Повторные продажи русских художников, 1986–2024. Зарубежные аукционы. Часть 1
ARTinvestment.RU анализирует повторные продажи русских художников на зарубежных аукционах с конца 1980-х годов
В предыдущем материале мы разбирали повторные продажи русского искусства на внутренних аукционах (Часть 1 и Часть 2). На очереди — аналогичные показатели сделок с работами русских художников, совершавшихся исключительно на международных торгах.
Важное замечание: учитывая колебания рубля в анализируемый период 1986–2024, в своих расчетах мы использовали конвертацию всех результатов продаж в доллары США (как наиболее стабильную из используемых на рынке искусства валют) на момент совершения сделки. Таким образом, вся последующая информация максимально приближена к желаемой «дельте интересов» инвестора, находящейся в диапазоне от «не потерять с учетом инфляции» до «заработать» на активе.
Основные данные повторных продаж:
- Количество уникальных работ: 5242
- Количество уникальных художников: 876
- Общее количество сделок: 5843
- Капитализация всех работ с повторными продажами (сумма всех сделок): $1,81 млрд
- Начальный объем продаж (сумма всех первых сделок): $767,1 млн
- Конечный объем продаж (сумма всех последних сделок): $1,12 млрд
- Разница между начальным и конечным объемами продаж: +45,5 %
- Средний суммарный CAGR всех сделок: 15,6 %
Первое, что просится сделать после получения «западных» цифр, — сравнить их с «внутрироссийскими» из прошлого материала. Количество повторных продаж, осуществленных исключительно в международном поле, вдвое превышает аналогичное число повторных продаж внутри РФ; при этом разительно отличается число уникальных авторов самих работ — 876 (на западных торгах) против 1030 (в России). Получается, на зарубежных аукционах на одного художника в среднем приходилось 6,7 повторной сделки, на российских — 2,4 сделки. Другими словами, подход к вложениям в искусство «там» более избирательный (сфокусированный на именах), чем «здесь». Впрочем, на международных аукционах почти никому не известные имена (составляющие львиную долю повторных продаж в РФ) сложно продать дважды и более: рынок заметит, заподозрит в фиктивной раскрутке и вычеркнет из аукционной обоймы.
Интересное различие между рынками наблюдаем в соотношении разницы между начальным и конечным объемами продаж и CAGR: на зарубежных аукционах обе величины положительные; на российских, как мы помним, положительный показатель имеет только CAGR (16,3 %) — но никак не возвращенные коллекционерам деньги с перепродажи активов (–1,5 %). Иначе говоря, предметы искусства, приобретенные и повторно проданные за последние 40 лет исключительно на международных аукционах, в среднем окупились в полтора раза в абсолютных цифрах. Но, в отличие от локального российского рынка с бóльшим количеством недорогих работ, стремительно выросших в цене на фоне незначительного роста стоимости работ более ценных, все предметы искусства на международных аукционных торгах дорожали условно-равномерно.
Однако мы не случайно выделили курсивом «за последние 40 лет»: зарубежный рынок русского искусства пережил немало изменений, наиболее существенные из которых случились в последние три года. Так, выборка повторных продаж с 2015 года, проведенная для российского рынка, показала совершенно другие цифры — стремящиеся вверх. Что расскажет нам международная практика повторных продаж за аналогичный период?
- Начальный объем продаж (сумма всех первых сделок): $338,6 млн
- Конечный объем продаж (сумма всех последних сделок): $448,9 млн
- Разница между начальным и конечным объемами продаж: +32,6 %
Как видим, показатели успешности возврата инвестиций снизились почти на треть. Означает ли это, что сделки с работами исключительно на международных торгах стали менее привлекательными? Менее — однозначно, но насколько? Для этого углубимся в данные, для начала ранжировав повторные продажи искусства по количеству сделок на одну работу:
Таблица 1. Распределение повторных продаж по количеству сделок с уникальными работами на зарубежных аукционах, 1986–2024 (I полугодие)
Повторных продаж, ед. | Уникальных работ, шт. | Всего сделок, ед | Средний суммарный CAGR, % |
15 | 1 | 15 | 8.2 |
5 | 4 | 20 | 17.3 |
4 | 8 | 32 | 4.3 |
3 | 50 | 150 | –0.1 |
2 | 447 | 894 | 5.3 |
1 | 4732 | 4732 | 18.1 |
Итак, большинство сделок с предметами русского искусства, проданными более одного раза, были совершены единожды — 4732, или 81 %. При этом именно такой нехитрый шаг принес продавцам наивысший показатель CAGR — 18,1 %.
Если убрать погрешность в виде единственной работы, проданной целых 15 раз («Композиция» Андрея Ланского, путешествовавшая по аукционам с 1986 по 2006 год), мы увидим классическую V-образную параболу — резко снижающийся до определенного значения показатель CAGR, а затем настолько же стремительно растущий. Переведем на понятный читателю язык: самые высокие показатели имеют либо работы, проданные шесть раз (пять повторных продаж с подозрением на спекулятивность сделок), либо работы, проданные всего дважды (одна повторная продажа). Получается, что простое сочетание действий «купил — продал» существенно выигрывает у более сложного «купил — продал — перепродал».
Как видим, до определенной ступени каждая последующая сделка с предметом искусства снижает вероятность итогового успеха: первый покупатель при перепродаже получает прибыль, второй — тоже в плюсе, но меньшем, третий — продает, в среднем выбравшись «в ноль», а четвертый, не желая уйти в минус, но чувствуя потенциал вещи (иначе зачем было покупать?), не рискует и держит ее до лучших времен. И так поступает большинство коллекционеров. Те же немногие, кто продолжают упорствовать и выставлять работу снова и снова (неся при этом логистические, маркетинговые и репутационные издержки), добиваются успеха по принципу «не мытьем, так катаньем»: к шестой повторной продаже у них снова получается заработать. Правда, здесь следует учитывать два фактора: (1) работу они приобрели по максимально низкой цене из возможных (в нижней точке упомянутой параболы), и (2) о затраченных в итоге времени и силах, поделенных на количество бессонных ночей, мы никогда не узнаем.
Теперь рассмотрим распределение показателей повторных продаж по годам. В аналогичной статье о внутреннем рынке искусства мы кратко описали основные этапы его развития. Для материала о зарубежных продажах мы создадим отдельную временную шкалу — с похожими историческими этапами, но другим наполнением: поведение и мотивации коллекционеров здесь будут разительно отличаться:
- 1986–1991: заявленная Горбачевым перестройка притягивает внимание международных коллекционеров и аукционных домов — Запад «тестирует» рынок, проводя единственные торги Sotheby’s в Москве (1988) за валюту с участием современных художников СССР и зарубежных коллекционеров. Одновременно в Европу и США эмигрирует значительное количество коллекционеров из СССР вместе с работами.
- 1992–2005: распад СССР приводит к массовому интересу иностранных коллекционеров к залежам советского искусства — русского авангарда, соцреализма и искусства нонконформистов. Пользуясь законодательной неразберихой, иностранцы массово вывозят работы в Европу и США; то же проделывают и российские владельцы — но уже с целью продажи на западных аукционах. В 2005-м проводятся первые «русские торги» Christie’s и Bonhams в Лондоне с упором на российских продавцов и покупателей (Sotheby’s присоединится к ним годом позже).
- 2006–2008: международный арт-рынок переживает подъем рынка современного искусства. Российское актуальное искусство и русский авангард испытывают «ценовой перегрев» в Лондоне и Нью-Йорке. Примеры успешных продаж Дэмьена Херста и Джеффа Кунса подталкивают покупателей русского и российского искусства приобретать его по завышенным ценам. Уверенности инвесторам в отечественное искусство добавляют знаковые выставки русского авангарда в Музее Гуггенхайма в Бильбао (2006) и лондонской Королевской академии искусств (2008).
- 2009–2011: экономический кризис 2008-го приводит к двухлетнему «затишью» на арт-рынке. Попытка продажи ранее приобретенных предметов искусства оборачивается для коллекционеров финансовым и эмоциональным разочарованием — что на российских аукционах, что на западных.
- 2012–2013: начало нового цикла экономического роста, формирование нового поколения современных художников и культуры коллекционирования. Вырисовывается новый фаворит на западных аукционах — соцреализм, особенно «суровый стиль» 1960-х. Чуть позже оказалось, что данное направление активно поддерживалось за счет частных инициатив владельцев крупных собраний соцреализма из России (другими словами — спрос был спровоцирован искусственно).
- 2014–2019: Первый санкционный период, внесший коррективы в состояние внутреннего арт-рынка РФ и положение русского искусства вне пределов России. Частичный отток коллекционеров на Запад позволил удержать объемы продаж в Лондоне, однако нью-йоркские «русские» офисы ведущих аукционных домов закрываются. Параллельно Sotheby’s начинает проводить ежегодные торги советских нонконформистов, элегантно названные Escape Artists — «Сбежавшие художники».
- 2020–2021: Пандемия COVID-19 не пощадила никого: ни международных художников, ни российских. Аукционные продажи русского искусства на Западе существенно уменьшаются в объемах, при этом почти исключается возможность выезда искусствоведов-экспертов для проведения срочной аутентификации и атрибуции. «Все лучшее» — и человеческий ресурс, и художественный — временно сосредотачивается внутри РФ.
- 2022–настоящее время: Второй санкционный период, закрытие «русских торгов» Sotheby’s, Christie’s и Bonhams. Нежелание работать с русскими художниками менее крупных аукционных домов в 2022-м незаметно для глаз сменяется лояльностью к отечественным именам; русские художники возвращаются на международный рынок.
Таблица 2. Распределение повторных продаж на зарубежных аукционах по временным этапам развития зарубежного рынка русского искусства
Временной этап, гг. | Количество сделок, ед. | Количество уникальных художников, чел. | Средний CAGR, % |
1986–1991 | 19 | 10 | 61,2 |
1992–2005 | 1055 | 207 | 6,0 |
2006–2008 | 821 | 228 | 27,2 |
2009–2011 | 771 | 268 | 25,0 |
2012–2013 | 563 | 228 | 21,7 |
2014–2019 | 1823 | 535 | 13,5 |
2020–2021 | 537 | 286 | 9,6 |
2022–2024 (I пол.) | 254 | 142 | –0,2 |
Прежде всего в глаза бросается любопытная деталь. Несмотря на открытие аукционным домом Christie’s департаментов русского искусства в Женеве (1968) и Нью-Йорке (1976), первые повторные продажи база AI фиксирует лишь в 1986 году. Скажем по-другому: до перестройки русское искусство в глазах зарубежного (основного на то время) коллекционера представляло в большей степени историко-культурную ценность, нежели художественно-инвестиционную. О том, чтобы продать ранее приобретенный предмет, связанный с Россией, речь не шла: либо с ним не хотел расставаться увлеченный владелец, либо другим он оказывался попросту не нужен. Как видим, все изменила именно политическая повестка.
Выше мы отмечали, что с 1986 по 1991 год случилась очередная волна эмиграции коллекционеров из СССР в страны (преимущественно) Запада. Почему же мы видим столь невысокое количество повторных продаж за аналогичный период на зарубежных аукционах? Потому что это были коллекционеры, а не спекулянты! Массового притока предложения западные торговые площадки не испытали: сменив страну, владельцы уникальных активов не спешили с ними расставаться. Это — наблюдение номер два.
В противовес навсегда покинувшим СССР коллекционерам, владельцы предметов искусства на следующем временном отрезке — с 1992 по 2005 год — покидали РФ с работами, оформленными для постоянного экспорта, преимущественно для совершения арт-сделок. Мы видим чудовищный скачок в цифрах: по количеству художников — в 20 раз, по числу повторных продаж — в 53 раза! Впрочем, ввиду относительно невысокого показателя CAGR за отчетный период (6 %, чуть ниже общемирового значения), делаем промежуточный вывод: особо спекулировать с работами западный рынок не позволял (либо сил владельцев хватало лишь на оформление вывоза, но не закулисные игры).
Следующие периоды, вплоть до пандемии COVID-19, поражают отсутствием резких цифровых колебаний — словно ни рецессии, ни рост в новых циклах рынка, ни санкции или политическая турбулентность не влияли на успех повторных продаж русских художников на зарубежных торгах. Коронавирус ожидаемо сократил количество повторных сделок, однако показатель CAGR также резко упал — словно зависел от количества, а не качества выставляемого на аукционы искусства. И под занавес — имеем минусовое значение CAGR после 2022 года на зарубежных торгах (в пределах РФ — с точностью до наоборот, доходность повторных продаж в последние три сезона растет).
В материале, посвященном внутреннему рынку России, мы ввели практику создавать второй вариант каждой таблицы — с удаленными повторными продажами, между которыми прошло менее одного года (т. е. без явно спекулятивных сделок). В случае локального арт-рынка расхождения в цифрах были разительные; посмотрим, как будет выглядеть без спекуляции международный аукционный рынок.
Таблица 3. Распределение повторных продаж на зарубежных аукционах по временным этапам развития зарубежного рынка русского искусства (период владения — более 1 года)
Временной этап, гг. | Количество сделок, ед. | Количество уникальных художников, чел. | Средний CAGR, % |
1986–1991 | 4 | 2 | –18,3 |
1992–2005 | 690 | 161 | –3,4 |
2006–2008 | 585 | 173 | 22,5 |
2009–2011 | 570 | 218 | 9,7 |
2012–2013 | 451 | 195 | 7,0 |
2014–2019 | 1400 | 431 | 2,8 |
2020–2021 | 482 | 257 | 3,7 |
2022–2024 (I пол.) | 245 | 137 | –0,1 |
Нельзя сказать, что наши прогнозы или опасения полностью подтвердились: одновременно с читателем мы получили новые сюрпризы. К сожалению, сверхвысокий (61 %) CAGR самого раннего периода оказался дутой величиной; следующий временной отрезок вплоть до 2005 года также поменял аналогичное значение на минусовое (впрочем, там спекуляций было в разы меньше — скорее, западный рынок мучительно формировал ценообразование после открытия железного занавеса). Неожиданностью не стали и неизменно высокие проценты CAGR в 2006–2008 годах: ценовой «перегрев» заставил покупателей расставаться с деньгами охотнее, чем в прошлые годы (а набор предметов искусства остался по сути тем же).
Однако дальше мы видим, что рецессия мировой экономики и геополитическая нестабильность на успех вложений в русское искусство на Западе практически не повлияла. Более того, оказала влияние она как раз на спекулянтов — с рынка они стали пропадать. Наиболее характерный в этом отношении период — пандемия 2020–2021 годов: краткосрочные сделки с русским искусством составляли всего 10 % от общего числа повторных продаж. В результате мы получили 3,7 % CAGR — такой себе «Сезанн» или «Ван Гог» (по уровню доходности) в русском национальном костюме. С большими оговорками можно сказать, что именно эта цифра и является наиболее правильной, если мы говорим о природном, без вмешательств, положении дел с русским искусством на международных торгах.
Перед второй частью материала — где мы рассмотрим конкретных художников и их капитализацию, а также зависимость итоговых цен от суммы вложений — выделим главное различие внутреннего и международного арт-рынков в отношении повторных продаж русского искусства. Несмотря на лучшую устойчивость к экономическим колебаниям и попыткам спекуляции, более высоким итоговым ценам и показателям возврата на инвестиции, «русские торги» на Западе (и с недавних пор — на Востоке) сдали позиции после 2022 года. А аналогичные цифры внутреннего российского рынка, как мы помним, наоборот, выросли.
Сможем ли мы повторить сказанное, но уже более уверенно, по окончании второй части материала? Узнаем через неделю — как всегда, почти одновременно с читателями AI.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240806_RepeatRus_3.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240806_RepeatRus_3.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.