Художник недели: Валерий Кошляков
Валерий Кошляков — одна из ключевых фигур выставки «Украшение красивого», проходящей сейчас в ГТГ на Крымском Валу
Имя героя этой недели — Валерия Кошлякова — хорошо знакомо постоянным читателям ARTinvestment.RU. Он входит в топ-5 самых дорогих современных русских художников. А в эти дни он один из ключевых участников нового проекта Третьяковской галереи «Украшение красивого» — открытой на Крымском Валу до 3 марта 2013 выставки работ русских художников XX — XXI веков, в которой исследуются взаимоотношения элитарности и китча в современном искусстве.
В далеком уже 1989 году Валерий Кошляков, работавший в то время в Ростовском областном театре, однажды раскрасил фотографии актеров, вывешенные в фойе. Получилась целая серия работ, получившая название «Украшение красивого», которая и легла в основу нынешней экспозиции в ГТГ. «Наложение одного искусства на другое, XXI века на XX, соединение несоединимого — классических канонов и экспериментальных форм» — вот основная идея выставки, и, заметим, ей полностью отвечает и искусство Валерия Кошлякова.
Валерий Николаевич Кошляков родился в 1962 году в городе Сальске Ростовской области. Как и у очень многих людей того времени, изначальный интерес к искусству у него был связан с журналом «Огонек»: «...дедушка и папа вырывали из журнала странички-вкладыши с репродукциями великих художников и обклеивали ими все стены нашей квартиры…»
С 1981 по 1985 год будущий художник учился в Ростовском художественном училище имени М. Б. Грекова, а после его окончания стал работать декоратором в местном Театре музыкальной комедии.
В 1988-м там же, в Ростове, Кошляков становится членом художественного объединения «Искусство или смерть», лидером которого считается Авдей Тер-Оганьян, и оказывается в компании художников Александра Сигутина, Юрия Шабельникова, Николая Константинова, Василия Слепченко, поэта Мирослава Немирова, музыканта Сергея Тимофеева и др. Группа просуществовала до 1991 года. (Подробнее об этом периоде см. на AI: «Третья Московская биеннале современного искусства. Валерий Кошляков».)
В начала 1990-х Кошляков переезжает в Москву. Здесь он постепенно приходит к своему особому художественному стилю, узнаваемому почерку, который выделяет его и заставляет запомнить среди великого множества представителей молодого поколения концептуальных авторов.
Крупноформатные работы он выполняет разведенной белилами гуашью (в дальнейшем — и акрилом) по гофрированному упаковочному картону (из которого делают коробки для бытовой техники). Сочетание этих материалов создает неповторимую фактуру размытости, дымки, случайных потеков и линий, из которых взгляд выхватывает безукоризненный силуэт, принадлежащий давно ушедшей эпохе. Вместе с техникой и стилем определилась и основная (на долгие годы) тематика произведений: художнику интересны символы мировой классической культуры — архитектура и памятники прошлых эпох.
Кошляков нередко пишет памятники почти в натуральную величину, обращаясь к своему опыту театрального художника, создавая иллюзию пространства и воссоздавая атмосферу ушедших дней (героической античности, римской и советской империи, эпохи Возрождения).
Многие из проектов Кошлякова создаются исключительно для какого-либо определенного пространства (например, настенные «фрески» с руинами для павильона биеннале) и не предполагают дальнейшего существования вне рамок проекта. Художник вспоминал, что был случай, когда часть его работы рабочие вынесли на помойку при разборе помещения после закрытия экспозиции.
Кроме картона, художник любит работать с липкой упаковочной лентой, используя особенности этого материала (сложную структуру при наложении нескольких слоев, прозрачность, мобильность) для придания своим работам дополнительного ощущения эфемерности.
Проекты начала 2000-х годов выполнены практически только из нее — например, в 2000 году галерея Марата Гельмана показала инсталляцию «Изба», где все детали интерьера были «нарисованы» слоями скотча на стене, а в 2003-м на выставке в галерее «Риджина» экспонировалась «Джоконда» и репродукции других знаменитых полотен, выполненные из липкой ленты.
С середины 2000-х Кошляков вплотную начинает работать с объемом и создавать трехмерные инсталляции. Материалом его работ остается по-прежнему скотч и картон. В 2005 году в Государственном Русском музее была выставлена такая инсталляцияиз картонных прямоугольных объектов — «Одежда пространства. Иконусы». По словам художника, в этих его объектах — иконусах — воплощена идея поиска «персонального храма», то есть места для одного человека. Иконус «не функционален и по своему языку напоминает народные изделия, поделки отца по хозяйству, такие как туалет, душ, собачья будка». Его форма навеяна очертаниями объектов «из окружающей среды» — ларьков, пристроек, всяческих кабин и кабинок. Вместе с этим подчеркивается связь иконусов с «кривыми» изображениями строений на русских иконах.
В инсталляциях этого периода художник по-прежнему придерживается своей основной темы: его героями остаются руины, храмы, замки — памятники прошедших эпох и империй, в том числе и империи советской.
С началом 2010-х годов Кошляков возвращается к традиционным материалам — холсту и акрилу, но и продолжает работать над темой ушедшей советской эпохи, к которой он впервые обратился в 2005-м. На выставке «Atlantis», которую в конце 2011 года провела Галерея Гельмана, вместе с инсталляциями «Реликвии. Сделано в СССР» (2005), «Саркофаг» (2006 и 2008) были показаны последние по времени живописные работы художника.
В. Кошляков: «Я работаю с утопическими мифологиями, и в проекте «Atlantis» меня волновала русская историческая мистерия. Рисунки на холстах, в которых едва узнаваемы известные персонажи истории. Здесь живопись — не для живописи, скорее она проявляется через графические приемы набросков или рисунков, сделанных цветными маркерами на холсте. Это попытка увидеть в знакомых лицах и Репина, и Кандинского одновременно — портретное сходство здесь не важно, важно то место, в котором они оказались для нас. История ушла, остались лишь лица из школьных учебников и из черно-белой знакомой хроники, только оживленные цветом, как раскрашенный старый фильм».
Кошляков участвует в московском неформальном объединении художников «Трехпрудные», в движении «Живая сила», а также входит в объединение художников «Осумасшедшевшие Безумцы».
В последние годы живет и работает в России и Франции.
Сегодня Кошляков — один из известных и востребованных российских художников нового поколения. Он представлял Россию на 50-й Венецианской биеннале, 25-й Биеннале в Сан-Паоло в 2002-м, его работы выставлялись и находятся в коллекциях крупнейших музеев мира (в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в Лувре, в Гуггенхайм музее в Нью-Йорке и Бильбао, Центре Помпиду и т. д.). Он бессменный участник Московского биеннале современного искусства.
По данным AI, работы Кошлякова впервые попали на аукцион в 2005 году и всего на сегодняшний день выставлялись более 40 раз в Москве и за рубежом; к работам на картоне рынок пока относится настороженно (материал недолговечен, и процент непроданных лотов тут довольно велик), а вот традиционное «холст, масло» покупателям нравится. Ценовой рекорд произведений Кошлякова принадлежит полотну «Версаль»: картина была продана на Sotheby's 12 марта 2008 года за 72 с половиной тысячи фунтов, и именно этот результат завершает собой первую пятерку в рейтинге аукционных результатов современных русских художников.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20130124_koshlyakov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20130124_koshlyakov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.