Art Investment

Повторные продажи русских художников, 1986–2024. Все аукционы. Часть 3

ARTinvestment.RU завершает анализ повторных продаж русских художников на аукционных торгах с конца 1980-х годов

Результаты любых исследований, преданные публичной огласке, можно условно поделить на две группы. В первую группу попадут осторожные, тщательно выверенные выводы, авторы которых сперва закончили расчеты, убедились в соответствии цифр ожиданиям заказчика (частного лица, корпорации или общественных настроений), а лишь затем обнародовали и результаты исследования, и сам факт проведения таковых. Ко второй группе относятся публикации решительных энтузиастов, которые сперва сообщают о начале работы, заставляя аудиторию ожидать итогов и фактически отрезая себе пути к отступлению, — а после углубляются в цифры, не планируя никаких иных результатов, кроме максимально правдивых.

Исследование AI в области повторных продаж, изложенное в семи статьях, относится именно ко второй группе работ. Публикуя материал за материалом, мы делали открытия одновременно с нашим читателем, слой за слоем задействуя и анализируя данные повторных продаж русского искусства за последние четыре десятилетия. И если кому-то итоговые выводы покажутся чересчур оптимистичными, то это не спланированный информационный заговор, а приятная неожиданность; но если окажется, что цифры предлагают нам забыть про рынок русского искусства и начать строить его заново, — что ж, это будет правдивым, пусть и болезненным призывом к действию.

Прежде чем подводить итоги, нам осталось проанализировать аукционные дома, участвовавшие в повторных продажах. В отличие от предыдущих частей в сегодняшние таблицы ожидаемо попадут как российские, так и международные продавцы. Тем интереснее будет наблюдать за их движениями в едином статистическом аквариуме.

Таблица 1. Распределение повторных продаж по топ-10 аукционных домов, 1986–2024

Место в рейтинге Аукционный дом Количество сделок, ед. Количество художников, чел. Средний период между сделками, лет Средний CAGR, %
1 Sotheby’s 1219 266 6,8 39,5
2 Литфонд 892 413 2,0 10,1
3 Совком 832 439 4,6 24,6
4 Christie’s 794 167 7,3 22,4
5 MacDougall’s 755 289 6,5 36,7
6 AI Аукцион 328 160 3,8 31,7
7 Shapiro Auctions 238 143 6,4 5,6
8 Аукционный дом номер один 226 147 2,3 –4,8
9 Matsart 194 55 2,5 16,4
10 Bonhams 179 112 5,4 32,8

Если в таблицах, посвященных художникам, «объединенный» вариант фактически повторял собой результаты повторных продаж на зарубежном рынке (ввиду превосходства «Ротко и компании» в абсолютных цифрах), то по части аукционов российские продавцы составляют серьезную конкуренцию международным — 4 из 10 аукционных домов имеют московскую прописку. Ожидаемо через внутренние аукционы РФ прошло бóльшее число уникальных авторов — практически в два раза (что говорит о фокусировке на новых возможностях в противоположность ставке на статистически оправданные имена). Да и по части CAGR — среднегодового темпа роста стоимости работ — мы составляем серьезную конкуренцию. Другое дело, что уступают российские аукционы в среднем периоде владения работами — 3,2 года против 5,8 лет, но адвокаты «быстрых сделок» найдутся и здесь: рынок относительно молодой, аукционная динамика ему не повредит.

Поэтому, для чистоты эксперимента — и традиционно для аналитики AI — удалим из таблицы № 2 сделки с интервалом менее 1 года, вероятно носившие спекулятивный характер.

Таблица 2. Распределение повторных продаж по топ-10 аукционных домов (без учета сделок с интервалом менее 1 года)

Место в рейтинге Аукционный дом Количество сделок, ед. Количество художников, чел. Средний период между сделками, лет Средний CAGR, %
1 Sotheby’s 992 236 8,2 18,2
2 Christie’s 692 143 8,3 12,8
3 MacDougall’s 664 272 7,3 14,9
4 Совком 593 334 6,2 4,6
5 Литфонд 395 246 4,0 –3,1
6 AI Аукцион 238 133 5,0 18,2
7 Shapiro Auctions 197 123 7,6 –1,7
8 Bonhams 143 93 6,6 15,3
9 Matsart 123 45 3,6 3,7
10 Аукционный дом номер один 121 90 3,9 –16,5

Крайне любопытный результат! Мы видим, что фигуранты Таблицы 1 лишь незначительно поменялись местами, но из первой «десятки» не ушли — тогда как в предыдущих материалах, оценивающих исключительно зарубежный, или российский рынки, при удалении условно-спекулятивных сделок «замены в командах» игроков составляли до 1/3 аукционных домов. О чем это нам говорит? О том, что для объективной картины полезно как исследовать частности, так и дождаться общей картины. В нашем конкретном случае объединенные данные повторных продаж за счет кросс-сделок (когда предмет искусства был приобретен за рубежом, а продан в России, и наоборот) серьезным образом стабилизируют средние значения; а значит, склоняют чашу весов от спекуляций к здоровому рынку.

Важно отметить, что все расчеты были пересчитаны нами в долларах США по курсу валюты покупки (или платежа) на момент совершения сделок — другими словами, таблицы максимально объективны по отношению ко всем фигурантам повторных продаж.

В завершение, как и обещали в прошлый раз, найдем и проанализируем пары аукционов, через которые проводилось больше всего повторных продаж русского искусства. Поскольку в следующий рейтинг ожидаемо попадут пары, состоящие как из одинаковых, так и разных имен, расширим привычный топ-10 до двадцати фигурантов.

Таблица 3. Распределение повторных продаж по количеству сделок в топ-20 пар аукционных домов

Место в рейтинге Пара аукционных домов Количество сделок, ед. Средний период между сделками, лет Средняя стоимость проданных работ, $ тыс. Средний CAGR, %
1 Литфонд / Литфонд 598 8,2 0,8 9,3
2 Совком / Совком 576 8,3 6,9 4,6
3 Sotheby’s / Sotheby’s 560 7,3  464,8 10,1
4 Christie’s / Christie’s 355 6,2 535,6 5,4
5 Christie’s / Sotheby’s 214 4,0 526,4 20,0
6 Sotheby’s / Christie’s 208 10.4 1 169,9 8,7
7 Sotheby’s / MacDougall’s 195 8.8 229,5 13,3
8 MacDougall’s / MacDougall’s 187 5.2  56,3 1,3
9 Аукционный дом номер один / Аукционный дом номер один 166 1.3 0,09 –2,4
10 Гелос / Гелос 111 0.5 1,9 66,0
11 AI Аукцион / AI Аукцион 103 2.0 5,9 7,0
12 Антиквариум / Антиквариум 82 2.0 0,4 –14,6
13 Shapiro Auctions / Shapiro Auctions 76 2.0 6,9 4,7
14 Matsart / Matsart 71 2.1 12,2 2,9
15 Christie’s / MacDougall’s 71 7.9 103,6 55,1
16 Sotheby’s / Совком 57 2.4 62,6 38,7
17 Bruun Rasmussen / Bruun Rasmussen 55 1.6 12,6 –5,4
18 Dickins Auctioneers / Dickins Auctioneers 55 0.2 1,2 3,6
19 Литфонд / Аукционный дом Егоровых 51 2.0 1,3 54,7
20 Bukowskis Auctions / Bukowskis Auctions 46 3.1 14,8 –1,3

Интересно, по числу сделок в 14 из 20 пар участвуют одинаковые аукционы покупки и продажи, включая первые четыре! И это при том, что средний CAGR в этих 14 случаях составляет 5,6 % — в сравнении с 31,7 % при участии разных игроков в паре. Причина такого выбора продавца (не будущий же владелец настаивает на продаже предмета через аукцион покупки), на наш взгляд, следующая: еще в момент приобретения работы между аукционом и покупателем устанавливаются прочные отношения, рационально подогреваемые аукционом в период владения предметом искусства; в результате при необходимости продать работу выбор падает на платформу изначальной покупки. Другими словами, в приоритете владельца предмета стоит прежде всего ликвидность актива (возможность его продажи с максимальной вероятностью с уже знакомым оператором), нежели потенциально более высокая стоимость реализации через другой аукцион (без гарантии продажи в целом).

Любителей наблюдать за историческим противостоянием Sotheby’s и Christie’s (за исключением конспирологов, считающих оба аукциона принадлежащими одному конечному бенефициару) порадуем следующим открытием: покупать русское искусство на Christie’s с последующей продажей на Sotheby’s в последние 38 лет в среднем было вдвое выгоднее, чем наоборот. Правда, средние цены итоговых сделок оказывались вдвое ниже, чем в обратной паре Sotheby’s / Christie’s. Вот уж задачка для коллекционера — считать, что выгоднее: абсолютные цифры либо CAGR (с учетом издержек на содержание, логистику и комиссии аукционов). Правда, как мы помним из предыдущих частей, для игры в «абсолютные цифры» нужно приобретать более дорогостоящие предметы искусства, а высокий CAGR исторически сопутствует менее дорогим предметам, но приобретаемым в бóльшем количестве (для распределения рисков).

А теперь выводы, которые по требованиям законодательства и здравого смысла вынуждены сопроводить следующим сообщением:

Настоящее исследование не является предложением, побуждением или приглашением к покупке или продаже каких-либо художественных активов либо финансовых инструментов с их участием в юрисдикциях, где такие действия могут быть запрещены. Все данные об эффективности, представленные в данном документе, относятся к прошлым периодам и не являются гарантией будущих результатов. Текущие результаты могут отличаться от представленных показателей как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

1. Основной целью данного цикла статей было ответить на вопрос «Выгодно ли покупать русское искусство?» с позиции его владельца (поскольку продавать искусство с позиции аукционного дома, дилера или галереи выгодно всегда — просто по определению).

2. Для полноценного ответа на этот вопрос мы поставили другой вопрос: «А выгодно ли русское искусство впоследствии продавать?»

3. Работа была проведена с использованием максимально доступного (для большинства — уникального) и публичного инструментария — базы данных повторных продаж работ русских художников, которую AI собирает в течение последних десятилетий.

4. Анализ состоял из 3-х отдельных частей. Мы исследовали по отдельности сделки с участием только российских аукционов, сделки с участием только зарубежных аукционов, а также «объединенные» сделки — в которых участвовали как две предыдущие группы аукционов, так и смешанные пары (покупка за рубежом — продажа в РФ, и наоборот).

5. Исследование повторных продаж с учетом фактора времени, т.е. экономических, социальных и политических событий, а также особенностей поведения покупателей и продавцов в каждом из выделенных периодов, обнаружило значительные ценовые колебания, вызванные несоответствием ожиданий (основанных на общемировых тенденциях и экономических циклах) и крайне изменчивой реальностью (по отношению к России и русскому искусству, как неотъемлемой ее части).

6. В частности, было отмечено негативное влияние «перегретого» рынка русского искусства в 2006–2008 годах, которое впоследствии (при перепродажах) привело к снижению цен и доверия коллекционеров к русскому искусству в целом. Аналогичное по силе негативное воздействие на статус рынка русского искусства оказали спекулятивные продажи, которые подогревали спрос на отдельных (чаще всего — неизвестных рынку) авторов, провоцируя покупки последних — с тем же отрицательным итоговым результатом для будущего инвестора.

7. Однако если избыточный спрос и завышенные ценовые значения 2006–2008 годов фиксировались на открытом рынке как в России, так и за ее пределами, то спекулятивные продажи в основном проводились внутри РФ (то есть были ориентированы на менее искушенного и осведомленного коллекционера).

8. Анализ показал, что в спекулятивных сделках могут участвовать и произведения художников «с именами», но доля подобных фиктивных продаж ничтожно мала и не влияет на репутационную составляющую имени в целом.

9. Самые высокие показатели CAGR имеют первые по счету повторные продажи, поэтому, если коллекционер встречает на рынке работу, предварительно проданную более одного раза, ему следует взвесить все риски, связанные с возможностью снижения среднегодового темпа роста стоимости в период нового (его) владения.

10. Показатель CAGR не может являться единственным и исчерпывающим основанием для определения доходности вложений (дохода на инвестиции), поскольку не учитывает издержки на управление активом (комиссии, логистику, содержание, продвижение). Перечисленные издержки известны лишь потенциальному владельцу, который обязан их прогнозировать при принятии решения о приобретении предмета искусства, основываясь на публично доступных показателях CAGR.

11. Показателем условной доходности в ценовых значениях может служить грубая арифметическая формула: сумма продажи всех предметов искусства минус сумма их покупки. Для предметов русского искусства, приобретенных на объединенном рынке за все 38 лет, разница между данными цифрами является положительной — +45,0 % (то есть в среднем предметы искусства были перепроданы почти в полтора раза дороже). В случае покупки/продажи исключительно на зарубежных аукционах данное значение также остается положительным (+45,5 %), однако в случае покупки/продажи на внутрироссийских аукционах за тот же период — отрицательным (–1,5 %).

12. Если ограничить выборку сделками, совершенными начиная с 1 января 2015 года (когда и покупка и продажа состоялись после этой даты), аукционный рынок РФ показывает рост: разница между начальным и конечным объемами продаж увеличивается c –1,5 % (1993–2024) до +22,6 % (2015–2024). Это говорит о нормализации ценообразования — прежде всего о взвешенном подходе к покупке искусства по рыночным (а не спекулятивным) ценам, что с бóльшей вероятностью приводит к продаже с фиксацией валовой прибыли.

13. Аналогичным образом изменяется и усредненный показатель CAGR для сделок с работами на внутреннем рынке РФ — он увеличивается с 16,3 % (1993–2024) до 17,0 % (2015–2024). В то же время международные аукционы за аналогичные периоды демонстрируют снижение CAGR — с 15,6 % (1993–2024) до 7,6 % (2015–2024). Другими словами, в последние 9 лет сделки с предметами искусства внутри РФ становятся чуть более выгодными, а повторные продажи за ее пределами — ощутимо менее.

14. Но что нам последние 9 лет, если новые социально-экономические реалии начались совсем недавно? Рынок повторных продаж, совершенных в пределах РФ после 1 января 2022 года, отражает как осмысленное отношение коллекционеров к стоимости лотов (покупка по объективным рыночным ценам), так и готовность внутренних аукционных домов к тому, чтобы заменить собой привычные «лондонские» залы (продажа выше эстимейта при грамотной работе с покупателями).

15. Российские аукционные дома раз от разу демонстрируют возможность повторных продаж русского искусства, ранее приобретенного за рубежом, по ценам выше стоимости покупки.

16. Покупатели при выборе публичного продавца больше доверяют проверенным именам, нежели ориентируются на возможность случайного заработка. Перефразируя известную поговорку, их поведение можно описать так: «Лучше с умным НЕ потерять, чем с дураком — найти».

17. Из всех художников орбиты русского искусства, чьи произведения прошли через российские и зарубежные аукционы в 1986–2024 годах, повторные продажи зафиксированы лишь для 10,2% (1740 авторов). Число повторных продаж (8 979 ед.), согласно базе аукционных результатов AI, на объединенном рынке составляет 13,0 % от общего числа сделок на вторичном рынке. Если по части имен от международного арт-рынка русские художники пока отстают (56 % единожды проданных всех международных авторов имели повторные продажи), то по части сделок даже немного вырвались вперед («объединенные наши» 13,0 % против «всех международных» 11,0 %).

18. Несмотря не то, что российский арт-рынок, в отличие от западного, открыт для бóльшего числа имен (в том числе молодых), основная проблема для художника — не затеряться среди коллег-однодневок и попасть в поле зрения коллекционера. Чуть лучше дела обстоят с самими работами: у тех авторов, чье произведение было хоть раз продано повторно, больше шансов повторить успех.

19. На всех трех исследуемых нами рынках (российском, зарубежном и объединенном) коэффициент корреляции между среднегодовым темпом роста стоимости работ (CAGR) и периодом владения составляет −0,12, что указывает на слабую обратную зависимость между этими показателями. Это означает, что увеличение периода владения, как правило, не приводит к увеличению CAGR, а скорее, может даже слегка снижать его. Закономерность эта работает и после исключения из суммы данных результатов сделок с периодом владения менее одного года, что говорит о том, что рынок русского искусства еще не сформировал своего «инвестиционно-привлекательного» периода владения арт-активами.

20. Тем не менее допустимая для запоминания коллекционером корреляция замечена в сделках с потенциально самыми дорогими работами самых дорогих русских художников: они нуждаются в большей «выдержке» временем, как правило 8–10 лет.

21. В целом же главное правило инвестиций в искусство — «купить по разумной цене — успешно продать на подъеме рынка» — остается главенствующим. Только теперь есть четко очерченное географически поле действий и имена игроков, которые в этом помогут.

22. Действия, к слову, очень простые: принять ситуацию такой, как есть, сфокусироваться на внутреннем рынке (раз другой временно не доступен), внимательно отслеживать ценовую динамику отдельных авторов для покупок по адекватным ценам — и небезосновательно надеяться на положительный итог при перепродаже.

23. Как вы уже поняли, ключ в выборе продавца — не показанные им цифры, а уровень сопровождения и поддержки во время владения, включая выгодные условия для ликвидной продажи по необходимости.

24. Для самостоятельного углубленного анализа последующих сделок либо для перепроверки представленных редакцией исторических результатов рекомендуем подписаться на базу продаж ARTinvestment.RU.

Итак, выгодно ли инвестировать в русское искусство?

Если совершать покупки регулярно, следя за рынком и карьерным ростом отдельных художников, вовлекаясь в сообщества коллекционеров, регулярно обмениваясь информацией и анализируя опыт других игроков и при этом выделяя для инвестиций исключительно свободный капитал, что освободит ум и руки при принятии взвешенных, оправданных решений, да, инвестиции в русское искусство для умножения финансового и социального капиталов вам безусловно подойдут.

Если совершать покупки эпизодически, хаотично меняя аукционы приобретения, без оглядки на макроэкономическую ситуацию, ценовую динамику художника и рынка в целом и при этом тратить на искусство последние деньги, что неминуемо приводит к стрессу и ошибочно принятым решениям, тогда ответ будет отрицательным. Точнее, таким: инвестиции в искусство не для вас. Причем ни в русское, ни в какое-либо еще.

К тому же не стоит забывать, что, инвестируя в русское искусство сегодня, вы инвестируете в будущее всего локального арт-рынка. Старые цифры «нездорового» рынка на наших глазах сменяются новыми данными рынка стремительно растущего — и именно коллекционеры каждым своим публичным действием добавляют кирпичики данных в устойчивую башню статистики. А где больше данных — больше осмысленности в принятии решений.

Считайте, до этого была разминка. Зато все лунки подсветили, а ямки обнесли флажками. Промахнуться сегодня — сложнее, чем попасть. Удачной игры на старом новом поле!


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240820_RepeatAll_3.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240820_RepeatAll_3.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».