- Николай Петрович Крымов
- В.Н.Макаренко, соцреализм, огромное полотно 9,5х4,4 метра
- Ф.А.Щербина, "История Кубанского казачьего войска" в 2-х томах, 1910 год
- В.Тимм, серия литографий "Коронование Александра II"
- Кто автор старого эстампа?
- Альбом художники Россия 21 век
- Прошу оценить икону
- Татьяна Явишева, собственные картины
- Коллекционеры классического искусства
- Прошу помощи в определении автора
Топ-20 аукционных результатов современных русских художников
ARTinvestment.RU 20 сентября 2012
Иметь дело с современностью и тем более ультрасовременностью всегда непросто. Любые обобщения и группировки слишком уязвимы для критики, оценки меняются, роли трансформируются. Тем не менее рискнем
Иметь дело с современностью и тем более ультрасовременностью всегда непросто. Любые обобщения и группировки слишком уязвимы для критики, оценки меняются, роли трансформируются. Тем не менее рискнем.
В предлагаемый рейтинг ARTinvestment.RU включил разом и спокойных восьмидесятников, и бунтарей девяностых, и художников, представляющих искусство XXI века. Получилось так, что в одном ряду с матерыми актуальщиками оказались художники, принципиально дистанцирующиеся от «актуальности», а также те, которых к шестидесятникам не позволяет причислить лишь неуступчивая временная граница. Не станем скрывать, что даже нам как составителям в этом списке не хватает гармонии. Неуютно. Но не будешь же спорить с цифрами, составляя ценовой рейтинг?
Несмотря на куда более широкие границы современности, ARTinvestment.RU принципиально выделяет шестидесятников в особую группу и отдельно ранжирует их аукционные результаты (см. «Топ-20 работ шестидесятников»). Тому есть немало причин, но достаточно хотя бы той, что без этого допущения рейтинг просто не получился бы: рынки шестидесятников и современного искусства разделяет ценовая пропасть.
В итоге в предлагаемый топ-20 вошли русские художники, родившиеся после войны, а также отдельные украинские мастера, которых мы включаем в орбиту современного русского искусства. Все в золотом возрасте для творца: самому старшему художнику в этом списке 67 лет, а самому молодому — 43. Традиционно напомним, что место в аукционном рейтинге не стоит экстраполировать до значения в истории искусства. Топ-20 носит исключительно развлекательный характер. И единственный критерий его формирования — максимальная аукционная цена произведения, то есть событие часто случайное. Само собой, каждый художник или группа представлены одной работой.
Что в рейтинге нашего contemporary art обращает на себя внимание?
1. Подавляющее большинство рекордных результатов относится к пиковому докризисному 2008 году. С тех пор успешно взломать чарт удалось лишь дважды: в 2010 году персональный рекорд на Phillips обновил Анатолий Осмоловский; а год спустя неожиданно и феноменально дорого купили «Тайную вечерю» Константина Худякова. И опять же на Phillips.
2. В отличие от рейтинга шестидесятников в ультрасовременном сегменте безраздельно властвуют уже два дома — Sotheby’s и Phillips de Pury, причем практически на равных.
3. Для инвестора или коллекционера «цена входного билета» на рынок современного искусства (причем в его лучшие ряды) в много раз ниже, чем на ближайший по времени рынок шестидесятников. Для сравнения: если 20 самых высоких аукционных результатов шестидесятников в сумме дают около 17,5 миллиона долларов, то, сложив рекордные цены Топ-20 современных авторов, мы получим 2,1 миллиона долларов. Соотношение 1:8. Так, самая дешевая работа в топе нонконформистов стоит дороже, чем самая дорогая в топе современного. Не случайно галеристы отмечают, что по возможностям аудитории и коммерческому укладу эти рынки, похоже, разошлись окончательно.
4. В отличие от шестидесятников в списке топ-20 рекордов современного искусства есть четыре автора-женщины (с учетом Татьяны Арзамасовой из AEC+Ф). А в топе шестидесятников женщин нет вообще (в третьем десятке, т. е. уже за линией отсечки, ближайший рекорд должен быть у Лидии Мастерковой — 159 тысяч долларов).
5. Аукционные сделки с произведениями современных русских художников по-прежнему относительно нечасты. Если шестидесятники довольно активно торгуются на аукционах (у многих есть по 30–40 продаж), то актуальщики до сих пор представлены единичным сделками. Исключения из этого ряда — Виноградов и Дубоссарский (у них более 60 аукционных событий), Кошляков (больше 30) и АЕС+Ф (больше 20).
6. В топ-20 современного искусства доминирует «старомодная» живопись. Несмотря на разговоры о скорой смерти живописи и триумфе объемных объектов, вкусы коллекционеров остаются консервативными. Всего лишь три работы рейтинга выходят в объем: объект Осмоловского (при этом он вешается на стенку), инсталляция Копыстянского (тоже включает картину) и честная скульптура AEC+Ф. Все остальные рекорды современных авторов установили именно живописные произведения. По-старинке.
Что касается инвестиционной составляющей, то тут все правила известны: современное искусство — зона высокой маржинальности и повышенных инвестиционных рисков. Природа рисков состоит даже не в том, что художники продолжают предлагать рынку новые вещи (предложение расширяется), а в том, что не расставлены акценты. Ценность и степень новаторства отдельных направлений еще не прошли полноценную проверку временем. В частности, даже этот рейтинг, куда вошли по определению далеко не последние имена, нельзя считать руководством к действию класса «иди и покупай по списку». Нужно учитывать массу факторов — как понятных, так и совсем неочевидных.
Начинающему инвестору стоит также помнить, что сегмент современного искусства сильно пострадал от кризиса, сильнее сегмента тех же шестидесятников и других сегментов. И пока он не восстановился. Хотя в том, что он придет в себя и отыграет докризисный уровень, сомнений особых нет. Собственно, в этом-то и состоит ключевой момент. Да, с риском, да, с высокой неопределенностью, но сегодня покупатель имеет реальную возможность выбирать и покупать вещи коллекционного качества со значительными скидками — например, покупать самое лучшее с новых выставок. Более предсказуемые сегменты рынка таких комфортных условий, согласитесь, уже не предлагают.
Топ-20 аукционных результатов современных русских художников
https://artinvestment.ru/invest/rating/20120920_top_20_1980s.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20120920_top_20_1980s.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 31.01.2023 Купленная в антикварной лавке люстра оказалась работой Джакометти Теперь ее стоимость может достигать $3 млн
- 31.01.2023 Франция приобретает картину Кайботта за $47 млн Средства на покупку получены от корпорации LVMH
- 27.01.2023 MutualArt анализирует рынок работ Клода Моне в 2022 году Объем продаж на вторичном рынке составил $539 млн
- 25.01.2023 Система распознавания лиц помогла идентифицировать картину Рафаэля Ее сравнение с «Сикстинской Мадонной» проводилось с использованием искусственного интеллекта
- 25.01.2023 Artprice публикует предварительные итоги 2022 года Полный отчет о состоянии арт-рынка будет выпущен в марте
- 30.01.2023 Sotheby’s провел торги нового формата Суммарная выручка составила $8,5 млн
- 27.01.2023 Торги работами старых мастеров, включая коллекцию Фиша, принесли Sotheby’s $78,3 млн Установлен новый рекорд на работы Бронзино
- 27.01.2023 Итоги AI аукциона № 464 Общая выручка составила 8 млн рублей
- 26.01.2023 Торги искусством старых мастеров принесли Christie’s $62,7 млн Установлен новый рекорд на произведения Франсиско Гойи
- 23.01.2023 Найденный на американской ферме эскиз оказался ранней работой Ван Дейка Теперь работу выставляют на торги с эстимейтом в $2–3 млн
- 09.01.2023 Художник недели: Александр Лозовой История Александра Лозового — единственного из живущих художников, который непосредственно учился у мастеров русского авангарда начала ХХ века
- 19.12.2022 Открыт 147-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Марца, Жоана Миро, Шамиля Надрова, Леонида Ракова, Рустама Рахматулина, Екатерины Сысоевой, Ольги Фадейкиной, Марка Шагала
- 12.12.2022 Открыт 146-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Азама Атаханова, Марии Васильевой, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Игоря Кислицына, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Pata (Пааты Мерабишвили), Александра Пучко, Леонида Ракова, Рудольфа Хачатряна, Константина Худякова, Владимира Чибисова
- 05.12.2022 Открыт 145-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Алексея Гинтовта, Евгения Зевина, Дмитрия Каминкера, Сергея Касабова, Игоря Кислицына, Валерия Мишина, Андрея Молчановского, Андрея Орлова, Александра Переднего, Сергея Потапова, Георгия Смирнова, Игоря Снегура, Екатерины Сысоевой
- 28.11.2022 Открыт 144-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Константина Батынкова, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Захарова, Владимира Ковальчука, Pata (Пааты Мерабишвили), Андрея Мунца
- 30.01.2023 В феврале в музее АРТ4 откроется постоянная экспозиция Проект «Щель» объединит работы Кабакова, Гороховского, Бродского, Краснопевцева и других художников
- 26.01.2023 В Третьяковке продолжает работать выставка-маршрут «Отвергнутые шедевры» Проект позволяет по-новому взглянуть на известные шедевры
- 24.01.2023 В Третьяковской галерее проходит ретроспектива Ивана Шадра Проект приурочен к 135-летию со дня рождения советского скульптора
- 19.01.2023 Американская ретроспектива Модильяни проливает свет на его творческую биографию При изучении работ исследователи активно применяют современные технологии
- 17.01.2023 Музей «Новый Иерусалим» готовит выставку русского и туркестанского авангарда В экспозицию войдут работы из коллекции музея Игоря Савицкого в Нукусе
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Николай Петрович Крымов
- В.Н.Макаренко, соцреализм, огромное полотно 9,5х4,4 метра
- Ф.А.Щербина, "История Кубанского казачьего войска" в 2-х томах, 1910 год
- В.Тимм, серия литографий "Коронование Александра II"
- Кто автор старого эстампа?
- Альбом художники Россия 21 век
- Прошу оценить икону
- Татьяна Явишева, собственные картины
- Коллекционеры классического искусства
- Прошу помощи в определении автора