Повторные продажи русских художников, 1993–2024. Внутренние аукционы РФ. Часть 2
ARTinvestment.RU анализирует повторные продажи русских художников на внутренних аукционах с начала 1990-х годов
В первой части материала мы представили читателю AI общие данные по работам, проданным на внутреннем публичном рынке РФ более одного раза, а также рассказали о важности повторных продаж. Сегодня — углубляемся в частности, связанные с именами художников, аукционных домов и отдельными сделками.
Для начала зададимся вопросом: у кого из авторов за последние 30 лет было больше повторных продаж?
Таблица 1. Рейтинг лидеров по количеству повторных продаж на внутреннем рынке России, 1993–2024
Место в рейтинге | Художник | Количество повторных продаж, ед. | Количество работ, шт. | Доля повторных продаж от общего числа сделок на российских аукйионах, % | Средний период между сделками, лет | Средний CAGR, % |
1 | Зверев, Анатолий Тимофеевич | 55 | 47 | 7,4 | 1,4 | 24,4 |
2 | Ведерников, Александр Семёнович | 21 | 15 | 3,8 | 1,5 | 15,7 |
3 | Кузьмин, Николай Васильевич | 17 | 14 | 12,3 | 1,2 | 4,3 |
4 | Маторин, Михаил Владимирович | 16 | 14 | 3,3 | 1,8 | 26,6 |
5 | Герасимов, Сергей Васильевич | 16 | 12 | 6,7 | 4,0 | 1,9 |
6 | Конышева, Натта Ивановна | 15 | 15 | 2,8 | 1,5 | 34,8 |
7 | Свешников, Борис Петрович | 15 | 13 | 4,0 | 1,2 | –0,3 |
8 | Слепышев, Анатолий Степанович | 14 | 11 | 7,0 | 1,7 | –12,8 |
9 | Бух, Арон Фроимович | 14 | 11 | 4,6 | 1,5 | –3,5 |
10 | Зубарев, Владислав Константинович | 13 | 11 | 4,4 | 0,6 | 6,6 |
Первое, на что обращаем внимание, — разница между первым и десятым местами в рейтинге. Она существенная: Владислав Зубарев отстает от лидера по количеству повторных продаж Анатолия Зверева в 4 раза. Как мы неустанно напоминаем читателям, разница более чем в 2,5 раза в первой «десятке» (особенно при общем количестве художников в 1 тыс.) говорит о делении рынка на явных фаворитов и остальных. Другой интересный показатель — доля повторно проданных работ от единожды приобретенных — у русских художников в большинстве случаев находится в диапазоне мировой нормы ведущих имен (3–8 %). Ниже 2 % — автор мало интересен в качестве актива, свыше 10 % — прослеживается заинтересованность в закулисных играх.
Следует также пояснить понятие «спекуляция», неоднократно упомянутое в первой части статьи. Спекуляция — приобретение выгоды на разнице между покупкой и продажей — на самом деле вполне обычный финансовый термин. По сути, любая инвестиция попадает под определение спекуляции. Другое дело, будет ли она успешной или нет, приумножит инвестор свои капиталы или потеряет. Однако когда мы говорим о спекулятивных сделках с искусством, то акцент ставим на уверенности продавцав успешном результате продажи. В этой ситуации продавец по всем признакам абсолютно убежден в итоговом заработке начиная с момента покупки самого произведения — по причине низкой цены или сговору участников сделки с целью легализовать доход после «неожиданно успешной» последующей продажи. Большинство таких спекулятивных сделок с повторными продажами одних и тех же работ и проходили на публичных торгах с промежутком в несколько месяцев.
Справедливости ради, отметим, что в таблице 1 явно спекулятивных сделок практически не замечено. Заглянем в следующую таблицу, где представлены работы с наивысшим показателем CAGR (среднегодового темпа роста стоимости) за 30 лет. Если продажи будут разделять «железные» пару лет — будем готовы расписаться в излишней подозрительности. Итак:
Таблица 2. Рейтинг лидеров по CAGR повторных продаж на внутреннем рынке России, 1993–2024
Место в рейтинге | Художник | Количество повторных продаж, ед. | Количество работ, шт. | Доля повторных продаж от общего числа сделок на российских аукционах, % | Средний период между сделками, лет | Средний CAGR, % |
1 | Маковский, Александр Владимирович | 3 | 3 | 14,3 | 0,6 | 2 755 |
2 | Ангелин, Феофан Георгиевич | 3 | 3 | 9,7 | 0,2 | 694 |
3 | Титкова, Врубелина Васильевна | 1 | 1 | 10,0 | 0,2 | 656 |
4 | Иванов, Виктор Иванович | 2 | 2 | 5,1 | 2,9 | 601 |
5 | Федюшкин, Борис Николаевич | 1 | 1 | 3,0 | 1,0 | 582 |
6 | Георгиев, Георгий Иванович | 1 | 1 | 25,0 | 1,3 | 566 |
7 | Кольцов, Алексей Яковлевич | 1 | 1 | 8,3 | 0,5 | 549 |
8 | Клюн, Иван Васильевич | 1 | 1 | 6,7 | 0,6 | 480 |
9 | Гиппиус, Наталия Александровна | 1 | 1 | 5,6 | 0,6 | 437 |
10 | Брискин, Вениамин Маркович | 1 | 1 | 2,7 | 0,2 | 436 |
Что и требовалось доказать: 8 из 10 «сумасшедших» по доходности повторных продаж были сделаны в течение одного года. В случае Виктора Иванова, с 2,9 годами среднего интервала между сделками, две из трех продаж также состоялись в течение одного аукционного сезона — они-то и «потянули» суммарный результат далеко вверх. Отметим, что лишь двое художников — Александр Маковский и Иван Клюн — с «именами» и историей; однако от спекулятивных сделок не застрахован никто (особенно умершие авторы). В западной практике, на которую мы до сих пор если не равняемся, то оглядываемся, работу, участвовавшую в нескольких продажах в течение одного года, попросту не принимают на торги: аукционы не столько следят за репутацией, сколько прогнозируют ее невостребованность — тамошние коллекционеры не хотят обладать предметом с сомнительным шлейфом.
Кстати сказать, на тех же зарубежных аукционах следуют отработанному правилу успешной продажи: рынок «не должен забыть о предмете, но успеть по нему соскучиться». Как мы помним, для различных периодов создания существует оптимальный срок владения — статистически выверенный период, с наибольшей вероятностью обеспечивающий последующую продажу по цене выше цены покупки. Так вот — удивительно! — в цифрах повторных продаж русских художников на внутреннем рынке закономерностей найти не удалось. Коэффициент корреляции успешности продажи с периодом между сделками составляет –0,07 — крайне низкий и несущественный показатель. Более того, показатель с минусовым значением: другими словами, «скорее нет, чем да».
Легкая взаимосвязь едва улавливается в пределах 5–8 лет владения — именно там показатель CAGR при повторных продажах чуть выше остальных периодов. Но именно что «чуть».
Важное примечание: в финансовой практике термин CAGR в отношении сделок, осуществленных в течение одного сезона, обычно не применяется. И тому есть математическое обоснование: результат продаж приходится делить на ноль (прошедших лет) — что является абсурдом. Но поскольку в остальных таблицах мы приучили читателя к этом термину, то оставили CAGR и здесь: не «доходом же на инвестицию» называть результат явно спекулятивных продаж? Правда, для соблюдения математической этики все значения делили на единицу — результат в цифрах от этого не изменился.
Тем временем зададимся следующей целью: выделим работы, которые в результате повторных продаж были проданы дороже всего (без оглядки на успешность сделки). Вот что у нас получится:
Таблица 3. Повторные продажи русских художников на внутреннем рынке с самым высоким ценовым результатом, 1993–2024
Художник | Название работы | Период между сделками, лет | Аукционный дом / год продажи | Цена покупки, $ тыс. | Цена продажи, $ тыс. | CAGR, % |
Айвазовский, Иван Константинович | Лунная ночь | 5,6 | Русские сезоны / 2012 | 120,6 | 503,3 | 29,1 |
Лагорио, Лев Феликсович | Императорская яхта «Держава» | 1,1 | Знакъ-Арт / 2011 | 263,7 | 195,0 | –25,0 |
Дейнека, Александр Александрович | Пирс | 2,9 | Совком / 2008 | 59,0 | 171,2 | 45,2 |
Боголюбов, Алексей Петрович | Вид Венеции | 1,0 | Русские сезоны / 2012 | 118,5 | 170,6 | 43,2 |
Рубо, Франц Алексеевич | Восточное войско в походе | 5,4 | Совком / 2017 | 118,1 | 170,0 | 7,0 |
Гриценко, Николай Николаевич | Встреча императора Николая II с германским императором Вильгельмом II | 2,5 | Совком / 2013 | 159,8 | 169,4 | 2,4 |
Сарьян, Мартирос Сергеевич | Персики | 4,5 | AI Аукцион / 2024 | 18,7 | 160,5 | 61,8 |
Маревна | Семья | 6,0 | Совком / 2013 | 147,8 | 153,1 | 0,6 |
Поленов, Василий Дмитриевич | Константинополь. Золотой Рог | 1,2 | AI Аукцион / 2024 | 49,7 | 128,4 | 119,3 |
Вильямс, Пётр Владимирович | Эльбрус | 3,9 | Совком / 2009 | 39,0 | 109,6 | 30,0 |
Как видим, расхожая фраза «купить дорого — продать еще дороже» в целом находит свое подтверждение; однако после нашей корректировки она будет звучать «купить по разумной цене — успешно продать на подъеме рынка». Разница же между неуспешной сделкой 2011 года и удачной 2024-го (где в обоих случаях временной период составляет чуть больше года) объясняется просто: в первом случае владельцам не хватило выдержки дождаться окончания кризиса, во втором — чутье покупателя подсказало: «выставляют — нужно брать!»
В заключение обратимся к аукционным домам и посмотрим, кто совершил на внутреннем рынке наибольшее количество повторных продаж, чего при этом добился и с каким результатом пришел к текущему моменту.
Таблица 4. Распределение повторных продаж по топ-10 российским аукционным домам, 1993–2024
Аукционный дом | Количество сделок, ед. | Количество художников, чел. | Средний период между сделками, лет | Средний CAGR, % |
Литфонд | 746 | 375 | 1,3 | 8.5 |
Совком | 638 | 354 | 5,1 | 18.6 |
Аукционный дом номер один | 220 | 142 | 2,1 | –5,7 |
AI Аукцион | 187 | 107 | 2,5 | 20,8 |
Русская эмаль | 123 | 101 | 2,7 | 37,7 |
Антиквариум | 102 | 67 | 2,2 | –16,0 |
Аукционный дом Егоровых | 102 | 85 | 2,8 | 40,0 |
Гелос | 100 | 71 | 0,6 | 108,3 |
Дом антикварной книги «В Никитском» | 87 | 62 | 1,8 | 20,7 |
Аукционный дом Кабинет | 36 | 24 | 2,7 | –1,4 |
Не читавший первую часть нашего материала молодой коллекционер, увидев сногсшибательные 108 % в течение 6 месяцев, побежит в аукционный дом «Гелос»… и не найдет его по причине закрытия. Остальные же присмотрятся к продавцам, которые имеют чуть меньшие, но положительные величины в графе CAGR и, что более важно, — период между сделками свыше одного года. Скажем честно: спекулятивными сделками в разные периоды грешили все (тем более, что сам аукцион может оставаться в стороне от действий владельцев). Другое дело, что у кого-то подобная практика составляла бóльшую часть заработка, другие фокусировались на развитии внутреннего арт-рынка через воспитание уровня коллекционеров и повышения качества принимаемых работ.
Для того чтобы снять все неудобные вопросы, удалим из таблицы № 4 сделки, вероятно носившие спекулятивный характер:
Таблица 5. Распределение повторных продаж по топ-10 российским аукционным домам, без учета сделок с периодом менее 1 года
Аукционный дом | Количество сделок, ед. | Количество художников, чел. | Средний период между сделками, лет | Средний CAGR, % |
Совком | 499 | 285 | 6,4 | 1,1 |
Литфонд | 266 | 196 | 2,8 | –4,0 |
AI Аукцион | 125 | 80 | 3,5 | 17,1 |
Аукционный дом номер один | 116 | 86 | 3,7 | –16,5 |
Русская эмаль | 73 | 62 | 4,2 | 17,3 |
Аукционный дом Егоровых | 67 | 60 | 3,9 | 28,6 |
Антиквариум | 65 | 49 | 3,1 | –11,7 |
Дом антикварной книги «В Никитском» | 49 | 35 | 2,8 | 4,9 |
Аукционный дом Кабинет | 28 | 18 | 3,3 | –0,7 |
Аукционный дом «Три века» | 19 | 18 | 3,5 | –8,0 |
Как видим, «Гелос» выпал из обоймы, зато добавился аукционный дом «Три века». Лишь 5 из 10 продавцов сумели удержать положительный CAGR, расставшись с «быстрыми продажами», но одновременно существенно вырос период владения, составивший в среднем 4 года. Фактически в этой таблице мы имеем приближенные показатели рынка, который называем «здоровым».
Повторимся: рынка внутреннего, которому в придачу к здоровью следует пожелать еще сил и удачи. В равной степени данные пожелания касаются инвестиционной привлекательности русского искусства: негативный «шлейф» 2006–2008 годов до сих пор тянет вниз общие цифры за 30 лет, однако последние 8 сезонов ломают тенденцию, стремясь вверх — навстречу оправданным ожиданиям коллекционера. Еще раз отметим, что до сих пор мы разбирали повторные продажи исключительно на внутреннем рынке — согласно устойчивому мнению арт-масс, куда менее «повторные» и «продажистые», чем западные. А вон как на поверку выходит!
Какими цифрами повторных продаж ответят российским аукционным домам западные продавцы русского искусства? Об этом — в следующем материале.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240802_RepeatRus_2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240802_RepeatRus_2.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.