Художник недели: Моис (Моисей) Кислинг
ARTinvestment.RU   07 мая 2013

8–9 мая 2013 года на торгах импрессионистов и модернистов крупнейших аукционов в числе прочих «русских» лотов будут выставлены портрет и натюрморт работы Моисея Кислинга, яркого представителя Парижской школы

Первые недели мая всегда важное время на арт-рынке, ведь именно в этот период крупнейшие аукционные дома Sotheby’s и Christie’s проводят торги произведениями импрессионизма и модернизма — новаторского европейского искусства конца XIX — первой половины ХХ века. Непременно участвуют в этих торгах работы художников Парижской школы, одним из ярких представителей которой был Моисей Кислинг. «Принц Монпарнаса» (так озаглавлена французская монография о нём Жака Ламбера), герой многих исследований и монографий, очень популярный на арт-рынке Европы и Америки и недостаточно известный в России художник представлен на предстоящих аукционах «Портретом мадам Джудис» (Sotheby’s, 8 мая) и натюрмортом «Цветы в зеленой вазе» (Christie’s, 9 мая).

Моис (Моисей) Кислинг (на Монпарнасе его звали Кики) родился в семье краковского портного 21 января 1891 года. Художественное образование получил в Школе изящных искусств Кракова под началом Юзефа Панкевича, довольно известного польского художника. Панкевич много путешествовал по Европе, пробовал работать в стилистике основных художественных течений того времени — импрессионизма, а затем и разных видов модернизма (в том числе экспрессионизма, кубизма, отчасти фовизма). Он убедил юного Кислинга, что настоящее искусство творится в Париже. Последовав его совету, в 1910 году Кислинг отправился в Париж, где поселился на улице Боз-Ар.

Первое время во Франции Кислинг не остался без помощи своего учителя: Панкевич снабдил его рекомендательным письмом к Шалому Аше (1880–1957), еврейскому писателю и драматургу; тот смог найти для Кислинга покровителя, который согласился выплачивать ему стипендию 150 франков в месяц весь первый год проживания в Париже.

Во второй половине 1911 года, когда срок договоренности о стипендии подошел к концу, Кислинг отправился в Сере — известный многим художникам городок в Пиренеях, куда наезжали поработать и мастера предыдущего поколения — А. Матисс, А. Дерен, и современники Кислинга — например, П. Пикассо.

В 1912 году Кислингу улыбнулась удача: в том же Сере он познакомился с Адольфом Баслером, своим первым агентом, с которым договорился о покупке работ за 300 франков ежемесячно.

В следующем году, вернувшись в Париж, Кислинг обосновался на Монмартре, в доме номер 3 по улице Жозеф-Бара; в этой мастерской он провел 27 лет, а до 1920-х годов делил ее с Амедео Модильяни.

Моис Кислинг быстро вошел в круг художников Монпарнаса. На первых порах в этом ему помогли дружба с М. Жакобом и собственный артистизм. Челке во весь лоб, стрижке «под Жанну д’Арк» и вечной спецовке он был обязан прозвищем «эскимосский слесарь».

Историк искусства Жан-Поль Креспель называет Кислинга «исключением из общей массы художников, в большинстве своем не являющихся такими уж эксцентриками или хотя бы оригиналами, — шутником, любившим поражать воображение исключительно своих друзей». В компании П. Пикассо, К. Ван Донгена, А. Модильяни, О. Цадкина и Л. Сюрважа Кислинг блистал на знаменитых «вечерах Ястребцовых» в доме Сергея Ястребцова (более известного под псевдонимом Серж Фера) и его двоюродной сестры Елены д’Эттинген, которая была одной из центральных фигур литературной и художественной жизни Монпарнаса вплоть до 1914 года. Вместе с Ф. Леже, И. Эренбургом, А. Модильяни, Ж. Браком, Л. Сюрважем и О. Цадкиным он появлялся на вечерах Марии Васильевой; был завсегдатаем лучших заведений Монпарнаса, вроде «Ротонды» или «Жокея». Популярностью пользовались и его собственные приемы, которые он устраивал каждую среду прямо в своей мастерской; на них бывали А. Модильяни, Х. Сутин, А. Дерен, Х. Грис, Ж. Паскин и др.

Прославился Кислинг, однако, не только своим бонвиванством. Широкую известность (не без помощи прессы) получила его дуэль с художником Л. Готтлибом, состоявшаяся 12 июня 1914 года. Секундантом Готтлиба вызвался быть сам Диего Ривера, и это обстоятельство придавало событию особый интерес в глазах публики. Причина дуэли не разглашалась, до сих пор известно лишь, что это был «вопрос чести». Художники договорились драться до первой крови. Схватка происходила на окраине Парижа при большом скоплении свидетелей и репортеров. Кислинг даже был легко ранен и с гордостью демонстрировал свою рану фотографам.

Сложно поверить, но такой образ жизни не сказывался на его рабочем распорядке. К своему творчеству и жизнеустройству Кислинг всегда относился очень серьезно. О Модильяни, с которым у них была общая студия, Кислинг неодобрительно говаривал: «Когда получаешь на жизнь двести франков в месяц и сто девяносто тратишь на выпивку и наркотики, — оказываешься в нищете».

Начало Первой мировой войны, судя по всему, застало Кислинга в Бельгии, куда он отправился в 1914 году путешествовать вместе со своим агентом А. Баслером. При первой же возможности Кислинг вернулся в Париж и вступил в Иностранный легион, в составе которого участвовал в боях до 1915 года; получив серьезное ранение при Сомме, он вынужден был вернуться с фронта.

В 1915 году за проявленное на фронте мужество Моис Кислинг получил французское гражданство.

Следующий, 1916 год стал для Кислинга особенным. Вернувшись из госпиталя в Париж, неожиданно для себя он стал обладателем наследства в 25 000 франков, оставленного ему погибшим в Первую мировую американским скульптором Чапменом, приятелем Кислинга времен довоенных прогулок по монпарнасским веселым заведениям. Отправляясь добровольцем во французскую армию, Чапмен предусмотрительно составил завещание, в которое включил и Кислинга. После получения наследства Кислинг совершил небольшое путешествие в Испанию.

Весной 1916 года он познакомился с Рене Грос, студенткой Академии искусств Рансона, дочерью командира республиканской армии. Их свадьба 12 августа 1917 года стала одним из самых памятных празднеств Монпарнаса. Ее отмечали три дня, перемещаясь из ресторанов и прочих заведений в мастерскую Кислинга, где гости танцевали под модный тогда патефон. Вспоминают, что Макс Жакоб пел песенку, подражая исполнителям из кафешантанов, а Модильяни решил изобразить призрака из «Макбета», завернувшись в простыню с брачного ложа (к слову, главный элемент приданого невесты), за что и был выставлен вон. В послевоенные годы, практически до самого конца 1930-х на Монпарнасе и недели не проходило без какого-нибудь костюмированного приема или бала, и редкий из них обходился без Кислинга…

Однако жил Кислинг не только искусством и весельем, в 1918 году на улице Гран Шомьер он открыл ресторан польской кухни «Ваджа», по свидетельству Креспеля, имевший некоторую популярность.

В ноябре 1919 года в галерее «Дрюо» с большим успехом прошла первая персональная выставка Кислинга: он показал ранние вещи, времени увлечения Сезанном, кубизмом — словом, времени поисков своей индивидуальности. Стилистически еще не определившиеся работы раннего периода представили публике «набор» жанров, которые будут главенствовать в творчестве Кислинга все последующие годы, — натюрморт (в основном цветочный), пейзаж и, конечно же, ню.

Он становится популярным и востребованным художником, ему позируют Ж. Кокто, М. Лорансен, знаменитая Кики с Монпарнаса. Его выставки проходят в многочисленных парижских галереях и по всей Европе.

В 1920-е годы, общая студия и дружба с Модильяни, обладающим четким индивидуальным видением искусства, помогли Кислингу выработать свой собственный художественный язык — лирический экспрессионизм, гораздо более реалистичный, чем стиль Модильяни, иногда даже приближающийся к салонности и утрированному натурализму.

Как и в большинстве работ Модильяни, в ню и портретах Кислинга преобладают вытянутые линии, удлиненные пропорции тела на упрощенном до предела фоне. Его работы бессобытийны, в них нет движения, всё и вся — человек и природа — погружено в себя. Особенно выделяются лица людей — с безвольным выражением и задумчивым взглядом (вглубь себя) огромных, расширенных глаз с поволокой. Энергичность его полотнам придает, пожалуй, только колорит — яркие, контрастные, живые и сияющие цвета его работ практически не смешиваются, а только подернуты дымкой по линиям контура рисунка. Возможно, именно это противоречивое равновесие между спокойствием и статичностью сюжета и буйством, динамикой и живостью красок в работах Кислинга цепляет глаз зрителя и позволяет выделить его картины из общего ряда работ художников «второго эшелона» (к которому некоторые исследователи относят нашего сегодняшнего героя).

В 1913 году Моис впервые приехал в Санари-сюр-Мер, приморский городок в Провансе, и потом каждое лето возвращался сюда, чтобы поработать. Этими летними наездами он заслужил от Л. Фужиты прозвище «Лето-Кики», в отличие от «Зимы-Кики» Ван Донгена и просто «Кики» — натурщицы с Монпарнаса: «Зима-Кики окутывает свое великолепие роскошной седой бородой. Ночи проводит в своем шикарном особняке, в окружении тысяч светских львов и львиц. Лето-Кики сидит возле двух резвящихся мальчиков, курит трубку и о чем-то мечтает на своей вилле в Миди. Три Кики — Кики Ван Донген, Кики Кислинг и Кики Кики — всемирно известные знаменитости и поистине восхитительны».

Жена художника Рене с сыновьями Ги и Жаном регулярно жила в Санари все 1920-е годы, а в 1932 году Моис и Рене приобрели в Санари дом «La Baie» с мастерской и видом на Бандольский залив. Отсюда в 1940-м, после капитуляции французской армии, он вместе с женой и двумя детьми бежал в Испанию и Португалию, а затем переехал в Нью-Йорк и после обосновался в Калифорнии.

В Нью-Йорке и Вашингтоне с успехом шли его выставки. Он много работал как портретист, получал большое количество заказов. Стилистически портреты того периода немного отличаются от своих предшественников: в них художник гораздо более склонен к реализму, чем в более ранних работах, но кислинговская потусторонняя мечтательность во взгляде модели осталась прежней. В это же время художник написал множество натюрмортов с любимым своим мотивом — мимозой.

В 1946 году Кислинги вернулись из Америки в свой дом в Санари-сюр-Мер. В этом доме Кислинг прожил до самой своей смерти 29 апреля 1953 года. Улица, на которой стоит «La Baie», названа именем художника.

Сегодня Кислинг довольно востребован и коллекционерами, и публикой, его работы часто появляются в каталогах самых представительных аукционных домов и выставок крупнейших музеев мира.

Рынок работ Кислинга пережил в последние десятилетия несколько волн спадов и подъемов. Пиковым для его работ стало начало 1990-х годов и 2006-й, растет в цене искусство Кислинга и сегодня (на 8,21 % (08.02.2013) возросла доходность работ художника в 2013 году, согласно индексу Artist's ARTIMXp Painting).

В статье «10 самых удачных инвестиций. Русское искусство в среднесрочном периоде», охватывающей продажи всего 2012-го и начала 2013 года, AI привел работу Кислинга «Мириам» в качестве одного из примеров грамотных действий инвестора.

А «Натюрморт с рыбой» с результатом в 3 миллиона рублей занимает 20-ю строчку в списке самых дорогих картин, проданных на аукционах в России в 2012 году.

Кислинг был очень плодовитым художником. В базе ARTinvestment.RU зафиксировано более 800 работ (из них более 650 — живопись), которые выставлялись на торги в последние несколько лет. Рекордная цена на работу Кислинга была установлена 19 июня 1989 года в ходе торгов французского аукционного дома Ader-Picard-Tajan: за натюрморт «Ваза с цветами» (1930) было заплачено 3,5 миллиона франков, или 584 150 долларов. Из более свежих результатов стоит упомянуть продажу «Букета мимозы» (около 1930) 4 ноября 2010 года аукционным домом Christie’s: итоговая цена за этот натюрморт составила 446 500 долларов.

Как уже упомянуто, работы Кислинга будут продаваться 8 и 9 мая аукционными домами Christie’s и Sotheby’s. И, думаю, мы вполне можем ждать новых интересных результатов.

Источники: ru.ecoledeparis.org, modernartconsulting.ru, eleven.co.il, artinvestment.ru, Мемуары Кики. Salamandra P.V.V., 2011; Жан-Поль Креспель Повседневная жизнь Монпарнаса в великую эпоху. 1905–1930 гг. М., 2000; Парижская школа. Каталог выставки. М., 2011


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20130507_kisling.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20130507_kisling.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх