флота — операции по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Гельсингфорса в Кронштадт.
Участие в этом походе сыграло одну из главных ролей в его судьбе. По возвращению из Крондштадта в Петроград, Доброковский, к тому моменту Георгиевский кавалер, подал рапорт с просьбой по состоянию здоровья перевести его на службу из Балтийского флота в место с более теплым климатом. Просьба была удовлетворена, и в конце 1910-х он был переведен на службу в Каспийский флот.
17 мая 1920 года корабли Каспийского флота для поддержки революционного движения Персии вышли из Баку и 20 мая захватили персидский порт Энзели в провинции Гилян, где 5 июня была провозглашена Гилянская советская республика. Для поддержки нового строя было решено создать местную советскую армию, получившую название «Персармия». Важное место в ней занимали так называемые «лекторы Персармии» — художники и поэты, занимающиеся пропагандой и агитационной деятельностью. Одним из главных «лекторов» был к тому времени хорошо себя зарекомендовавший в качестве плакатиста художник-самоучка Мечислав Доброковский.
Что интересно, увлечение Доброковского изобразительным искусством началось в 1910-х годах и было связано с его любовью к морю. Алексей Костерин в своих мемуарах «Силуэты 20-х годов» вспоминал, что «ещё в Петрограде и Гельсингфорсе он [Доброковский] достиг совершенства, работая в стиле английских художников-маринистов». Однако уже к концу 1910-х, увлеченный идеями революции, он был захвачен новыми направлениями в искусстве — футуризмом в поэзии и живописи, творчеством Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова и т.д.
К слову, его увлечение морем и творчеством Хлебникова было так велико, что своих сыновей он назвал в честь корабля, на котором служил, и друга-поэта — Каспием и Велимиром.
В Персии, в отсутствие художественных материалов, Доброковский занялся линогравюрой, его работы 1920-х годов узнаются с первого взгляда: в них нет вертикальных линий, штриха, полутонов, лишь локальные черные силуэты на белом фоне. Свободу композиционным решениям добавляла страстная увлеченность футуризмом и дружба с В. Хлебниковым, присоединившимся к нему в Персармии несколько месяцев спустя. Плодотворная совместная работа «русских дервишей» продолжалась вплоть до ликвидации Персидской красной армии осенью 1921 года, после чего Доброковский отправился во Владикавказ, а Хлебников — в Пятигорск.
За год жизни на Кавказе Доброковский успел поработать в газете «Горская правда» и журнале «Горская мысль» и даже нарисовал иллюстрации для очерка «В горах Кавказа. 1917–1920» своего друга, писателя А. Костерина. Кроме того, в начале 1922 года Доброковский создал рисунок горца, который, согласно воспоминаниям Костерина, «возможно, послужил основой для изображённого Е. Лансере всадника, который, размноженный в миллионах экземпляров, до сих пор “скачет” на папиросных коробках “Казбек”».
В 1922 году Доброковский переехал в Москву, где продолжил работу иллюстратора. Его манера — использование упрощенных форм и силуэтов — время от времени подвергалась критике, но при этом его рисунки публиковали газета «Красный воин» (1922–1923) и журнал «Юный коммунист».
В 1923 году он решил получить профессиональное художественное образование и поступил во Вхутемас. Его учителем стал Дмитрий Стахиевич Орлов, более известный под псевдонимом Моор. С этого времени начался самый плодотворный период в творчестве художника. При поддержке и по рекомендации Моора Доброковский начал работать в журнале «Безбожник» и в его приложении «У станка», большими тиражами стали печататься его плакаты, в том числе «Каве-кузнец» (1921), «Песня коллектива» (1928), «Мы идем на всех парах по пути индустриализации к социализму» (1931). В 1925 один из его плакатов даже получил золотую медаль и диплом на Международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже, после чего его графика была показана на нескольких групповых выставках в Европе.
Параллельно с работой в газете и с плакатами, в 1920–30-х годах Доброковский много работал в книжной иллюстрации (оформил книги «Алая нефть» А. Костерина (1923), «Чудо-рыба» Н. Комколова (1928), «Лесное озеро» Н. Плавильщикова (1929)), создавал обложки для журналов и много подготовительных графических набросков к ним.
С 1925 по 1927 Доброковский был участником Общества станковистов (и выставлял свои работы на 1-й и 3-й выставках ОСТа), а в 1928–1930 был одним из создателей и участником художественного объединения «Октябрь».
В 1930-х изобразительная манера художника изменилась. В начале 1930-х он поступил на учебу в Институт пролетарских изобразительных искусств (ИНПИИ), только что созданный на базе ленинградского ВХУТЕИНа — ЛВХТИ, где окончательно оформился его стиль.
Пытаясь оформить свои взгляды и поиски в искусстве, в начале 1930-х годов Доброковский записал в блокноте: «Я уже 13 лет стучусь к критикам искусства, чтобы дали место — место “под луной искусства” — эстетике заводского чертежа, потому что вещи (индустриальные), которые теперь признаны, наконец, достойными искусства, ведь прежде чем быть сделанными, родились в чертеже, в его координатах — рейсшиной и рейсфедером, ведь они сделаны! Поэтому чертёжная графика их передаёт лучше, чем сухая кисть или размывка.
Душа индустриальных вещей в чертеже!
Моё искусство — это “прямо к сведению”, без художеств, если хотите. Прямо с бумаги в мозг, без пересадки на станции “импрессион”».
Его бескомпромиссный, «чертежный» стиль в начале 1930-х годов как нельзя лучше подходил для плакатной и газетной графики, лучшим доказательством чему было созданное им бесконечное множество плакатов, шаржей, лозунгов и даже графического оформления выступлений агитбригад.
В этот период его графика приобретает предельную выразительность и лаконичность, а живопись, в своей упрощенности и уплощенности форм начинает походить на абстракцию.
Вероятно, именно эта приверженность собственному художественному языку и нежелание отступать от своих «формалистических» творческих приемов привели к тому, что в 1930-е годы количество работ, к выполнению которых привлекали Доброковского, начало постепенно снижаться. Тем не менее в середине 1930-х он сотрудничал с журналом «Крокодил» и в те же годы создал серию пейзажей города Касимова на Оке.
Неизвестно, повлияли ли его взгляды на искусство и былые карьерные успехи (в начале 1930-х он успел поработать в одной из печатных секций Коминтерна, затем в газете «Рулон» месткома «Известий», в стенгазете Рязанского трампарка, стенгазете философского факультета МГУ, работал над оформлением Персидского кабинета Института востоковедения им. Т. Нариманова и т.д.) на его дальнейшую судьбу.
4 марта 1938 года Мечислав Васильевич Доброковский был арестован по обвинению в шпионаже в пользу контрреволюционной шпионско-террористической польской организации, 19 мая приговорен и 1 июля расстрелян на Бутовском полигоне.
В 1957 году он был реабилитирован посмертно.
Работы художника находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, и в частных коллекциях.
Финансовые показатели
Три самые дорогие работы Мечислава Доброковского были проданы на аукционах в России в 2011–2012: за $15 975 ушла индустриальная живопись «Сталевар» (1930-е), за $8 425 была продана работа «Нефтяные промыслы» (1930-е). Третья по стоимости работа была создана в смешанной технике: «Горы. Футуризм» в 2011 году нашла своего владельца за $6 380.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации художник имеет 31 аукционную продажу, наибольшим спросом пользовалась графика — 20 работ. Средняя стоимость проданной работы — $2,8 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $57,2 тыс. Имеет положительный баланс проданных и непроданных работ: 20 на 11 (65 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Всего продаж, ед. | Успешных, ед. | Неуспешных, ед. | Доля успешных, % |
---|---|---|---|---|
2009–2010 | 13 | 10 | 3 | 77 |
2011–2015 | 10 | 7 | 3 | 70 |
2016–2018 | 8 | 3 | 5 | 38 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна продажи | Всего продаж, ед. | Успешных, ед. | Неуспешных, ед. | Доля успешных, % |
---|---|---|---|---|
РФ | 28 | 19 | 9 | 68 |
Великобритания | 3 | 1 | 2 | 33 |
Аукционная история Мечислава Доброковского к настоящему моменту не имела повторных продаж, при этом из 20 успешных продаж 13 работ были проданы в пределах эстимейта. Основным рынком продаж художника традиционно является Россия. Следует отметить, что на аукционных торгах работы Мечислава Доброковского стали появляться начиная с 2009 года — другими словами, уже после пика увлечения отечественных коллекционеров русским авангардом, вызвавшего перегревание рынка и спекулятивные наценки в 2007–2008 гг. Это говорит об объективности его ценообразования и сформированного спроса в условиях справедливого, пусть и слабо развитого, отечественного рынка. Персональная выставка и полноценный каталог работ в ближайшие годы способны повысить к художнику интерес институций и коллекционеров и существенно поднять среднюю стоимость его работ.
На текущем, 327-м AI Аукционе выставлена работа Мечислава Доброковского «Тракторный цех на заводе “Красный путиловец”. Эскиз иллюстрации» (Конец 1920-х — 1930-е).
Источники: ka2.ru, bibliokray.ru, biography.wikireading.ru, artinvestment.ru, culture.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200427_dobrokovsky_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200427_dobrokovsky_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.