Повторные продажи русских художников, 1986–2024. Все аукционы. Часть 2
ARTinvestment.RU анализирует повторные продажи русских художников на аукционных торгах с конца 1980-х годов
В первой части материала мы представили читателю AI общие данные по работам русских авторов, включая художников орбиты русского искусства, чьи произведения были проданы на объединенном (российском и зарубежном) публичном арт-рынке более одного раза. Сегодня — анализируем цифры, связанные с именами художников, аукционными домами и отдельными сделками.
В предыдущих материалах мы традиционно задавались вопросом: у кого из авторов за последние 30 лет было больше повторных продаж?
Таблица 1. Рейтинг лидеров по количеству повторных продаж на объединенных аукционах, 1986–2024 (I полугодие)
| Место в рейтинге | Художник | Количество повторных продаж, ед. | Количество работ, шт. | Доля повторных продаж от общего числа сделок на аукционах, % | Средний период между сделками, лет | Средний CAGR, % |
| 1 | Шагал, Марк Захарович | 455 | 413 | 3,9 | 6,4 | 12,6 |
| 2 | Ланской, Андрей Михайлович | 281 | 202 | 7,4 | 4,4 | 14,4 |
| 3 | Кислинг, Моисей | 135 | 105 | 8,6 | 5,9 | 10,0 |
| 4 | Поляков, Сергей Георгиевич | 130 | 110 | 5,3 | 5,0 | 22,1 |
| 5 | Сюрваж, Леопольд | 128 | 104 | 5,4 | 4,7 | 25,8 |
| 6 | Бурлюк, Давид Давидович | 112 | 101 | 5,3 | 4,8 | 32,8 |
| 7 | Коровин, Константин Алексеевич | 100 | 93 | 8,4 | 5,3 | 24,3 |
| 8 | Шаршун, Сергей Иванович | 97 | 82 | 7,7 | 5,6 | 25,4 |
| 9 | Зверев, Анатолий Тимофеевич | 92 | 80 | 4,9 | 2,8 | 30,1 |
| 10 | Гончарова, Наталия Сергеевна | 88 | 77 | 6,5 | 5,4 | 21,9 |
Внимательный читатель AI отметит, что представленная таблица (и, соответственно, комментарий к ней) практически повторяет таблицу 1 из материала о повторных продажах на зарубежных аукционах — за исключением появившихся на 9–10 местах Анатолии Звереве и Наталии Гончаровой. Все верно: учитывая превалирующее количество сделок с русским искусством за рубежом в последние 38 лет, объединение данных западного и российского рынков не внесло существенных изменений в рейтинг лидеров по количеству повторных продаж, наверху все равно остались тяжеловесы — любимцы западного мира.
Но если появление в объединенном топ-10 Зверева кажется логичным — художник возглавлял данный рейтинг в «российской» части повторных продаж, то откуда появилась Гончарова, работы которой в аналогичном рейтинге не присутствовали? Ответ покажется крайне любопытным: работы Наталии Гончаровой повторно продавались большей частью именно в «смешанных» сделках — когда аукционом покупки выступал зарубежный аукцион, а продажи — внутрироссийский (либо наоборот). Здесь нужно добавить, что существенная часть описываемых лотов авторства Гончаровой представляла собой эскизы к театральным костюмам и графику — то есть максимально удобные для трансграничной логистики предметы.
В предыдущих материалах следующая таблица была посвящена работам, повторно проданным с наивысшим показателем CAGR (среднегодового темпа роста стоимости). В этот раз мы не будем освещать откровенно спекулятивные сделки неизвестных авторов (а назвать по-другому перепродажи искусства с доходностью в тысячи процентов спустя месяц после покупки язык не поворачивается и долг не позволяет). Вместо этого предложим читателю вариант таблицы 1, оставив лишь повторные продажи с временно́й дельтой менее одного года, то есть с «легким подозрением» на спекулятивность. Другими словами, попробуем найти признаки фиктивных продаж среди сделок с работами топ-авторов (что намного интереснее, согласитесь!).
Таблица 2. Рейтинг лидеров по количеству повторных продаж на объединенных аукционах, 1986–2024 (I полугодие), с периодом владения менее 1 года
| Место в рейтинге | Художник | Количество повторных продаж, ед. | Количество работ, шт. | Доля повторных продаж от общего числа сделок на аукционах, % | Средний период между сделками, лет | Средний CAGR, % |
| 1 | Шагал, Марк Захарович | 95 | 88 | 0,8 | 0,5 | 29,7 |
| 2 | Ланской, Андрей Михайлович | 79 | 64 | 2,3 | 0,5 | 31,8 |
| 3 | Бурлюк, Давид Давидович | 38 | 36 | 1,9 | 0,6 | 66,5 |
| 4 | Зверев, Анатолий Тимофеевич | 36 | 32 | 2,0 | 0,5 | 39,7 |
| 5 | Сюрваж, Леопольд | 35 | 34 | 1,8 | 0,4 | 59,4 |
| 6 | Кислинг, Моисей | 34 | 29 | 2,4 | 0,5 | 25,0 |
| 7 | Эрте | 32 | 32 | 1,1 | 0,5 | 200,4 |
| 8 | Кремень, Пинхус | 30 | 29 | 2,9 | 0,5 | 97,1 |
| 9 | Поляков, Сергей Георгиевич | 26 | 26 | 1,3 | 0,5 | 72,5 |
| 10 | Добужинский, Мстислав Валерианович | 25 | 22 | 1,2 | 0,5 | 130,4 |
Интересно. Марк Шагал остался в лидерах, следовавший за ним Андрей Ланской тоже не сдал позицию. В целом в «спекулятивном» варианте топ-10 присутствуют семеро художников из общей таблицы повторных продаж. Три новых имени — Эрте, Пинхус Кремень и Мстислав Добужинский — за шесть последних статей наблюдаем впервые. Что ж, заходите, раз пришли! Мы были и прежде знакомы, но с сегодняшнего дня обещаем следить за вами чуть внимательнее.
А теперь предлагаем, наоборот, убрать из подсчета все повторные продажи с временно́й дельтой менее одного года — интересно, насколько изменится набор художников в этом случае?
Таблица 3. Рейтинг лидеров по количеству повторных продаж на объединенных аукционах, 1986–2024 (I полугодие), с периодом владения более 1 года
| Место в рейтинге | Художник | Количество повторных продаж, ед. | Количество работ, шт. | Доля повторных продаж от общего числа сделок на аукционах, % | Средний период между сделками, лет | Средний CAGR, % |
| 1 | Шагал, Марк Захарович | 360 | 335 | 3,2 | 7,9 | 8,1 |
| 2 | Ланской, Андрей Михайлович | 202 | 163 | 6,0 | 5,9 | 7,6 |
| 3 | Поляков, Сергей Георгиевич | 104 | 87 | 4,2 | 6,1 | 9,6 |
| 4 | Кислинг, Моисей | 101 | 85 | 7,0 | 7,7 | 4,9 |
| 5 | Сюрваж, Леопольд | 93 | 81 | 4,2 | 6,3 | 13,2 |
| 6 | Шаршун, Сергей Иванович | 81 | 71 | 6,7 | 6,7 | 10,0 |
| 7 | Коровин, Константин Алексеевич | 77 | 72 | 6,5 | 6,7 | 12,7 |
| 8 | Кандинский, Василий Васильевич | 76 | 67 | 6,6 | 9,6 | 23,8 |
| 9 | Бурлюк, Давид Давидович | 74 | 70 | 3,7 | 7,0 | 15,5 |
| 10 | Айвазовский, Иван Константинович | 74 | 68 | 7,6 | 7,5 | 12,2 |
Ваши глаза не ошиблись, это не опечатка с повтором предыдущих таблиц, а реальное положение дел. Все верно: художники в топ-10 практически не изменились (с добавлением «тяжеловесов» Василия Кандинского и Ивана Айвазовского). Отсюда делаем вывод, пока претендующий на главную находку всей серии о повторных продажах: подобно любви, которой «все возрасты покорны», спекуляции покорны все имена, вне зависимости от статуса художника. Другими словами, на рынке искусства нет разделения на «исключительно чистых» и «невозвратно запятнанных» авторов — такими характеристиками можно наделить лишь продавцов и совершаемые ими действия. И мы только что показали (а кому-то — и доказали) это в цифрах.
В прошлых материалах мы выделяли работы, которые в результате повторных сделок были проданы дороже всего (без оглядки на успешность сделки). Однако топ-10 повторных продаж русских художников на объединенном рынке с самым высоким ценовым результатом оказался аналогичен предшественнику в материале о зарубежных торгах. Поэтому мы изменили подход и предлагаем взглянуть на самые дорогие повторно проданные лоты, у которых аукционы покупки и продажи располагались по разные стороны российской границы.
Таблица 4. Ценовой рейтинг повторных продаж русских художников на объединенном рынке, при участии в сделке российского и зарубежного аукционов, 1986–2024
| Место в рейтинге | Художник | Название работы | Период между сделками, лет | Аукционный дом / год покупки | Аукционный дом / год продажи | Цена покупки, $ тыс | Цена продажи, $ тыс | CAGR, % |
| 1 | Айвазовский, Иван Константинович | Афонская гора | 1,0 | Stockholms Auktionsverk / 2011 | Русские сезоны / 2012 | 1 030,4 | 1 771,9 | 72,0 |
| 2 | Фешин, Николай Иванович | Натюрморт с фруктами | 5,2 | Sotheby’s / 2008 | Русская эмаль / 2012 | 384,0 | 1 098,0 | 22,6 |
| 3 | Грабарь, Игорь Эммануилович | Груши на красной скатерти | 4,5 | Bruun Rasmussen / 2008 | Русская эмаль / 2012 | 121,9 | 1 098,0 | 62,7 |
| 4 | Перов, Василий Григорьевич | Охота на медведя зимой | 13,0 | Christie’s / 2009 | AI Аукцион / 2022 | 260,4 | 1 043,1 | 11,2 |
| 5 | Поленов, Василий Дмитриевич | Венеция | 17,9 | Sotheby’s / 2005 | AI Аукцион / 2023 | 672,7 | 882,6 | 1,5 |
| 6 | Кончаловский, Пётр Петрович | Женщина на берегу реки | 5,0 | Sotheby’s / 2006 | Галерея Леонида Шишкина / 2011 | 480,0 | 748,2 | 9,3 |
| 7 | Рерих, Николай Константинович | Монхиган. Мэн (Надежда). Серия «Океан» | 14,2 | Sotheby’s / 2009 | AI Аукцион / 2023 | 434,5 | 657,9 | 3,0 |
| 8 | Кузнецов, Павел Варфоломеевич | Натюрморт на рояле с портретом Е. М. Бебутовой | 1,1 | Аукционный дом Кабинет / 2013 | MacDougall’s / 2014 | 107,8 | 566,4 | 343,3 |
| 9 | Кончаловский, Пётр Петрович | Мурманск, плотина у Туломстроя | 1,4 | Sotheby’s / 2007 | Совком / 2008 | 177,8 | 555,0 | 129,3 |
| 10 | Верещагин, Василий Петрович | Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе Василия III | 23,7 | Sotheby’s / 1999 | AI Аукцион / 2023 | 107,5 | 537,6 | 7,0 |
Необычайно богатая информацией для промежуточных выводов таблица! Во-первых, она напрочь разбивает утверждение, что самые дорогие (не успешные — а именно дорогие) перепродажи русского искусства могли случиться лишь по маршруту «Москва — Лондон», но никак не наоборот. Нет же, 9 из 10 таких сделок начались в Великобритании, а завершились в России. Во-вторых, мы имеем свидетельство, что покупки, сделанные в 2006–2008 годах на «перегретом» арт-рынке, далеко не безнадежны — об этом говорят 4 из 10 самых громких перепродаж. В-третьих, скептики, доказывающие, что «миксованные» сделки остались далеко в прошлом (2008–2014), также оказались не у дел: сразу четыре подобные продажи совершены AI Аукционом в 2022–2023 годах. Причем после покупки на Sotheby’s (трижды) и Christie’s (единожды).
В заключительно части материала мы обратимся к аукционным домам и посмотрим, кто совершил на объединенном рынке наибольшее количество повторных продаж, причем сделаем это максимально увлекательно, выделив самые «эффективные» пары продавцов в истории совершения повторных сделок с русским искусством.
И, как обещали, подведем итоги всего цикла, ответив на изначально поставленный вопрос: «Выгодно ли инвестировать в русское искусство?»
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240816_RepeatAll_2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240816_RepeatAll_2.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


