Топ-25 по-русски. Самые дорогие картины на аукционах России в 2012 году
Уходящий год стал самым удачным для российских аукционов. А самой азартной публикой оказались нумизматы, фалеристы и библиофилы
Даже без формальных подсчетов можно уверенно предположить, что уходящий год стал самым удачным для российских аукционов. Этот формат торговли заметно прогрессирует. Мы это видим своими глазами, посещая почти все торги в Москве. В уходящем году жизнь кипела во многих сегментах. С хорошими результатами продавались ордена, медали и книги. А по накалу страстей и атмосфере в аукционных залах фалеристы, нумизматы и букинисты дали сто очков форы почти сонному царству любителей живописи и графики. Самим удивительно, но факт.
Но вернемся к профильному для нас изобразительному искусству. По сравнению с итогами прошлого года и щи получились погуще, и жемчуг покрупнее. Прошлогодний внутрироссийский аукционный рекорд в 29,7 миллиона (Константин Маковский, «Богиня вод», аукцион «Русские сезоны») в этом году был бит аж дважды. Сначала отличилась Москва. Летом аукцион «Русская эмаль» порадовал красивой борьбой за натюрморты Игоря Грабаря и Николая Фешина: каждый натюрморт ушел за 36 миллионов рублей, с двукратным превышением эстимейтов. Но удержать рекорд москвичи не смогли. Незадолго до конца года первое место привычно увел Питер: аукцион «Русские сезоны» продал «Афонскую гору» Ивана Айвазовского за 48 миллионов рублей (с комиссией аукционного дома — 55,2 миллиона рублей, или 1,78 миллиона долларов).
Рейтинг 2012 года составлен по традиционному для нас принципу «один художник — одна работа», цены — без комиссии аукциона. В топ-25 собрались результаты семи аукционных домов, в том числе «Русской эмали», «Кабинета», «Совкома», Российского Аукционного Дома, Галереи Леонида Шишкина и «Магнум Арс». Но настоящей кузницей рекордов в этом году стал дом «Русские сезоны». Из 28 картин в рейтинге 12 были проданы на этой питерской площадке. По сравнению с прошлым годом в рейтинг не попали результаты «Гелоса», а на первые позиции ворвалась «Русская эмаль», которой раньше не было.
По структуре спроса год не выявил ничего нового. Дорого покупают только классику. Сплошь первые имена, никаких новых открытий. В сюжетах — тоже без экспериментов. Из тридцати четырех работ в нашем рейтинге 26 — пейзажи и натюрморты. Чинно, консервативно и вполне предсказуемо.
Для интереса можно сравнить результаты наших аукционов с публичными продажами русского искусства за рубежом — прежде всего на аукционах в Великобритании. ARTinvestment.RU уже подготовил соответствующий топ-25, скоро опубликуем. А пока лишь назовем одну цифру: наш рекордный Айвазовский с результатом 1,78 миллиона долларов стоял бы в нем лишь на 17-м месте. То есть настоящие многомиллионные ставки на русское искусство наши бывшие и нынешние соотечественники в 2012 году по-прежнему предпочитали делать в Лондоне, а не в Москве. А государство наше делает все, чтобы укрепить их в правильности этой мысли.
Ну, все: в иллюстрированных рейтингах лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20121210_rating_25_2012_top.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20121210_rating_25_2012_top.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.