Художник недели. Павел Пепперштейн
В «Гараже» открылась безбашенная постмодернистская выставка, по отзывам смелая вплоть до риска очередного вмешательства «возмущенной общественности». Бывший инспектор «Медицинской герменевтики» и литературный отец парторга Дунаева опять задал жару
Будущее появляется там, где все помечено знаками будущего. Складно сказано, пока не увидишь, кому же провидение доверило делать эту разметку в нашей стране. Более неподходящего кандидата, пожалуй, сложно и придумать: демонстративно «пещерный» человек с кнопочным телефоном, не «курящий» фейсбук, с ностальгией вспоминающий времена, когда «интернетом был воздух», и упорно предпочитающий новомодным сетевым коммуникациям роскошь «теплокровного» человеческого общения.
Впрочем давность этой информации составляет уже несколько месяцев, а для этого человека это просто бесконечно давно. Неуловимый в своем философском поиске, никогда не равный себе, Пепперштейн эффектно жонглирует вымышленными амплуа и стремительно примеряет новые образы. Павел Пашкин из журнала «Веселые картинки» стал Пепперштейном в честь Пеперкорна из «Волшебной горы» Томаса Манна, пока ему не вздумалось превратиться в Петра Петербурга, а завтра — еще в кого-нибудь. Впрочем по паспорту он всегда оставался Павлом Пивоваровым — сыном известного шестидесятника-концептуалиста Виктора Пивоварова. В разное время «Пеппер» предстает то постмодернистским художником-утопистом, то психоделическим писателем, то рэпером, то футуристическим «бумажным архитектором», то вдруг модельером с линией женских платьев собственного дизайна. Его изобразительная «речь» столь быстра, что местами даже сбивчива. Что в графике, что в живописи заметно, что задача его — во что бы то ни стало успеть за идеей, зафиксировать, и плевать на шероховатости и грамматические ошибки в английских надписях.
Пепперштейн вырос в самой гуще среды неофициального послевоенного искусства, в кругу «Сретенского бульвара». Его друзьями по играм, а позже учителями были Илья Кабаков и Андрей Монастырский, рисовать он учился, глядя на отца — концептуалиста, зарабатывавшего на жизнь иллюстрацией книг с детскими стихами его мамы. Юность он прожил на два города — то в Москве, то в Праге, куда в 1980-х перебрался его отец. В 1987 году с одесскими авангардистами Сергеем Ануфриевым и Юрием Лейдерманом они организовал концептуалистскую арт-группу «Инспекция “Медицинская герменевтика”». Несколько лет они делали новое искусство, тихонько что-то употребляли и разжигали «психоделическую контрреволюцию». Вместе с Ануфриевым в конце 1990-х, незадолго до распада группы, они напишут первую часть резонансного психоделического романа «Мифогенная любовь каст» (с галлюцинирующим парторгом Дунаевым, Бабой-Ягой и др.). 12 лет назад Пепперштейн сделал один из самых главных своих проектов, «Город Россия» — расписал архитектурные модели далекого будущего, где с исполинскими Malevich Tower и Kandinsky Tower разнесены во времени гора-небоскреб «Пьяница» и летящая мемориальная скала с высеченными лицами руководителей России. В 2009 году выставка Пепперштейна «Победа над будущим» была показана на 53-й венецианской биеннале. А в 2014 году его резкий критический проект «Святая политика» стал лауреатом Премии Кандинского.
Имя Пепперштейна постоянно на слуху последние лет тридцать. Всегда в актуальной повестке. Всегда в обойме главных художников современного искусства (которое сам-то он парадоксальным образом не жалует, предпочитая классику). Он моден, нарасхват у журналистов, поэтому про него просто писано-переписано. Понятно почему. Пепперштейн по-прежнему не занудлив, остер на язык и не нравоучителен. И его новые интервью читать даже интереснее, чем рассуждения 10–20 летней давности. При этом всё им сказанное нельзя принимать за чистую монету — всё приходится здорово фильтровать. И пожалуй, даже сильнее, чем прежде. Поэтому те, кто только начинает вникать, — отдайте предпочтение не «Википедии», критике, да обзорам выставок, а именно прямой речи. Из последнего понравившегося — два интервью. Одно — здесь, другое — здесь. Оба с важными идеями, о которых работающий и вечно спешащий человек слишком редко задумывается. И еще перед выставкой я бы советовал прочитать его автобиографию. Тоже добавит что-то к пониманию зрелища.
Сколько стоят работы Пепперштейна? Да вот внизу специально собрали некоторые аукционные цены, сами смотрите. Из-за осадного положения, в силу неясности с квазиналогом по праву следования, аукционы, проводившиеся на территории России, в это раз названы абстрактно «Аукцион в Москве». А иностранные аукционы, которым никто не мешает, оставлены под своими реальными именами.
Павел Пепперштейн входит в топ-100 самых дорогих русских художников современного искусства. Рекорд — $36 300 за большую акварель 1995 года — был установлен на «Сотбисе» в 2013 году. Правда, не хотелось бы, чтобы подобные рекорды сбивали с толку коллекционеров с не особо тугими кошельками. Да, оригинальная станковая живопись — это бюджет в десятки тысяч долларов или евро. Но на самом деле у Пепперштейна есть немало тиражных подписных работ, в частности классной графики, доступной по деньгам широким слоям населения. Листы его тиражки еще недавно можно было купить в пределах 300 евро. Даже экзотический и очень эффектный авторский фарфор (концептуалистский сервиз «Супрематическая пастораль») недавно выставлялся чуть дороже 1000 евро. Да что там далеко ходить: несколько доступных подписных работ в ближайшее время предложит наш AI Аукцион, не забывайте заглядывать в каталог онлайн-торгов. В частности, одна литография Пепперштейна выставлена на торги вот прямо сейчас.
Словом, сегодня для «погружения» в Пепперштейна есть все условия: изучайте, вникайте, ходите на классные выставки и покупайте. Пока смелое независимое искусство опять не запретили взбесившиеся парторги, вырастающие как грибы после дождя.
Что еще почитать по теме на AI:
Лот недели. Сервиз «Супрематическая пастораль» Павла Пепперштейна;
Павел Пепперштейн. Чудеса в болоте;
Художник Павел Пепперштейн выпустил собственную коллекцию одежды;
Выставка Павла Пепперштейна в Мультимедиа Арт Музее;
Премию Кандинского дали Павлу Пепперштейну;
Павел Пепперштейн на выставке Sotheby’s в Москве;
Третья Московская биеннале современного искусства. Павел Пепперштейн;
Нацсупрематизм Павла Пепперштейна в галерее Риджина.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20190312_Pavel_Peppershtein_auctions.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20190312_Pavel_Peppershtein_auctions.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.