Sotheby’s: $3,2 млн за нонконформистов
Каталог онлайн-аукциона Escape Artists был распродан на 79 % по лотам и 122 % по деньгам. Лучше всего продавались работы Рабина, Краснопевцева, Целкова, Плавинского, Пивоварова. Обновились рекорды Чуйкова, Пятницкого и не только
С 15 по 21 сентября 2021 аукционный дом Sotheby’s провёл тематические онлайн-торги, посвященные советским художникам-нонконформистам, Escape Artists — The Non-Conformists Online. Специализированный аукцион советского неофициального искусства проводится в Sotheby’s с 2018 года. В прошлом году аукционный дом даже придумал для наших нонконформистов новый бренд Escape artists (дословно: «Сбежавшие художники» или «Художники Исхода») — по-видимому, чтобы заманчивей звучало для слуха международного покупателя.
Грамотная раскрутка дает хорошие результаты: аукцион 2021 года по суммарной выручке с лихвой превзошел торги предыдущих лет. Всего было продано лотов на $3,23 млн (£1,87 млн в валюте торгов), что составило 122 % от среднего суммарного эстимейта. Для сравнения: в 2018–2020 годах результат специализированного аукциона нонконформистов Sotheby’s находился в диапазоне от $1,21 млн до $1,56 млн. Положительно мог повлиять переезд этих торгов из Нью-Йорка в Лондон (хотя торги и проводятся онлайн). Выросла и средняя цена проданного лота: с $12,8 тыс. в 2018 году до $34,1 тыс. в этом году. Всего же в рамках аукциона 15–21 сентября 2021 года было продано 79 % лотов (94 из 119).
Самой сильной и успешной на прошедших торгах была подборка произведений Оскара Яковлевича Рабина (1928–2018). Всего покупателям было предложено десять его работ, восемь из них — живопись. Все лоты рабинского стринга ушли с превышением эстимейтов. Общая выручка за все десять лотов достигла 229 % от суммарной оценки и составила £303,4 тыс. ($519,6 тыс.). С двух-, а то и трехкратным превышением эстимейтов были распроданы картины 1960–70-х годов, особо ценимые коллекционерами. Из ранних работ самой дорогой стала картина «Икона, газета и водка» (1973), проданная за £52,92 тыс. ($91,29 тыс.). Но, пожалуй, главной неожиданностью стала даже не эта продажа, а уход за ту же сумму £52,92 тыс. ($91,29 тыс.) позднего натюрморта 2004 года «Весенний завтрак с вербой». Этот холст превысил свой достаточно скромный эстимейт £6–8 тыс. как минимум в 7 раз и стал самым дорогим среди поздних работ Оскара Рабина.
Все три предлагавшихся работы Дмитрия Михайловича Краснопевцева (1925–1995) были распроданы, причем общая выручка за три лота — £219 тыс. ($375,4 тыс.) — составила 265 % от средней оценки работ. С наибольшим превышением эстимейта ушла ранняя работа 1958 года «Натюрморт с кувшином, палитрой и тюбиками с краской»: с нижнего эстимейта в £15 тыс. доторговались до £94,5 тыс. ($163 тыс.). Такой же цены £94,5 тыс. достиг «Натюрморт с пером и свитками» 1973 года (оценка £30–50 тыс.). Эти две работы стали вторым и третьим топ-лотами торгов Escape artists.
Самым же дорогим лотом онлайн-аукциона нонконформистов Sotheby’s стал живописный диптих Ивана Семёновича Чуйкова (1935–2020) «Фрагменты открыток и автопортрет». При оценке от £60 тыс. за эту работу первой половины 1980-х годов торговались до £214,2 тыс. ($369,5 тыс.). Этот диптих не только стал топ-лотом всего аукциона, но и самым дорогим произведением в аукционной статистике художника, ушедшего из жизни в ноябре 2020 года. До этого самой дорогой работой Ивана Чуйкова была работа из известной серии «Окна», проданная в июне этого года за $254,5 тыс. Справедливости ради отметим, что работ Чуйкова на торгах 15–21 сентября было шесть, но четыре из них остались без покупателей.
Поклонникам творчества Владимира Григорьевича Вейсберга (1924–1985) и Олега Владимировича Васильева (1931–2013) было предложено всего по одной, но крепкой работе этих авторов. Классический вейсберговский натюрморт «Композиция с ракушкой» (1972) достиг цены £75,6 тыс. ($130,4 тыс.). А живописная работа «Материализация сумрака» (1987) кисти Васильева досталась новому владельцу за £60,48 тыс. ($104,3 тыс.). Эти две картины заняли, соответственно, 4-ю и 5-ю строчку в топ-5 лотов торгов.
Не забудем упомянуть также продажу обеих живописных работ Олега Николаевича Целкова (1934–2021). Два натюрморта с грушами — «Ваза с грушами» и «Груша» — были проданы соответственно за £50,4 тыс. ($86,9 тыс.) и £30,24 тыс. ($52,1 тыс.).
Полностью была распродана подборка из пяти работ Виктора Дмитриевича Пивоварова (1937), причем все они существенно превысили эстимейты. Самой дорогой стала картина «Без названия» 1985 года: при оценке от £8 тыс. за лот заплатили в итоге в пять раз больше — £40,32 тыс. ($69,5 тыс.).
Были распроданы также три лота с работами Дмитрия Петровича Плавинского (1937–2012). Самой дорогой стала «Композиция с записками» 1988 года, проданная за £50,4 тыс. ($86,9 тыс.). Напомним, что одним из топ-лотов текущего AI Аукциона является замечательная ранняя работа Дмитрия Плавинского «Композиция с куском янтаря» (1960). Торги закрываются в пятницу, 24 сентября.
Помимо уже упомянутой продажи работы Ивана Чуйкова, ставшей самой успешной в аукционной биографии художника, обновился также рекорд цены для произведений Владимира Павловича Пятницкого (1938–1978): его живописная работа «Без названия» ушла за £37,8 тыс. ($65,2 тыс.). Кроме того, обновился персональный аукционный рекорд Сергея Александровича Волохова (1937) — участника Бульдозерной выставки, с 1991 года проживающего в Бельгии. Его работа «Россия» досталась новому владельцу за те же £37,8 тыс. ($65,2 тыс.).
Впрочем объективности ради, отметим, что не все предложенные Sotheby’s работы нонконформистов нашли своих покупателей. Провалился, к примеру, живописный триптих Владимира Борисовича Янкилевского (1938–2018) Take a train V, обладавший самым высоким эстимейтом — £100–150 тыс. В данном случае не в пользу работы могло сыграть одно из ее предполагаемых достоинств — большой формат (общая длина триптиха составляет свыше 4,5 метров). Кроме того, не нашлось желающих приобрести ни одну из предлагавшихся трех работ Семёна Файбисовича (каждая оценивалась в £50–70 тыс.).
Результаты специализированных торгов Sotheby’s произведениями художников-нонконформистов в очередной раз подтверждают актуальность и растущую популярность этого коллекционного направления не только у российских, но и у зарубежных коллекционеров. Мы в аукционном доме AI всегда стремимся предложить нашим покупателям качественные работы этих востребованных авторов. Следите за нашими торгами!
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210922_Sothebys_Escape_artists_results.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210922_Sothebys_Escape_artists_results.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.