Art Investment

Повторные продажи русских художников, 1986–2024. Зарубежные аукционы. Часть 2

ARTinvestment.RU анализирует повторные продажи русских художников на зарубежных аукционах с конца 1980-х годов

В первой части материала мы представили читателю AI общие данные по работам русских авторов, включая художников русской орбиты, чьи произведения были проданы на зарубежном публичном арт-рынке РФ более одного раза. Сегодня — углубляемся в частности, связанные с именами художников, аукционными домами и отдельными сделками.

Для начала традиционно зададимся вопросом: у кого из авторов за последние 30 лет было больше повторных продаж?

Таблица 1. Рейтинг лидеров по количеству повторных продаж на зарубежном рынке, 1986–2024

Место в рейтинге Художник Количество повторных продаж, ед. Количество работ, шт. Доля повторных продаж от общего числа сделок на зарубежных аукционах, % Средний период между сделками, лет Средний CAGR, %
1 Шагал, Марк Захарович 454 412 3,9 6,5 7,1
2 Ланской, Андрей Михайлович 271 195 7,2 4,8 7,5
3 Кислинг, Моисей 132 102 8,4 6,1 8,1
4 Поляков, Сергей Георгиевич 130 110 5,3 5,1 19,3
5 Сюрваж, Леопольд 122 100 5,3 4,9 13,3
6 Шаршун, Сергей Иванович 94 79 7,6 5,7 6,3
7 Коровин, Константин Алексеевич 89 83 7,8 5,4 19,5
8 Бурлюк, Давид Давидович 86 79 4,6 4,8 20,2
9 Кандинский, Василий Васильевич 85 75 7,6 8,9 24,5
10 Айвазовский, Иван Константинович 78 72 8,4 6,8 8,3

В материале, посвященном повторным продажам на внутреннем рынке РФ, мы обращали внимание на разницу в количестве повторных продаж между первым и десятым местами в рейтинге: в цифровом выражении она составила 4 раза (тогда как разница более чем в 2,5 раза в первой десятке говорит о делении рынка на явных фаворитов и остальных). В «зарубежном» варианте аналогичная цифра равна 5,6 — то есть этот мир еще более полярен. Более детальный анализ показывает, что речь следует вести о снижении предложения, а не спроса — другими словами, достойные работы Бурлюка, Кандинского или Айвазовского изначально появляются на рынке реже, нежели предметы авторства Шагала, Ланского или Полякова.

Доля повторно проданных работ от единожды приобретенных (в обоих случаях — на зарубежных торгах) у русских художников находится в диапазоне мировой нормы ведущих имен (3–8 %). Напомним читателю AI: если данный показатель ниже 2 % — автор мало интересен в качестве актива; когда свыше 10 % — прослеживается заинтересованность в закулисных играх. Средний период владения — 5,9 года — показывает отсутствие явно спекулятивных сделок, которые обычно разделяет период от нескольких месяцев до одного года, либо по крайней мере влияния таких сделок на средние показатели каждого из авторов.

Если вы пришли за спекулятивными сделками — вам ниже! Рассмотрим следующую таблицу, где представлены работы с наивысшим показателем CAGR (среднегодового темпа роста стоимости) за 38 лет.

Таблица 2. Рейтинг лидеров по CAGR повторных продаж на зарубежном рынке, 1986–2024

Место в рейтинге Художник Количество повторных продаж, ед. Количество работ, шт. Доля повторных продаж от общего числа сделок на зарубежных аукционах, % Средний период между сделками, лет Средний CAGR, %
1 Лукин, Ростислав Владимирович 1 1 1,4 0,7 2566,7
2 Власова, Клара Филипповна 1 1 10,0 0,2 1130,8
3 Пономаренко, Светлана Петровна 1 1 16,7 0,2 976,9
4 Шильдер, Николай Густавович 1 1 12,5 0,3 913,5
5 Шиукашвили, Отари Георгиевич 1 1 12,5 1,1 782,3
6 Клементьева, Ксения Александровна 1 1 25,0 0,8 650,0
7 Лемох, Кирилл Викентьевич 1 1 14,3 0,9 454,5
8 Степанов, Даниил Клавдиевич 1 1 25,0 0,6 404,3
9 Светославский, Сергей Иванович 4 4 9,3 1,8 386,1
10 Капустин, Григорий Иванович 1 1 1,7 0,4 365,0

Спешим поздравить большинство авторов из данной таблицы: они только что, второй раз в жизни, попали в поле зрения художественного СМИ. В первый раз это случилось после «невероятной», но эпизодической, перепродажи много лет назад — и вот последовало повторение медийного успеха. К сожалению, для многих этот успех останется последним достижением в мире искусства — других поводов написать об упомянутых выше художниках у нас с вами не будет. Но документальную точность мы соблюли: всех пересчитали и показали читателю цифры.

Тем временем зададимся следующей целью: выделим работы, которые в результате повторных продаж были проданы дороже всего (без оглядки на успешность сделки). Вот что у нас получится:

Таблица 3. Повторные продажи русских художников на зарубежном рынке, с самым высоким ценовым результатом, 1986–2024

Художник Название работы Период между сделками, лет Аукционный дом / год продажи Цена покупки, $ млн Цена продажи, $ млн CAGR, %
Малевич, Казимир Северинович Супрематическая композиция 9,5 Christie's, 2018 $60,0 $85,8 3,8
Ротко, Марк Без названия (Красный, голубой, оранжевый) 6,5 Phillips, 2014 30,5 56,2 9,8
Ротко, Марк Untitled (Yellow, Orange, Yellow, Light Orange) 9,0 Christie's / 2023 36,6 46,4 2,7
Ротко, Марк № 7 (Темное над светлым) 10,5 Christie's / 2018 18,8 30,7 4,8
Кандинский, Василий Васильевич Этюд к «Импровизации 3» 4,6 Christie's / 2013 16,9 21,1 5,0
Явленский, Алексей Георгиевич Шокко (Шокко в широкополой шляпе) 4,3 Sotheby's / 2008 7,4 18,5 24,1
Сутин, Хаим Соломонович Камердинер 14,1 Sotheby's / 2015 1,9 16,9 16,7
Шагал, Марк Захарович Большой цирк 10,5 Sotheby's / 2017 12,3 16,0 2,6
Сутин, Хаим Соломонович Мужчина в красном шарфе 9,2 Sotheby's / 2007 2,3 15,3 22,8
Сталь, Николя де Стоящая обнаженная 5,0 Christie's / 2018 6,1 12,1 14,8

Коротко таблицу можно назвать так: «В схватке с тремя Ротко победил Малевич». Безусловно, приятно, что в списке самых дорогих работ (по результатам повторных продаж) художников русской орбиты на первом месте находится имя, которое всецело не присвоили себе ни другая страна, ни всемирная история искусства, ни международный арт-рынок. Обратим внимание, что средний период владения представленными работами — 8,3 года — на 30 % превышает аналогичный показатель самых «повторно продаваемых» художников (Табл. 1). Что недвусмысленно намекает: потенциально самые дорогие работы самых дорогих художников нуждаются в большей «выдержке» — как временем, так и нервами владельца.

Обратим внимание, что две наиболее успешные сделки по показателю CAGR — с работами Хаима Сутина и Григория Явленского — были проведены в 2007–2008 годах, в условиях очевидного ценового «перегрева». Без них оставшиеся фигуранты таблицы в среднем имеют 7,5 % CAGR — что очень даже неплохо, когда мы говорим о сверхдорогих работах (в случае если их покупают «обычные» состоятельные граждане, а не арабские шейхи или китайские медиамагнаты с заведомой переплатой).

В заключение обратимся к аукционным домам и посмотрим, кто совершил на зарубежном рынке наибольшее количество повторных продаж, чего при этом добился и с каким результатом пришел к текущему моменту.

Таблица 4. Распределение повторных продаж по топ-10 зарубежных аукционных домов, 1986–2024

Аукционный дом Количество сделок, ед. Количество художников, чел. Средний период между сделками, лет Средний CAGR, %
Sotheby’s 1097 254 7,5 21,7
Christie’s 806 173 7,2 15,1
MacDougall’s 694 292 6,6 28,3
Shapiro Auctions 237 142 6,4 5,8
Matsart 192 57 2,6 13,8
Bonhams 169 102 5,4 14,2
ArtCurial 111 41 3,4 10,6
Aguttes 83 55 2,7 25,9
Stockholms Auktionsverk 74 53 2,9 30,2
Millon & Associes 70 45 6,1 9,4

Что подумает молодой коллекционер или инвестор, начавший свое погружение в цифры арт-рынка с этой статьи? Что аукционы MacDougall’s, Aguttes и Stockholms Auktionsverk — лучшие места для совершения повторных продаж, раз показывают 25–30 % среднегодового темпа роста стоимости реализованных через них предметов. Более опытные коллеги посмотрят в колонку «Средний период между сделками», а при возможности самостоятельного анализа (например, подписки на базу продаж ARTinvestment.RU) — вычтут из уравнения все продажи, расстояния между которыми были меньше одного года.

Поэтому, традиционно для аналитики AI, удалим из таблицы № 4 сделки, вероятно носившие спекулятивный характер:

Таблица 5. Распределение повторных продаж по топ-10 зарубежных аукционных домов (без учета сделок с интервалом менее 1 года)

Аукционный дом Количество сделок, ед. Количество художников, чел. Средний период между сделками, лет Средний CAGR, %
Sotheby’s 955 231 8,6 6,8
Christie’s 695 148 8,3 7,8
MacDougall’s 629 274 7,2 17,8
Shapiro Auctions 196 122 7,6 –1,5
Bonhams 133 84 6,7 5,8
Matsart 127 50 3,6 2,2
ArtCurial 82 35 4,5 11,9
Millon & Associes 66 48 8,9 –1,5
Tiroche 60 30 5,8 –1,5
Bukowskis 54 39 6,9 8.3

Не знаем, с каким достижением поздравить MacDougall’s больше — с возвращением к активной работе в 2024 году или с титулом «самого неподкупного международного аукциона». Британский аукционный дом с русскими корнями удержал высокие цифры CAGR после удаления всех спекулятивных сделок. Чего не скажешь о некоторых других продавцах: Aguttes и Stockholms Auktionsverk вовсе покинули первую десятку; о других фигурантах предлагаем судить самим по минусовым значениям среднегодового темпа роста стоимости перепроданных активов. Что до застывших в районе 6–8 % CAGR у Sotheby’s и Christie’s, то русское искусство здесь находится в общепринятом среднем диапазоне повторных продаж международных художников. Это можно даже обыграть, используя первых буквы названий аукционных домов: «С = Стабильность», «К = Консерватизм».

Итак, мы рассмотрели два отдельных рынка повторных продаж: внутрироссийский и международный. Настало время их совместить и узнать о доходности сделок, в которых покупка была совершена в РФ, а продажа — на Западе (или наоборот). Об этом и других интересных деталях рынка повторных продаж — на следующей неделе.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240809_RepeatRus_4.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20240809_RepeatRus_4.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».