Повторные продажи русских художников, 1986–2024. Все аукционы. Часть 1
ARTinvestment.RU анализирует повторные продажи русских художников на аукционных торгах с конца 1980-х годов
Перед вам заключительная серия материалов большого исследования, посвященного русскому искусству и главному индикатору инвестиционной привлекательности — повторным продажам. По задумке редакции AI именно эта серия должна ответить на вопрос, регулярно встречающийся в художественных (и не очень) СМИ и десятилетиями кочующий с одной арт-конференции на другую: «Выгодно ли вкладывать деньги в русское искусство?» Сразу предупредим: мы постараемся ответить на него по состоянию на середину 2024 года — а дальше снабдить читателя инструментами для самостоятельного анализа. При нашей регулярной информационно-аналитической поддержке, разумеется.
В ходе исследования мы разбирали повторные продажи русского искусства на внутренних аукционах (Часть 1 и Часть 2), а также аналогичные показатели сделок с работами русских художников, совершавшихся исключительно на международных торгах (Часть 1 и Часть 2). Сегодня мы не только объединяем два рынка в один, но и включаем в статистику работы, которые «спрятались» в первых двух материалах. А именно — сделки с предметами русского искусства, в которых покупка была совершена за рубежом, а продажа — в пределах РФ; и наоборот.
Важное замечание: учитывая колебания рубля в анализируемый период 1986–2024, в своих расчетах мы использовали конвертацию всех результатов продаж в доллары США (как наиболее стабильную из используемых на рынке искусства валют) на момент совершения сделки. Таким образом, вся последующая информация максимально приближена к желаемой «дельте интересов» инвестора, находящейся в диапазоне от «не потерять с учетом инфляции» до «заработать» на активе.
Основные данные объединенных повторных продаж:
- Количество уникальных работ: 8048
- Количество уникальных художников: 1740
- Общее количество сделок: 8979
- Капитализация всех работ с повторными продажами (сумма всех сделок): $1,93 млрд
- Начальный объем продаж (сумма всех первых сделок): $786,9 млн
- Конечный объем продаж (сумма всех последних сделок): $1,14 млрд
- Разница между начальным и конечным объемами продаж: +45,0 %
- Средний суммарный CAGR всех сделок: 25,3 %
Глядя на эти цифры, читатель, знакомый с предыдущими материалами, невольно повторит фразу капитана Черная Борода из «Пиратов Карибского моря» — «Господа, я в полном замешательстве». Разница между начальным и конечным объемами продаж в «русском» сегменте составляла –1,5 %, CAGR — 16,3 %. В «международном» сегменте аналогичные числа равнялись +45,5 % и 15,6 % соответственно. И вдруг при объединении один показатель почти не меняется (хотя складываются положительное и отрицательное значения), а другой — вырастает почти в два раза.
Возможно, все дело — в добавлении «небольшой доли» сделок, начавшихся на одном географическом рынке, а закончившихся на другом? Пересчитаем данные, разделив все повторные продажи на четыре группы:
Таблица 1. Доходность повторных продаж русского искусства в зависимости от мест совершения сделок, 1986–2024
Аукционный дом покупки / Аукционный дом продажи | Начальный объем продаж, $ млн | Конечный объем продаж, $ млн | Δ, % |
Зарубежный / Зарубежный | 767,1 | 1 115,7 | 45,5 |
Российский / Российский | 7,6 | 7,5 | –1,5 |
Зарубежный / Российский | 10,1 | 14,9 | 47,0 |
Российский / Зарубежный | 2,2 | 3,3 | 54,4 |
Гипотеза частично подтвердилась — по крайней мере в части разницы между суммами всех сделок (покупок и продаж). Получается, что через российские аукционные дома, в дополнение к $7,6 млн «внутренних» сделок, прошли повторные продажи работ, изначально приобретенных за рубежом, на сумму более $10 млн! Причем эти работы в абсолютных цифрах (разнице между покупкой и продажей) принесли владельцам 147 %, или в среднем окупились в полтора раза — каждый понимает так, как приятнее его уху и кошельку.
Обратный вариант — покупка «тут», продажа «там» — в денежном выражении чуть более привлекателен, но в объемах результат его значительно ниже. Что вполне объяснимо: после публичной покупки на российском аукционе незаметно вывезти ценную работу за рубеж для продажи уже не получится. А оформлять постоянный экспорт актива без гарантии продажи — финансово нерационально.
Теперь рассчитаем CAGR повторных продаж — среднегодовой темп роста стоимости предметов искусства за период владения. А заодно соберем статистику по другим переменным — количеству работ, имен художников, числу сделок и среднему интервалу между ними.
Таблица 2. Доходность повторных продаж русского искусства в зависимости от мест совершения сделок, 1986–2024
Аукционный дом покупки / Аукционный дом продажи | Доля от общего количества повторных продаж, % | Количество художников, чел. | Доля от общего числа уникальных работ, % | Средний CAGR, % | Средний период владения, лет |
Зарубежный / Зарубежный | 70,2 | 876 | 70,6 | 15,6 | 5,0 |
Российский / Российский | 18,8 | 1030 | 18,9 | 16,3 | 2,9 |
Зарубежный / Российский | 7,5 | 761 | 8,4 | 46,1 | 3,9 |
Российский / Зарубежный | 3,4 | 320 | 3,8 | 26,5 | 3,6 |
Теперь становится понятно, за счет чего показатель CAGR объединенного рынка достиг 25 % — за счет все тех же «метаний» коллекционеров между зарубежными и российскими аукционами. Но здесь, в отличие от Таблицы 1, мы уже видим преимущество «домашней» продажи после «зарубежной» покупки: среднегодовой темп роста стоимости работ, приобретенных в Лондоне и реализованных спустя годы в Москве, в два раза опережает аналогичный показатель искусства, проследовавшего в обратном направлении. Кстати, обратим внимание, что средний период владения предметами в двух последних строках близок к четырем годам. Принимая во внимание, что одним из маркеров спекулятивных сделок с искусством является небольшой (от нескольких месяцев до одного года) временной промежуток между повторными продажами, можем определенно заявить: пересечение искусством государственной границы РФ не было частью спекуляции.
В предыдущих материалах мы сравнивали разницу между начальным и конечным объемами повторных продаж за 40-летний период с аналогичными цифрами за последние 10 лет (более точно — с 2015 года). Так, выборка повторных продаж с 2015 года, проведенная для российского рынка, показала цифры, стремящиеся вверх (бóльшую инвестпривлекательность), а зарубежная часть выборки — цифры, скользящие вниз (бóльшую волатильность, т. е. рисковое отклонение). Что расскажут нам объединенные рыночные цифры?
- Начальный объем продаж (сумма всех первых сделок с 2015 года): $350,8 млн
- Конечный объем продаж (сумма всех последних сделок с 2015 года): $462,5 млн
- Разница между начальным и конечным объемами продаж с 2015 года: +31,9 %
Общие показатели успешности возврата инвестиций снизились почти на треть. Просесть глубже им не дают цифры внутрироссийского рынка искусства — закаленного пандемией и окрепшего в последние годы новой санкционной волны. В то же время данные зарубежных повторных продаж последних лет недвусмысленно говорят, что в ближайшее время выгодно реализовать русское искусство за пределами страны-производителя не получится — либо держите свои активы, либо пользуйтесь внутренними аукционами.
Продолжим исследование объединенных повторных продаж, ранжировав их по количеству сделок на одну работу:
Таблица 3. Распределение повторных продаж по количеству сделок с уникальными работами на объединенных аукционах, 1986–2024 (I полугодие)
Количество повторных продаж, ед. | Количество уникальных работ, шт. | Всего сделок, ед | Средний суммарный CAGR, % |
15 | 1 | 15 | 6,7 |
5 | 5 | 25 | 15,5 |
4 | 13 | 52 | 9,4 |
3 | 85 | 255 | 13,9 |
2 | 688 | 1376 | 19,9 |
1 | 7256 | 7256 | 26,9 |
Итак, большинство сделок с предметами русского искусства, проданными более одного раза, были совершены единожды — 7256, или 81 %. При этом именно такой нехитрый шаг принес продавцам наивысший показатель CAGR — 26,9 %. Что же показывают предметы с более богатой историей повторных продаж, и есть ли взаимосвязь между количеством появлений предмета искусства на рынке и успешностью его перепродажи?
Если убрать погрешность в виде единственной работы, проданной целых 15 раз («Композиция» Андрея Ланского, путешествовавшая по аукционам с 1986 по 2006 год), мы увидим классическую V-образную параболу — резко снижающийся до определенного значения показатель CAGR, а затем настолько же стремительно растущий. Переведем на понятный читателю язык: самые высокие показатели имеют либо работы, проданные шесть раз (пять повторных продаж вызывают подозрение о спекулятивности сделок), либо работы, проданные всего дважды (одна повторная продажа). Получается, что простое сочетание действий «купил — продал» существенно выигрывает у более сложного «купил — продал — перепродал». За более подробным анализом V-образной параболы можете смело обращаться к материалу, посвященному зарубежным аукционам. Пропорции цифр с объединенным рынком повторных продаж очень похожи, а их значение — детально разъяснено.
Точно так же рекомендуем освежить в памяти основные этапы развития внутреннего и международного рынков русского искусства, приведенных в прошлых статьях. Это безусловно поможет понять распределение показателей повторных продаж по годам, приведенное далее:
Таблица 4. Распределение повторных продаж на объединенных аукционах по временным этапам развития зарубежного рынка русского искусства
Временной этап, гг. | Количество сделок, ед. | Количество уникальных художников, чел. | Средний CAGR, % |
1986–1991 | 19 | 10 | 74,5 |
1992–2005 | 1071 | 212 | 46,8 |
2006–2008 | 1055 | 361 | 57,5 |
2009–2011 | 937 | 358 | 27,2 |
2012–2013 | 765 | 342 | 25,0 |
2014–2019 | 3175 | 1036 | 13,4 |
2020–2021 | 1276 | 651 | 16,3 |
2022–2024 (I пол.) | 681 | 410 | 10,6 |
Что бросается в глаза при внимательном взгляде на данную таблицу? Правильно: избыточное накопление предметов искусства с 1992 по 2008 год с таким же чудовищным показателем CAGR — всемеро выше стандартного значения CAGR международного искусства (8 % ценовой динамики в год), который «там» кажется вполне оптимистичным и достойным вложений. 50 % годового роста стоимости русского искусства вместо скепсиса и осторожности вызвали небывалый восторг: все поспешили покупать, едва появились свободные деньги (2006–2008) и повторить успех. Таким образом, причиной падения показателей CAGR после 2009 года и далее стали избыточные ожидания, не подкрепленные ничем, кроме возможности купить по завышенным ценам и слепой веры в неминуемый успех. Отметим отдельно: даже сегодня показатели CAGR русского искусства на объединенном рынке превышают средние показатели работ международных художников (а на отдельно взятом внутрироссийском рынке — показывают рост в последние два сезона, что следует из прошлого материала).
Тем не менее применим практику, использованную ранее: создадим второй вариант таблицы, удалив повторные продажи, между которыми прошло менее одного года (т. е. явно спекулятивные сделки).
Таблица 5. Распределение повторных продаж на зарубежных аукционах по временным этапам развития зарубежного рынка русского искусства (период владения — более 1 года)
Временной этап, гг. | Количество сделок, ед. | Количество уникальных художников, чел. | Средний CAGR, % |
1986–1991 | 4 | 2 | –18,3 |
1992–2005 | 685 | 159 | 23,6 |
2006–2008 | 658 | 230 | 36,3 |
2009–2011 | 655 | 270 | 9,7 |
2012–2013 | 587 | 284 | 7,3 |
2014–2019 | 2163 | 778 | 2,3 |
2020–2021 | 924 | 517 | 5,0 |
2022–2024 (I пол.) | 580 | 365 | 4,0 |
За исключением «периода неопределенности» в «перестройку» (ушедшего показателем CAGR в минусовое значение) остальные временные отрезки сохраняют структурную зависимость предыдущей таблицы. Другими словами, явно фиктивные сделки снизили общий позитивный фон — но сказанное нами не утратило актуальности; равно как и не поменялся план действий коллекционера. А план этот очень простой: принять ситуацию такой, как есть, сфокусироваться на внутреннем рынке (раз другой временно не доступен), внимательно отслеживать ценовую динамику отдельных авторов для покупок по адекватным ценам — и небезосновательно надеяться на положительный итог при перепродаже.
Во второй части материала вместе с читателями AI мы разберем отдельные ценовые показатели художников при повторных продажах, а также отыщем самые успешные и провальные сделки с искусством, в которых владелец приобретал работу за рубежом — а продавал в России, и наоборот.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240813_RepeatAll_1.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240813_RepeatAll_1.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.