Повторные продажи русских художников, 1993–2024. Внутренние аукционы РФ. Часть 1
ARTinvestment.RU анализирует повторные продажи русских художников на внутренних аукционах с начала 1990-х годов
Повторные продажи в экономике искусства — сродни теореме Пифагора в геометрии или второму закону Ньютона в физике. Знания о повторных продажах — основа рациональных инвестиций в художественные ценности, база, без которой не обойтись ни коллекционеру, ни инвестору, ни аналитику рынка искусства. Для подтверждения текущей рыночной стоимости художнику бывает достаточно предъявить последний аукционный результат либо показать каталог с указанными галеристом ценами — но для инвестиционной привлекательности нужно втрое больше цифр: стоимость покупки предмета (1), стоимость его продажи (2) и временной промежуток между первым и вторым действием (3). Все верно: повторные продажи — это две (или более) сделки с одной и той же работой, которые раскрывают нам изменение ее стоимости с течением времени.
В свое время AI рассказывал о важности повторных продаж для аналитики рынка искусства, а также пояснял значение CAGR — среднегодового темпа роста стоимости предметов искусства (первостепенного показателя при подобных расчетах). Отдельный материал был посвящен статистике повторных продаж произведений русских художников за 2019 год. Сегодня мы решили сделать беспрецедентный шаг: собрать воедино все данные повторных продаж работ русских художников с начала 1990-х годов по сегодняшний день, чтобы наконец ответить на вопрос, десятилетиями висящий в информационном вакууме: «Выгодно ли инвестировать в русское искусство?»
Приступая к подсчетам, мы столкнулись с интересным фактом, которому ранее не придавали значения. Повторные продажи работ русских художников за последние 30 лет очень явно разделены на три группы: с обеими сделками, произошедшими внутри России, обеими сделками за ее пределами, а также смешанным вариантом — когда покупка была осуществлена внутри страны, а продажа на зарубежных торгах (либо наоборот). Поэтому для удобства и логики повествования мы также разделим материал на несколько частей. Сегодня речь пойдет о повторных продажах искусства внутри арт-рынка РФ — то есть там, где большинство читателей AI находятся сегодня и ожидаемо проведут некоторое время в работе с локальными аукционными домами.
По данным The Sotheby's Mei Moses Indices в мировом масштабе из общего числа художников более одного раза на аукционных торгах продавалось 56 % авторов. В то же время количество работ, имеющих прецеденты повторных продаж, находится на уровне 11 % от обработанных аукционных результатов (примерно 900 тыс. записей с середины XIX века). Что мы имеем в России? Прежде всего, имеем базу аукционных торгов AI, содержащую 17 004 уникальных имени художников с результатами 69 053 публичных продаж. Выделив одинаковые лоты, мы видим: через внутрироссийские аукционы с марта 1993 года по июнь 2024 прошло 1 030 художников с 2 430 повторными продажами (6 % всех имен, 4 % всех продаж).
Промежуточный вывод, который мы делаем: отставание от международного рынка наблюдается в разнице обоих показателей; однако если соотношение повторных зарубежных и русских художников составляет 1:3, то уникальных имен художников — 1:9. Следовательно, основная проблема для художника — не затеряться среди коллег-однодневок и попасть в поле зрения коллекционера. Чуть лучше дела обстоят с самими работами: у тех художников, чье произведение было хоть раз продано повторно, больше шансов повторить успех. Впрочем на общемировом фоне обе цифры пока далеки от совершенства.
Важное замечание: учитывая колебания рубля в анализируемый период 1993–2024, в своих расчетах мы использовали конвертацию всех результатов продаж в доллары США (как наиболее стабильную из используемых на рынке искусства валют) на момент совершения сделки. Таким образом, вся последующая информация максимально приближена к желаемой «дельте интересов» инвестора, находящейся в диапазоне от «не потерять с учетом инфляции» до «заработать» на активе.
Основные данные повторных продаж:
- Количество уникальных работ: 2213
- Количество уникальных художников: 1030
- Общее количество сделок: 2430
- Капитализация всех работ с повторными продажами (сумма всех сделок): $15,74 млн
- Начальный объем продаж (сумма всех первых сделок): $7,59 млн
- Конечный объем продаж (сумма всех последних сделок): $7,48 млн
- Разница между начальным и конечным объемами продаж: –1,5 %
- Средний суммарный CAGR всех сделок: 16,3 %
Просим не расходиться: начинается самое интересное! Мы только что получили две главных цифры по итогам 31 года публичных продаж на внутреннем рынке искусства: отрицательную (разницу в абсолютных цифрах) и положительную (среднегодовой темп роста стоимости предметов искусства (CAGR), отвечающий за ценовую динамику). Скажем проще: вложенные в предметы искусства через локальные аукционы деньги вернулись коллекционерам не полностью. При этом сами предметы искусства исправно дорожали в среднем на 16 % в год. Может ли такое «соседство» существовать с финансовой точки зрения? Конечно — если представить, что меньшее число более дорогих работ принесло небольшой убыток, а бóльшее количество недорогих работ выросло в цене (чем обеспечило положительный средний процент CAGR).
Первые цифры не должны звучать как приговор: рынок развивался стихийно, пережил несколько взлетов и падений, включая период «ценового перегрева» 2006–2008 годов, начал структуризацию лишь после 2014 года. Чтобы не быть голословными, сразу приоткроем часть других данных: если сделать выборку повторных продаж с 2015 года, мы получим следующие значения:
- Начальный объем продаж (сумма всех первых сделок): $1,68 млн
- Конечный объем продаж (сумма всех последних сделок): $2,06 млн
- Разница между начальным и конечным объемами продаж: +22,6 %
В середине 2010-х случилось нечто, что заставило покупателей пересмотреть отношение к искусству, приобретая его по ценам, которые впоследствии обеспечили не только положительную ценовую динамику, но и окупаемость вложений на внутреннем рынке РФ. Впрочем не будем спешить с выводами и обратимся к анализу данных.
Таблица 1. Распределение повторных продаж по количеству сделок с уникальными работами
Повторных продаж, шт. | Уникальных работ, шт. | Всего сделок, шт | Средний суммарный CAGR, % |
---|---|---|---|
4 | 2 | 8 | –14,9 |
3 | 20 | 60 | 23,8 |
2 | 171 | 342 | 7,8 |
1 | 2 020 | 2 020 | 17,6 |
Мы видим, что большинство сделок с предметами искусства, проданными более одного раза (2020, или 83 %), были и совершены единожды — то есть их купили, продали и успокоились. Лишь две работы были проданы четырежды, причем там наблюдается явная спекуляция — все множественные торги были проведены в течение 18 месяцев с момента первой сделки. По этой причине ни художников, ни названий работ здесь упоминать не будем — достаточно того, что заслуженная «награда» в виде отрицательного CAGR героев данных арт-махинаций нашла.
Однако термин «спекуляция» нам еще пригодится — стоит лишь пристально посмотреть на распределение повторных продаж по основным этапам развития внутреннего рынка русского искусства. На всякий случай напомним читателям AI эти этапы и их основные характеристики:
- 1993–2005: начало формирования рынка искусства в РФ, развитие галерейного и аукционного бизнеса. Предметы искусства, приобретенные на первичном (галерейном) рынке, не спешат быть перепроданными через аукционы (вторичный рынок), а на публичные торги в основном выставляются «запасы» советских времен.
- 2006–2008: бурный рост рынка современного искусства, классический «ценовой перегрев» на фоне необдуманных трат накопленного в 1990-х первичного капитала. Работы приобретаются по завышенным ценам без оглядки на будущее арт-рынка.
- 2009–2011: экономический кризис 2008 приводит к двухлетнему «затишью» на арт-рынке. Массовая попытка продажи ранее приобретенных предметов искусства оборачивается для коллекционеров финансовым и эмоциональным разочарованием.
- 2012–2013: начало нового цикла экономического роста, формирование нового поколения современных художников и культуры коллекционирования. Налицо большие ожидания, подкрепленные стабилизацией рынка и активным международным сотрудничеством в мире искусства.
- 2014–2019: Первый санкционный период, неожиданно внесший коррективы в развитие внутреннего арт-рынка РФ, частичный отток коллекционеров на Запад. Оставшиеся в России коллекционеры также предпочитают перепродавать искусство на зарубежных аукционах — число которых, продолжающих работать с русским искусством, становится ощутимо меньше.
- 2020–2021: Пандемия COVID-19, «закрывшая» многих отечественных коллекционеров внутри страны. Бурное развитие онлайн-аукционов «недорогого искусства», появление нового массового класса покупателей, которые хотят стать коллекционерами через вход на рынок с невысоким чеком.
- 2022–настоящее время: Второй санкционный период, крутой разворот рынка в сторону внутренних торгов. Серьезный рост выручки внутренних аукционов на фоне закрытия «русских торгов» Sotheby’s, Christie’s и Bonhams. Новое поколение коллекционеров в РФ тем временем сформировалось и поддерживает баланс между покупками на первичном (галерейном) и вторичном (аукционные дома) рынках, при этом активно финансируя поддерживающие программы (ярмарки, резиденции и арт-школы).
Таблица 2. Распределение повторных продаж по временным этапам развития арт-рынка в России
Временной этап, гг. | Количество повторных продаж, шт. | Количество уникальных авторов, имевших повторные продажи, чел. | Средний CAGR, % |
---|---|---|---|
1993–2005 | 3 | 3 | 42,2 |
2006–2008 | 183 | 126 | 76,2 |
2009–2011 | 85 | 73 | 2,9 |
2012–2013 | 121 | 101 | 7,4 |
2014–2019 | 1016 | 554 | 5,5 |
2020–2021 | 683 | 410 | 21,1 |
2022–2024 (I пол.) | 339 | 247 | 12,9 |
Глядя на таблицу, понимаешь, что текстовые описания периодов можно было опустить: вот же они перед нами, детально изложенные — только в цифрах! Первые осторожные продажи в середине 1990-х, получившие 42 % CAGR, так и остались единственными: коллекционеры либо не поверили своему счастью, либо стали искать его за океаном — в надежде на бóльший заработок. Стремительное развитие рынка современного искусства в 2006 году привело к росту спекулятивных продаж, последствия которого российский арт-рынок ощущает до сих пор: на аукционы несут работы, стоимость покупки которых намного выше самых смелых оценок, даже с учетом прошедших двух десятилетий. Обратим внимание, насколько особняком стоит невероятно высокий CAGR (76 %) в этот период — и как он обрушивается вниз на второй год кризиса-2008.
Заметны и попытки рынка «отыграться» в 2012–2013 годах. И получилось бы, не попади РФ под западные санкции (может, их и ввели, опасаясь конкуренции скелетам Баскии со стороны богатырей Репина да штормов Айвазовского?). Очень хорошо отражает пандемийную арт-лихорадку бурный рост показателей в 2020 году (21 % CAGR): желание коллекционеров расстаться со скукой за любые деньги активно поддержали спекулянты, выводя на рынок молодые имена и по нескольку раз продавая их в течение сезона, под молчаливое согласие масс. И лишь с наступлением 2022 года рынок успокоился — стал сдержаннее, но устойчивее. Для порядка заметим, что общемировой CAGR всего искусства в последние 20 лет балансирует на отметках 8–9 %, тогда как мы с 2022 года вышли на показатель почти 13 %.
Оформив таблицу выше, впору задаться вопросом: как выглядели бы аналогичные цифры без учета повторных продаж, между которыми прошло менее одного года? Другими словами, без явно спекулятивных сделок, которые похожи на развод, оформленный в год женитьбы: это явное признание либо ошибки с выбором, либо некоего умысла.
Таблица 3. Распределение повторных продаж по временным интервалам развития арт-рынка в России с периодом владения более 1 года
Временной этап, гг. | Количество сделок, шт. | Количество уникальных художников, чел. | Средний CAGR, % |
---|---|---|---|
1993–2005 | – | – | – |
2006–2008 | 70 | 53 | 6,4 |
2009–2011 | 46 | 42 | –5,1 |
2012–2013 | 93 | 84 | 5,0 |
2014–2019 | 505 | 350 | –4,7 |
2020–2021 | 389 | 285 | 4,6 |
2022–2024 (I пол.) | 259 | 207 | 6,0 |
Без явной спекуляции арт-рынку дышалось бы куда свободнее. Во-первых, ушли чудовищные проценты 2006–2008 годов — и, о чудо: оказывается, тогда продавали и качественное, неподдельное искусство. Во-вторых, проявились минусовые значения в обоих кризисных периодах — кто знает, насколько более устойчивыми мы стали бы в итоге, не будь поверх «пририсованы» успокаивающие результаты условно-фиктивных продаж? Но главный положительный момент — в разнице между «карантинным» временем и настоящим периодом: в своей динамике они поменялись местами, и мы видим наметившийся рост. Рост от вложений в предметы искусства, если кому для спокойствия нужна полная фраза.
Впрочем спокойствие — понятие относительное и требует больше подтверждений. Теперь следует разобраться с другими параметрами повторных продаж — например, именами художников и их капитализацией, а также с зависимостью итоговых стоимостей от суммы вложений. Об этом — во второй части материала.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240730_RepeatRus.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240730_RepeatRus.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.