Art Investment

Повторные продажи русских художников, 1993–2024. Внутренние аукционы РФ. Часть 1

ARTinvestment.RU анализирует повторные продажи русских художников на внутренних аукционах с начала 1990-х годов

 

Повторные продажи в экономике искусства — сродни теореме Пифагора в геометрии или второму закону Ньютона в физике. Знания о повторных продажах — основа рациональных инвестиций в художественные ценности, база, без которой не обойтись ни коллекционеру, ни инвестору, ни аналитику рынка искусства. Для подтверждения текущей рыночной стоимости художнику бывает достаточно предъявить последний аукционный результат либо показать каталог с указанными галеристом ценами — но для инвестиционной привлекательности нужно втрое больше цифр: стоимость покупки предмета (1), стоимость его продажи (2) и временной промежуток между первым и вторым действием (3). Все верно: повторные продажи — это две (или более) сделки с одной и той же работой, которые раскрывают нам изменение ее стоимости с течением времени.

В свое время AI рассказывал о важности повторных продаж для аналитики рынка искусства, а также пояснял значение CAGR — среднегодового темпа роста стоимости предметов искусства (первостепенного показателя при подобных расчетах). Отдельный материал был посвящен статистике повторных продаж произведений русских художников за 2019 год. Сегодня мы решили сделать беспрецедентный шаг: собрать воедино все данные повторных продаж работ русских художников с начала 1990-х годов по сегодняшний день, чтобы наконец ответить на вопрос, десятилетиями висящий в информационном вакууме: «Выгодно ли инвестировать в русское искусство?»

Приступая к подсчетам, мы столкнулись с интересным фактом, которому ранее не придавали значения. Повторные продажи работ русских художников за последние 30 лет очень явно разделены на три группы: с обеими сделками, произошедшими внутри России, обеими сделками за ее пределами, а также смешанным вариантом — когда покупка была осуществлена внутри страны, а продажа на зарубежных торгах (либо наоборот). Поэтому для удобства и логики повествования мы также разделим материал на несколько частей. Сегодня речь пойдет о повторных продажах искусства внутри арт-рынка РФ — то есть там, где большинство читателей AI находятся сегодня и ожидаемо проведут некоторое время в работе с локальными аукционными домами.

По данным The Sotheby's Mei Moses Indices в мировом масштабе из общего числа художников более одного раза на аукционных торгах продавалось 56 % авторов. В то же время количество работ, имеющих прецеденты повторных продаж, находится на уровне 11 % от обработанных аукционных результатов (примерно 900 тыс. записей с середины XIX века). Что мы имеем в России? Прежде всего, имеем базу аукционных торгов AI, содержащую 17 004 уникальных имени художников с результатами 69 053 публичных продаж. Выделив одинаковые лоты, мы видим: через внутрироссийские аукционы с марта 1993 года по июнь 2024 прошло 1 030 художников с 2 430 повторными продажами (6 % всех имен, 4 % всех продаж).

Промежуточный вывод, который мы делаем: отставание от международного рынка наблюдается в разнице обоих показателей; однако если соотношение повторных зарубежных и русских художников составляет 1:3, то уникальных имен художников — 1:9. Следовательно, основная проблема для художника — не затеряться среди коллег-однодневок и попасть в поле зрения коллекционера. Чуть лучше дела обстоят с самими работами: у тех художников, чье произведение было хоть раз продано повторно, больше шансов повторить успех. Впрочем на общемировом фоне обе цифры пока далеки от совершенства.

Важное замечание: учитывая колебания рубля в анализируемый период 1993–2024, в своих расчетах мы использовали конвертацию всех результатов продаж в доллары США (как наиболее стабильную из используемых на рынке искусства валют) на момент совершения сделки. Таким образом, вся последующая информация максимально приближена к желаемой «дельте интересов» инвестора, находящейся в диапазоне от «не потерять с учетом инфляции» до «заработать» на активе.

Основные данные повторных продаж:

  • Количество уникальных работ: 2213
  • Количество уникальных художников: 1030
  • Общее количество сделок: 2430
  • Капитализация всех работ с повторными продажами (сумма всех сделок): $15,74 млн
  • Начальный объем продаж (сумма всех первых сделок): $7,59 млн
  • Конечный объем продаж (сумма всех последних сделок): $7,48 млн
  • Разница между начальным и конечным объемами продаж: –1,5 %
  • Средний суммарный CAGR всех сделок: 16,3 %

Просим не расходиться: начинается самое интересное! Мы только что получили две главных цифры по итогам 31 года публичных продаж на внутреннем рынке искусства: отрицательную (разницу в абсолютных цифрах) и положительную (среднегодовой темп роста стоимости предметов искусства (CAGR), отвечающий за ценовую динамику). Скажем проще: вложенные в предметы искусства через локальные аукционы деньги вернулись коллекционерам не полностью. При этом сами предметы искусства исправно дорожали в среднем на 16 % в год. Может ли такое «соседство» существовать с финансовой точки зрения? Конечно — если представить, что меньшее число более дорогих работ принесло небольшой убыток, а бóльшее количество недорогих работ выросло в цене (чем обеспечило положительный средний процент CAGR).

Первые цифры не должны звучать как приговор: рынок развивался стихийно, пережил несколько взлетов и падений, включая период «ценового перегрева» 2006–2008 годов, начал структуризацию лишь после 2014 года. Чтобы не быть голословными, сразу приоткроем часть других данных: если сделать выборку повторных продаж с 2015 года, мы получим следующие значения:

  • Начальный объем продаж (сумма всех первых сделок): $1,68 млн
  • Конечный объем продаж (сумма всех последних сделок): $2,06 млн
  • Разница между начальным и конечным объемами продаж: +22,6 %

В середине 2010-х случилось нечто, что заставило покупателей пересмотреть отношение к искусству, приобретая его по ценам, которые впоследствии обеспечили не только положительную ценовую динамику, но и окупаемость вложений на внутреннем рынке РФ. Впрочем не будем спешить с выводами и обратимся к анализу данных.

Таблица 1. Распределение повторных продаж по количеству сделок с уникальными работами

Повторных продаж, шт. Уникальных работ, шт. Всего сделок, шт Средний суммарный CAGR, %
4 2 8  –14,9
3 20 60 23,8
2 171 342 7,8
1 2 020 2 020 17,6

Мы видим, что большинство сделок с предметами искусства, проданными более одного раза (2020, или 83 %), были и совершены единожды — то есть их купили, продали и успокоились. Лишь две работы были проданы четырежды, причем там наблюдается явная спекуляция — все множественные торги были проведены в течение 18 месяцев с момента первой сделки. По этой причине ни художников, ни названий работ здесь упоминать не будем — достаточно того, что заслуженная «награда» в виде отрицательного CAGR героев данных арт-махинаций нашла.

Однако термин «спекуляция» нам еще пригодится — стоит лишь пристально посмотреть на распределение повторных продаж по основным этапам развития внутреннего рынка русского искусства. На всякий случай напомним читателям AI эти этапы и их основные характеристики:

  • 1993–2005: начало формирования рынка искусства в РФ, развитие галерейного и аукционного бизнеса. Предметы искусства, приобретенные на первичном (галерейном) рынке, не спешат быть перепроданными через аукционы (вторичный рынок), а на публичные торги в основном выставляются «запасы» советских времен.
  • 2006–2008: бурный рост рынка современного искусства, классический «ценовой перегрев» на фоне необдуманных трат накопленного в 1990-х первичного капитала. Работы приобретаются по завышенным ценам без оглядки на будущее арт-рынка.
  • 2009–2011: экономический кризис 2008 приводит к двухлетнему «затишью» на арт-рынке. Массовая попытка продажи ранее приобретенных предметов искусства оборачивается для коллекционеров финансовым и эмоциональным разочарованием.
  • 2012–2013: начало нового цикла экономического роста, формирование нового поколения современных художников и культуры коллекционирования. Налицо большие ожидания, подкрепленные стабилизацией рынка и активным международным сотрудничеством в мире искусства.
  • 2014–2019: Первый санкционный период, неожиданно внесший коррективы в развитие внутреннего арт-рынка РФ, частичный отток коллекционеров на Запад. Оставшиеся в России коллекционеры также предпочитают перепродавать искусство на зарубежных аукционах — число которых, продолжающих работать с русским искусством, становится ощутимо меньше.
  • 2020–2021: Пандемия COVID-19, «закрывшая» многих отечественных коллекционеров внутри страны. Бурное развитие онлайн-аукционов «недорогого искусства», появление нового массового класса покупателей, которые хотят стать коллекционерами через вход на рынок с невысоким чеком.
  • 2022–настоящее время: Второй санкционный период, крутой разворот рынка в сторону внутренних торгов. Серьезный рост выручки внутренних аукционов на фоне закрытия «русских торгов» Sotheby’s, Christie’s и Bonhams. Новое поколение коллекционеров в РФ тем временем сформировалось и поддерживает баланс между покупками на первичном (галерейном) и вторичном (аукционные дома) рынках, при этом активно финансируя поддерживающие программы (ярмарки, резиденции и арт-школы).

Таблица 2. Распределение повторных продаж по временным этапам развития арт-рынка в России

Временной этап, гг. Количество повторных продаж, шт. Количество уникальных авторов,
имевших повторные продажи, чел.
Средний CAGR, %
1993–2005 3 3 42,2
2006–2008 183 126 76,2
2009–2011 85 73 2,9
2012–2013 121 101 7,4
2014–2019 1016 554 5,5
2020–2021 683 410 21,1
2022–2024 (I пол.) 339 247 12,9

Глядя на таблицу, понимаешь, что текстовые описания периодов можно было опустить: вот же они перед нами, детально изложенные — только в цифрах! Первые осторожные продажи в середине 1990-х, получившие 42 % CAGR, так и остались единственными: коллекционеры либо не поверили своему счастью, либо стали искать его за океаном — в надежде на бóльший заработок. Стремительное развитие рынка современного искусства в 2006 году привело к росту спекулятивных продаж, последствия которого российский арт-рынок ощущает до сих пор: на аукционы несут работы, стоимость покупки которых намного выше самых смелых оценок, даже с учетом прошедших двух десятилетий. Обратим внимание, насколько особняком стоит невероятно высокий CAGR (76 %) в этот период — и как он обрушивается вниз на второй год кризиса-2008.

Заметны и попытки рынка «отыграться» в 2012–2013 годах. И получилось бы, не попади РФ под западные санкции (может, их и ввели, опасаясь конкуренции скелетам Баскии со стороны богатырей Репина да штормов Айвазовского?). Очень хорошо отражает пандемийную арт-лихорадку бурный рост показателей в 2020 году (21 % CAGR): желание коллекционеров расстаться со скукой за любые деньги активно поддержали спекулянты, выводя на рынок молодые имена и по нескольку раз продавая их в течение сезона, под молчаливое согласие масс. И лишь с наступлением 2022 года рынок успокоился — стал сдержаннее, но устойчивее. Для порядка заметим, что общемировой CAGR всего искусства в последние 20 лет балансирует на отметках 8–9 %, тогда как мы с 2022 года вышли на показатель почти 13 %.

Оформив таблицу выше, впору задаться вопросом: как выглядели бы аналогичные цифры без учета повторных продаж, между которыми прошло менее одного года? Другими словами, без явно спекулятивных сделок, которые похожи на развод, оформленный в год женитьбы: это явное признание либо ошибки с выбором, либо некоего умысла.

Таблица 3. Распределение повторных продаж по временным интервалам развития арт-рынка в России с периодом владения более 1 года

Временной этап, гг. Количество сделок, шт. Количество уникальных
художников
, чел.
Средний CAGR, %
1993–2005
2006–2008 70 53 6,4
2009–2011 46 42 –5,1
2012–2013 93 84 5,0
2014–2019 505 350 –4,7
2020–2021 389 285 4,6
2022–2024 (I пол.) 259 207 6,0

Без явной спекуляции арт-рынку дышалось бы куда свободнее. Во-первых, ушли чудовищные проценты 2006–2008 годов — и, о чудо: оказывается, тогда продавали и качественное, неподдельное искусство. Во-вторых, проявились минусовые значения в обоих кризисных периодах — кто знает, насколько более устойчивыми мы стали бы в итоге, не будь поверх «пририсованы» успокаивающие результаты условно-фиктивных продаж? Но главный положительный момент — в разнице между «карантинным» временем и настоящим периодом: в своей динамике они поменялись местами, и мы видим наметившийся рост. Рост от вложений в предметы искусства, если кому для спокойствия нужна полная фраза.

Впрочем спокойствие — понятие относительное и требует больше подтверждений. Теперь следует разобраться с другими параметрами повторных продаж — например, именами художников и их капитализацией, а также с зависимостью итоговых стоимостей от суммы вложений. Об этом — во второй части материала.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240730_RepeatRus.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240730_RepeatRus.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».