Art Investment

Художники и цены

«Русские торги» в Лондоне: обзор топ-лотов

На следующей неделе в столице Великобритании пройдет традиционная серия аукционов русского искусства. За ходом этих торгов, проводимых лондонскими офисами Sotheby’s, Christie’s и Bonhams дважды в год (в июне и в ноябре — декабре), продавцы и коллекционеры русского искусства следят с пристальным вниманием и по ним судят о здоровье всего рынка русского искусства и о ценах на работы конкретных художников. В этом ноябре — декабре «Русские торги» пройдут как в старые добрые времена: все аукционы будут очными (хотя Sotheby’s, к примеру, уже принимает предварительные онлайн-ставки на свои лоты) и пройдут за три дня — с 29 ноября по 1 декабря. Начнет распродажу Christie’s: их аукцион русского изобразительного и декоративно-прикладного искусства состоится 29 ноября. Bonhams проведет свой аукцион Russian Sale 1 декабря. Но самая обширная и богатая на интересные лоты подборка будет у Sotheby’s: аукционный дом проведет торги ИЗО и ДПИ 30 ноября, и в отдельный аукцион, назначенный на 1 декабря, выделил шестидесятников и современных российских художников. С Sotheby’s мы, пожалуй, и начнем.

Sotheby’s. Russian Pictures
30 ноября 2021

Топ-лотом аукциона Sotheby’s «Русская живопись», да и всей осенне-зимней серии «Русских торгов — 2021» станет «Натюрморт с яблоками» кисти Кузьмы Петрова-Водкина (эстимейт £2,5–3,5 млн). Этот ранний натюрморт 1912 года — один из первых опытов художника в области пространственных построений. В этой работе Петров-Водкин вплотную приблизился к сферической перспективе, ставшей впоследствии отличительной чертой его авторского стиля. Накрытый скатертью стол словно готов опрокинуть лежащие на нем яблоки; рисунок с головой коня на заднем плане дает совсем иную точку зрения на всю композицию. И хотя «Натюрморт с яблоками» вряд ли сопоставим по уровню исполнения с более поздним «Натюрмортом с сиренью», проданным на русских торгах Christie’s в июне 2019 года за рекордные £9,28 млн ($11,7 млн), работа тем не менее очень интересная и редкая. За нее наверняка развернется серьезная борьба, а итоговая цена, по нашим предположениям, будет у верхней границы эстимейта — в районе £3–3,5 млн.

«Натюрморт с яблоками» был написан летом 1912 года в имении генерала Петра Грекова в Саратовской губернии, куда Петров-Водкин был приглашен генеральской дочерью и своей ученицей Наталией. Для натюрморта «позировали» яблоки из генеральского сада — «величиною с арбуз», как описывал их художник в письме матери. «Натюрморт с яблоками» был среди девяти работ художника, показанных на Балтийской выставке в Мальме (1914) наряду с картиной «Купание красного коня». В середине 1960-х этот натюрморт приобрел советский скульптор и бывший ученик Петрова-Водкина Борис Евсеевич Каплянский; полотно участвовало в выставках в Москве (1966) и Ленинграде (1969).

Одна из самых заметных вещей в каталоге Sotheby’s от 30 ноября — «Портрет Мадам М» кисти Константина Маковского. На горизонтальном холсте длиной почти два метра художник изобразил лежащей на кушетке свою третью и последнюю музу — Марию Алексеевну Матавтину. В год написания этого портрета (1892) Маковский получил развод у своей второй жены Юлии Летковой и полностью отдался чувствам к своей новой возлюбленной. О значимости этого портрета в личной истории Константина Маковского и Марии Матавтиной говорит хотя бы то, что работа передавалась по наследству в семье художника вплоть до настоящих торгов, т. е. более века не меняла владельцев. Впечатляющая история картины, ее размер, декоративность позволяют предположить, что эстимейт £200–300 тыс. может быть значительно превышен: торг может дойти и до £400–500 тыс. Главное, чтобы среди претендентов были обладатели больших и свободных стен, подходящих для «Портрета Мадам М».

Интересно будет проследить за ходом торгов за работу Бориса Кустодиева «Деревенская ярмарка». Вещь, с одной стороны, совсем небольшая (всего 17,5 × 22 см), но с другой стороны, очень характерная. В ней собрано все то, за что ценится Кустодиев и за чем обычно охотятся коллекционеры. Это праздничная сцена русской ярмарки с множеством персонажей, каждый из которых занят своим делом: группа девушек решила искупаться, другая компания устроила трапезу в тени дерева, возница уступает дорогу двум мальчишкам верхом на лошади. Этот этюд датирован 1919 годом — периодом, когда Кустодиев уже был прикован к инвалидному креслу и работал преимущественно в своей мастерской. Тем не менее «Деревенская ярмарка» наполнена радостью жизни. Думаем, что работу купят — скорее всего, в пределах эстимейта £200–300 тыс.

Один из заявленных топ-лотов каталога, который, кстати, привозили на предаукционную выставку в Москву, — «Натюрморт с чайником и подносом» (1910–1912) кисти Петра Кончаловского (эстимейт £280–350 тыс.). В этой ранней работе Кончаловский смог создать диалог между современным ему западным искусством и славянскими традициями: в ней прослеживается влияние постимпрессионистов и фовистов (в частности, Сезанна), но при этом композиция натюрморта составлена из изделий русских народных промыслов. Центральное место отведено, к примеру, яркому жостовскому подносу, фигурирующему еще на одном натюрморте Кончаловского этого же периода из собрания Пермского художественного музея.

«Натюрморт с чайником и подносом» происходит из собрания известного московского коллекционера начала ХХ века Александра Шика. Этот натюрморт Кончаловского был в числе нескольких десятков работ, которые Шику после революции удалось вывезти в Париж. Судя по предварительным онлайн-ставкам, за несколько дней до очных торгов «Натюрморт с чайником и подносом» уже достиг нижнего эстимейта, т. е. он будет гарантированно продан. С другой стороны, эта работа не слишком характерна для художника — ждем ухода в пределах эстимейта.

Масштабное полотно Алексея Саврасова «Волга под Юрьевцем» относится к одному из лучших периодов в творчестве художника — первой половине 1870-х (тогда же, когда были созданы знаменитые «Грачи»). Центральное место в композиции пейзажа занимают фигуры бурлаков. К теме тяжелого труда этой социальной группы художники-передвижники обращались неоднократно: еще в 1866 году работу с бурлаками написал Василий Верещагин. Саврасов работал над своими бурлаками примерно в то же время, что и Репин, но каждый из авторов интерпретировал этот сюжет по-своему. На полотне Репина фигуры бурлаков являются главными действующими лицами. У Саврасова же они, скорее, органичный элемент пейзажа (все-таки художник был в первую очередь пейзажистом).

На выставке Московского общества любителей художеств 1871 года работа «Волга под Юрьевцем» вызвала большой интерес как у критиков, так и у публики и в итоге получила первую премию в секции пейзажа. Если бы картина осталась в советской России, сегодня она наверняка украшала бы коллекцию одного из государственных художественных музеев. Но судьба «Волги под Юрьевцем» сложилась иначе: в какой-то момент она попала в частную коллекцию во Франции. Полагаем, что размер работы, ее история, качество исполнения и сюжет позволят пейзажу Саврасова уйти в пределах или чуть дороже эстимейта £0,8–1,2 млн.

Одна из лучших графических работ в каталоге торгов Sotheby’s 30 ноября — это, безусловно, рисунок Ильи Ефимовича Репина «Солнечное затмение 1887 года. Менделеев на своем воздушном шаре» (эстимейт £80–120 тыс.). Художник был очевидцем легендарной авантюры своего друга Дмитрия Ивановича Менделеева, решившего подняться в небо на воздушном шаре для наблюдения за солнечным затмением. Воздухоплаватель, который должен был сопровождать ученого, в последний момент выпрыгнул из корзины, и в итоге 53-летний Дмитрий Иванович сам управлял шаром. На рисунке Репина как раз запечатлен момент запуска шара. Этот эскиз хорошо известен и не раз публиковался. Среди его прежних владельцев — знаменитый американский коллекционер Арманд Хаммер. При такой истории создания и бытования от репинского рисунка вполне можно ожидать продажи с превышением эстимейта £80–120 тыс.  

«Натюрморт с подсолнухами» Наталии Сергеевны Гончаровой 1908–1909 годов — яркий образец неопримитивистского периода художницы. Написанная под очевидным влиянием натюрмортов с подсолнухами Ван Гога, эта яркая пастозная работа была куплена в 1930-е годы непосредственно у художницы американским журналистом Сенфордом Гриффитом. С тех пор «Натюрморт с подсолнухами» передавался в семье Гриффита по наследству. Живописных натюрмортов Гончаровой такого уровня и свежих для рынка давно не появлялось на торгах. И оценка соответствует — до £250 тыс. (более $330 тыс.). Вряд ли лот выйдет за ее пределы.

Пейзаж кисти Константина Коровина «Французский прибрежный город летом» — один из лучших образцов жанра, написанных художником в эмиграции. Эксперт видит в работе стилистические переклички как с более ранним крымским пейзажем «Пристань в Гурзуфе» (Вятский художественный музей), так и с холстом французского периода «Мост в Сен-Клу» (ГТГ). Интерес к творчеству Коровина сейчас высокий. От пейзажа, написанного в столь солнечном, импрессионистическом ключе, вполне можно ожидать продажи и за £250 тыс., и за £300 тыс.

На торгах 30 ноября частично будут представлены работы нонконформистов. В этой подборке особо выделяются «Натюрморт с разбитым цветочным горшком» Дмитрия Краснопевцева (лот 181, £30–50 тыс.) и масло Дмитрия Плавинского «Пожар в деревне» (лот 185, £15–20 тыс.): от первой работы мы ожидаем ухода ближе к верхней границе эстимейта, а от второй — продажи с превышением оценки.

Sotheby’s. Post-War and Contemporary Russian Art from a Private Collection
1 декабря 2021

Следуя растущему спросу со стороны покупателей, Sotheby’s снова вынес советское неофициальное искусство в отдельный аукцион (в сентябре, к примеру, подобный тематический онлайн-аукцион под названием Escape Artists принес £1,87 млн). Но для русских торгов конца 2021 года аукционный дом приготовил нечто особенное: 1 декабря в рамках торгов «Послевоенное и современное российское искусство» коллекционерам будет предложена одна из самых внушительных частных коллекций нонконформистов за пределами России. Эти 87 работ исключительного качества в последний раз появлялись на рынке более десяти лет назад.

Открывают каталог торгов 1 декабря три высококлассных натюрморта Дмитрия Краснопевцева (лоты 301–303, эстимейты в диапазоне £30–60 тыс.). Все три работы, датируемые 1969–1973 годами, в последний раз проходили через торги в ноябре 2008 года, т. е. 13 лет назад. Можно ожидать, что высокое качество работ и хороший период выдержки в одной коллекции позволят натюрмортам Краснопевцева уйти в пределах или выше эстимейтов.

Далее следует великолепный ранний холст Олега Целкова «Мальчик с шариками» (лот 304, эстимейт £150–200 тыс.). В этой работе 1957 года нет еще узнаваемых целковских лиц, ножей, топоров, но уже чувствуется авторская манера. А еще в ней ощущается отчетливое влияние кубизма: в 1956 году, за год до написания «Мальчика с шариками», в Пушкинском музее как раз проходила первая в Советском Союзе большая выставка работ Пабло Пикассо. Помимо этой выставки, с творчеством авангардистов молодой Целков мог познакомиться и во время посещений квартиры Георгия Костаки. Это был период первого сближения коллекционера с группой талантливых современных художников, не вписывавшихся в рамки официального стиля (среди них были Целков, Зверев, Рабин, Краснопевцев и др.). Костаки поддерживал их, покупая по одной-две работы каждого из них ежегодно. Примерно в это время в его коллекцию попал и «Мальчик с шариками» Целкова. В результате это одна из немногих сохранившихся ранних работ художника. Редкость, качество и провенанс картины были оценены Sotheby’s в £150–200 тыс., но, на наш взгляд, куплена она может быть и дороже. В ноябре 2008 года она была продана за £238 тыс. ($365 тыс.).

Еще одна ранняя работа в каталоге — холст Оскара Рабина «Город и луна (Социалистический город)» (лот 307, эстимейт £50–70 тыс.). Полотно датируется 1959 годом, художник здесь очевидно находится в поиске своего стиля, своей темы. Цветовая гамма уже тяготеет в сторону последующих темных барачных работ, в произведении уже появляется характерный впоследствии для Рабина мотив городских крыш. Для тех коллекционеров, кто собирает качественные работы разных периодов, а не только самых узнаваемых, холст «Город и луна (Социалистический город)» — настоящая находка. Работа наверняка достигнет верхней границы эстимейта.

Триптих Ивана Чуйкова (лот 315, эстимейт £60–80 тыс.) из самой известной в творчестве художника серии «Окна» был оценен Sotheby’s в £60–80 тыс. Учитывая, как хорошо в последнее время продаются произведения Чуйкова (другая работа из серии «Окна», к примеру, на июньских русских торгах Sotheby’s ушла дороже $250 тыс.), от этого триптиха из частной коллекции вполне можно ожидать продажи и за £100–150 тыс. В 2008 году текущий владелец заплатил за него чуть более £94 тыс. ($190 тыс.).

Самая высоко оцененная работа в каталоге аукциона Sotheby’s 1 декабря — полотно Эрика Булатова «Небо и море» (лот 316, оценка £600–800 тыс.). Это квинтэссенция позднесоветского периода в творчестве Булатова (работа датируется 1985 годом), в ней собраны самые знаковые концептуальные приемы художника, за которыми охотятся коллекционеры по всему миру. Картину «Небо и море» неизменно включали в персональные и коллективные выставки с участием Булатова начиная с 1988 года. Ее показывали в известнейших европейских музеях — Кунстхалле Цюриха, парижском Центре Помпиду, амстердамском Стеделийк-музее и других. Работа с оценкой под $1 млн, скорее всего, уйдет в пределах эстимейта — в районе £600–700 тыс. Две другие работы Булатова (лоты 320 и 321), датируемые 1960-ми годами, тоже наверняка будут проданы: все-таки художник не так часто появляется на торгах.

На три работы Владимира Вейсберга (лоты 324, 326 и 327) с оценкой в диапазоне от £25–35 тыс. до £40–60 тыс. уже сделаны предварительные онлайн-ставки. Холст «Короткие и длинные колонны» уже достиг нижнего эстимейта £40 тыс. Работы «Композиция с тремя кубами» и «Композиция с маленькой бутылкой» наверняка еще подтянутся. Учитывая текущие цены на работы Вейсберга, от лотов стоит ожидать ухода ближе к верхним эстимейтам.

Большая живописная работа Бориса Свешникова «Без названия» (лот 341, эстимейт £30–50 тыс.) — яркий образец раннего творчества художника. Наряду с гротескной образностью в духе Питера Брейгеля и Иеронима Босха, в работе прослеживается характерное для Свешникова этого периода противопоставление тем удовольствия и смерти: рыцарь слился в объятиях со своей обнаженной возлюбленной, лицо которой превратилось в череп. Столь яркая, запоминающаяся вещь наверняка уйдет в пределах или выше эстимейта — в районе £50–60 тыс.

Помимо вышеупомянутых работ, интересно будет проследить за торгами с участием работ Ильи Кабакова (лоты 354 и 355): скорее всего, обе будут проданы в пределах эстимейтов. Что касается произведений Семена Файбисовича (лоты 357, 358, 359), AI полагает, что проданы они не будут, т. к. эстимейты, на наш взгляд, завышены.

Завершая обзор торгов Sotheby’s «Послевоенное и современное российское искусство из частной коллекции», упомянем большую работу Владимира Янкилевского «Take a Train… IV» (наш прогноз — продажа в пределах эстимейта, около £100 тыс.) и великолепный пейзаж Василия Ситникова «Кремль» (здесь ожидаем хорошего превышения эстимейта — до £80–100 тыс.).

Christie’s. Russian Art
29 ноября 2021

Обзор торгов Christie’s «Russian Art» 29 ноября 2021 года начнем с топ-лота — полотна Ивана Айвазовского «Генуэзские башни в Черном море» (лот 21, эстимейт £700–900 тыс.). Большой, выразительный морской пейзаж, образцовый Айвазовский. Единственный минус — вещь довольно темная, такие обычно хуже покупают. Это, к слову, уже вторая попытка продать работу «Генуэзские башни в Черном море». Год назад на тех же ноябрьских торгах Christie’s она осталась без покупателя. Оценка была той же, что и теперь: £700–900 тыс. Остается надеяться, что за год кто-то из поклонников Айвазовского дозрел до покупки в рамках заявленного эстимейта. Тем более что работа не меняла владельца с 1980-х годов.

При взгляде на следующий лот у читателя наверняка возникнет ощущение дежавю. И совершенно оправданно: всего год назад полотно Константина Коровина «В саду», написанное около 1923 года, ушло с торгов в несколько раз выше оценки £200–300 тыс. Итоговый результат с комиссией аукционного дома составил впечатляющие £1,198 млн ($1,59 млн). Это был единственный лот каталога, перешагнувший семизначный ценовой порог. И вот всего через год работа вновь выставляется на торги — с оценкой уже £500–700 тыс. Полагаем, что по какой-то причине лот просто не был выкуплен. С высокой вероятностью эта отличная работа найдет покупателя и в этот раз, только, скорее всего, за нее дадут не более £600–700 тыс.

Среди графических работ в каталоге Christie’s выделяется рисунок мирискусника Александра Бенуа «Перед охотой в Гатчине» (лот 19, эстимейт £80–120 тыс). Оценка довольно высокая для графики, но тема охоты интересная, работу вполне могут купить в пределах эстимейта. Это, к слову, вариант иллюстрации к книге А. Попова «Григорий Орлов — Историческая поэма», изданной в Париже в 1946 году. Другой вариант работы на этот же сюжет, опубликованный в итоге в книге Попова, был продан с аукциона в 2009 году за £39,6 тыс. (рисунок шел под названием «Граф Орлов уезжает из Гатчины»).

Продолжая тему графики, охоты и исторических персонажей, обратим внимание на рисунок Ильи Репина «Пётр Великий и молодые бояре на охоте». Работа небольшая (25,4 × 40 см), но при этом оценивается в те же £80–120 тыс., что и более крупный репинский рисунок с Менделеевым из каталога Sotheby’s. Тем не менее от этой работы также ждем успешной продажи. Покупатели вряд ли останутся равнодушны к занимательному сюжету рисунка: Репин изобразил забавный случай, произошедший с Петром I. Молодые бояре наперебой звали его на охоту, и в итоге император согласился, но при условии, что приглашающие поедут без своих лакеев. В итоге неопытные юноши не смогли совладать с собаками и лошадьми и рассыпались по полю, многих ездоков лошади сбросили наземь. На рисунке видно, как от души хохочут над боярами сподвижник Петра Франц Лефорт и князь Юрий Ромодановский.

Рисунок «Петр Великий и молодые бояре на охоте» — вариант иллюстрации к знаменитому многотомнику Н. И. Кутепова «Царская охота на Руси». Дополнительным стимулом к хорошему аукционному торгу может стать пребывание рисунка в коллекции ленинградского художника Исаака Бродского, а затем его дочери Лидии Бродской.

Живописная работа Филиппа Малявина «Смех» отличного размера, качества и с характерными малявинскими «русскими бабами» оценена Christie’s в £120–150 тыс. Эстимейт, пусть и несколько завышенный, полагаем, будет преодолен кем-то из поклонников творчества художника. Все-таки это хрестоматийная вещь, автор которой угадывается и без взгляда на подпись. В последний раз картина «Смех» меняла владельца в середине 1990-х в частной сделке.

Завершаем обзор русских торгов Christie’s 29 ноября работой Владимира Лебедева «Девушка с букетом» (лот 20, оценка £250–300 тыс.). Вещь, безусловно, очень нежная. Женская тема вообще очень востребована у Лебедева. Однако это не живопись, а графика, поэтому оценка от £250 тыс. кажется чрезмерной. Наш прогноз: вещь останется непроданной.

Bonhams. The Russian Sale
1 декабря 2021

Топ-лот The Russian Sale в доме Bonhams 1 декабря — «Портрет полковника» кисти Валентина Серова. Это одна из последних работ художника, она написана в 1911-м, в год его смерти. «Портрет полковника» происходит из собрания искусствоведа, коллекционера и директора Русского музея (в 1951–1977) Василия Алексеевича Пушкарёва. К тому же работу экспонировали на достопамятной выставке к 150-летию Валентина Серова в Третьяковской галерее в 2015 году — той самой, на которую стояли многочасовые очереди на морозе. Эстимейт работы не публикуют открыто, но, полагаем, он находится в районе £500–700 тыс. Скорее всего, примерно за такую сумму портрет и будет продан.

Еще один топ-лот — живописный «Интерьер» Бориса Кустодиева (лот 11, оценка £70–90 тыс.). Работа написана в узнаваемом авторском стиле, в любимых кустодиевских оттенках зеленого, синего, красного. В отсутствие людей композиция наполнена иными героями — картинами самого Кустодиева. Интерьер дышит домашним уютом и гостеприимством: накрытый к чаю стол и пустой стул словно замерли в ожидании гостей. «Интерьер» вполне может быть продан выше эстимейта.

Еще один выразительный лот каталога Bonhams — зимний акварельный пейзаж Константина Юона «Главные ворота. Троице-Сергиева лавра». Работа потрясающе выписана, сюжет для художника знаковый, а потому предполагаем продажу даже выше оценки — около £30 тыс.

Приглашаем вас следить за «Русскими торгами» и вместе с нами анализировать их результаты. До старта осталось всего три дня.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20211126_Russian_Sales_forecast.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20211126_Russian_Sales_forecast.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».