Арт-рынок осенью 2024 года: тенденции и прогнозы. Российский рынок. Часть 1
Выделяя ключевые события прошедших месяцев, AI предлагает заглянуть во вторую половину сезона рынка искусства
В предыдущем материале мы рассмотрели зарубежный рынок, выделив семь тенденций, намеки на устойчивость которых мы получили в последние восемь месяцев. На очереди — арт-рынок российский.
1. Первое полугодие вышло рекордным. Можем ли мы требовать тот же результат от второго?
В I полугодии 2024 года объем продаж искусства на внутренних российских аукционах составил $13,6 млн — почти вполовину (на 48 %) выше аналогичного показателя I полугодия прошлого года ($9,2 млн). Напомним читателям, что эта сумма превышает любой из совокупных годовых показателей каждого сезона с 2019 по 2022 год. Стоит ли ожидать превышения этой суммы по результатам осени, что одновременно сделает сезон-2024 рекордным с начала становления отечественного арт-рынка?
Немного поиграем с цифрами, взяв для примера прошлый аукционный сезон. Итак, в I полугодии 2023-го объем продаж искусства составил $9,2 млн, во втором — $10,8 млн (на 18 % больше). Следуя этой логике, предположив, что события 2024 года будут развиваться в точной аналогии с предыдущим сезоном (+18 % роста между полугодиями), мы должны получить от аукционных продаж с июля по декабрь еще $15,9 млн.
Вот только необходимо помнить, что между 2023 и 2024 годам на треть сократилось число российских аукционных домов, и на четверть — количество проданных лотов. В первой части нынешнего сезона эта разница скрадывалась за счет почти вдвое (+97 %) выросшей средней стоимости реализованных предметов; однако с наступлением лета российский аукционный рынок «взял передышку» — три месяца, с июля по август включительно, принесли $4,2 млн (по сравнению с $4,4 млн за лето 2023 года — незначительное уменьшение на 4 %).
Другими словами, перед осенним стартом аукционный рынок 2024 года в середине лета чуть сбавил темп за счет меньшего числа лотов, при отсутствии «миллионных» продаж (последняя — «Итальянский альбом» Карла Брюллова — пришлась на июнь). Тем не менее все три сделки, превысившие $100 тыс., состоялись во второй половине августа — а это уже положительный знак, говорящий о начале «разгона» перед осенними торгами.
Суммируем сказанное по первому пункту: ожидать повторения аукционного успеха I полугодия мы вполне можем; требовать его от продавцов и покупателей — нет.
2. Ярмарки сгруппировались в I полугодии. Кто остался во втором?
Рассуждая о росте или снижении продаж на рынке искусства в цифрах, мы часто забываем, что цифры эти касаются лишь «публичной» стороны арт-рынка — аукционных продаж. А они что в российском, что в мировом масштабе уступают по финансовым объемам продажам приватным (галерейным, дилерским, а также сделкам через отделы частных продаж аукционных домов). Если мы видим увеличение числа уникальных покупателей на аукционах, то чаще всего объясняем это (в первую очередь себе, естественно) приходом новых игроков на арт-рынок в целом — не учитывая, что они попросту могут перейти из «серой», непубличной его части. Точно так же снижение результатов аукционных продаж в отдельном сезоне может происходить на фоне роста арт-рынка в целом — просто коллекционеры по какой-то экономической, социальной или маркетинговой причине решили в одночасье обратиться к частным покупкам (либо пополнить коллекции работами с первичного рынка — вотчины галерей).
Об активности первичного рынка принято судить по арт-ярмаркам — их регулярности, наполнению (галереями) и посещению (зрителями и покупателями, в примерной пропорции 19 к 1). Что мы увидели за последние полгода? Во-первых, смещение активности на первую половину сезона: помимо окончательно закрепившейся в Гостином дворе (читай — в пределах Бульварного кольца) Art Russia и проведенной второй год подряд Ассоциацией галерей ярмарки |catalog|, статус арт-события первой линии закрепила за собой ярмарка «1703» в Санкт-Петербурге.
О последней стоит высказаться отдельно: в течение первых двух сезонов своей работы (2022–2023) ярмарка «1703», организованная при поддержке «Газпрома», подвергалась демонстративному игнорированию со стороны «прогрессивной» (в российском понимании: влекущей любое начинание, инициированное вверху, — строго вниз) общественности — именно из-за близости к провластной структуре. Что, кстати, не мешало тем же самым людям спокойно, но незаметно торговать искусством с представителями власти, а также посещать Петербургский международный экономический форум — параллельно которому «1703» и проводится. Представить, что на Art Basel, контрольный пакет которого до недавнего времени принадлежал государству в лице кантона Базель, коллекционеры не поехали бы по аналогичной причине, — нелепо. Тем не менее в версии 2024 года ярмарка «1703» неожиданно для многих показала всем (в первую очередь Москве), как следует делать ярмарки — от логистики и навигации на площадке до кураторского выбора галерей и представленных художников. Интересно, что начиная с этого года «1703» стала обрастать ярмарками-сателлитами (понятно, что группируются они вокруг ПМЭФ, но все же).
Во-вторых, увеличилось количество региональных арт-ярмарок. К принимающим арт-события не первый год подряд Екатеринбургу и Ростову добавились Владивосток и Красноярск. А небольшая ярмарка современного искусства TRAF из Санкт-Петербурга и вовсе расширилась до двух проектов в год. Отрадно наблюдать, что большинство событий не ограничиваются освоением спонсорских бюджетов, а активно проводят на площадках образовательные программы для коллекционеров.
В-третьих, главная арт-ярмарка РФ последних лет — Cosmoscow — в 2023 году сменив локацию Гостиного двора (в пределах Бульварного кольца) на «Экспоцентр» (в пределах кольца Третьего транспортного), нынешней осенью переезжает еще дальше от географического центра Москвы — в «Тимирязев Центр» (за Третьим кольцом, читай — в пределах МКАД). И проходить будет не в середине сентября, а в конце октября — с явной претензией объединить и тех коллекционеров, кто не сможет попасть на парижские и майамские Art Basel, и покупателей, выбирающих новогодние подарки. Здесь прогнозов делать не возьмемся, но очень надеемся, что арт-рыночный вариант поговорки «Далеко от глаз — далеко от сердца» («Далеко от центра Москвы — далеко от кошелька») не сработает.
Но, как говорится, свято место пусто не бывает: площадку в «Экспоцентре» в начале октября займет выставка-ярмарка художественных промыслов «Жар-Птица». Зададимся неожиданным вопросом: а точно ли десятки тысяч покупателей интернет-аукционов в социальных сетях карантинных времен сегодня прочно обосновались на Art Russia и Cosmoscow? Успели ли они из разряда эмоциональных покупателей перейти в разряд коллекционеров — целевых посетителей ярмарок интеллектуального искусства? Или же простой факт замены одной ярмарки другой на площадке «Экспоцентра» будет достаточным аргументом, чтобы не ехать на «Тимирязевскую»? Публика в «Экспоцентр» придет все равно, причем с большой охотой, а вот доберется ли целевая аудитория до «Тимирязева»? Увидим в октябре, тогда и поговорим о роли московской географии в развитии арт-рынка.
3. Музейные выставки — главный поддерживающий фактор арт-рынка. Помним ли мы об этом?
В мировой практике музеи (посредством крупных коллекционеров-меценатов, принятых в наблюдательные советы арт-институций) являются такими же регуляторами рынка искусства, как и аукционные дома или крупные галереи. Редкая рекордная продажа определенного художника или всплеск интереса к целому направлению (или историческому периоду) не обходится без предварительных выставок в крупных музеях. Подобные «разогревающие» интерес коллекционеров события готовятся не один год, в четкой координации всех заинтересованных сторон. Как с этим обстоит в России? К сожалению, неважно: редкие примеры с русским авангардом (2009–2011) и «суровыми» соцреалистами (2012–2013) были уделом инициатив частных фондов и коллекционеров; в то время как государственные музеи для объединения в сколько-нибудь дееспособный картель для поддержки арт-рынка должны для начала дружить друг с другом (чего не наблюдалось со времен Генплана).
Тем не менее на осень 2024 года российские институции подготовили интересный план выставок, глядя на который мы можем прогнозировать рост общественного (и коллекционного) интереса к заявленным темам и экспонируемым художникам. Для начала ретроспективную выставку к 225-летию со дня рождения Карла Брюллова подготовил Государственный Русский музей: в экспозиции будут представлена не только живопись, но и акварель художника (на Западе это послужило бы четким сигналом к массовой покупке акварели — как относительно недорогого формата художника). Московский Музей русского импрессионизма на осенний сезон готовит выставку творческого объединения НОХ (Нового общества художников) — малоизвестного направления русского авангарда 1900–10-х годов. Не утихают страсти и вокруг «женской части» русского авангарда: выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова» в октябре откроется в Еврейском музее и центре толерантности. Современное искусство на площадках первой величины осенью будет представлено творчеством Франциско Инфантэ в Доме культуры «ГЭС-2» и выставкой «Сотворение мифа» в Фонде культуры «Екатерина», где примут участие более 80 художников.
Пожалуй, главное ожидаемое музейное событие года — новый корпус Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в конце октября открывается масштабной выставкой «Передвижники». Сложно поверить, но полноценной ретроспективы художников-передвижников в России мы не видели с перестроечных времен (разве что таковыми можно с натяжкой считать предаукционные выставки лондонских Sotheby’s и Christie’s в отдельные годы). Теперь, когда «Лондон» в плане аукционных торгов переехал в Москву, выставка в ГТГ выглядит максимально оправданной не только художественно, но и потенциально-рыночно.
Другое дело, насколько готовы будут аукционные дома оперативно представить на торгах аналогичные направления и имена? Впрочем, сейчас мы можем лишь занять позицию наблюдателей: начинать работать с продавцами над формированием аукционных каталогов на осень-зиму следовало с момента оглашения музейных планов. То есть в конце прошлого года. Но что-то подсказывает, что ведущие публичные продавцы искусства с этой задачей справились в срок. Посему делаем ставки относительно самой дорогой работы осени 2024: передвижники, Брюллов или Инфантэ?
Во второй части материала мы продолжим анализировать подготовку российского арт-рынка ко второй половине сезона 2024, а также суммируем ожидания AI в форме прогноза.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240910_PredictionsFall2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240910_PredictionsFall2.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.